Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Авторитаризм в Православии и в "нетрадиционных религиозных движениях". Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 04.02.2023, 22:10 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Осторожно: секты

Авторитаризм в Православии и в "нетрадиционных религиозных движениях". Часть 2

Автор: Виталий Питанов

Авторитаризм и Православие

Виталий Питанов

Организации, о которых речь пойдет ниже, существенно отличаются в этом аспекте своей жизни от Православной Церкви, их руководство может творить все, что захочет, так как над ними только один авторитет - их собственный, у них только один законодатель - они сами. Если в Православии духовный авторитаризм и слепая некритическая вера являются искажением всего строя духовной жизни, то в ряде организаций такое положение является нормой. Поговорим о них подробнее. Начнем с так называемых харизматов.

Харизматическому движению свойственны экзальтация и поиск сверхъестественных даров15. Жажда чуда, пожалуй, является отличительной чертой этого движения. При этом харизматические "пророки", в отличие от библейских пророков (см. Втор.3:1-3; 18:20-22), не считают для себя обязательным следовать Священному Писанию, поэтому к ним применимы слова Библии: "Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2 Тим. 4:3-4). Автор статьи не ставит перед собой задачу разобрать богословие харизматов, но любой желающий эту информацию может найти без труда16. Как харизматы относятся к своим духовным авторитетам? Обратимся к очень популярному в данное время17 харизматическому "пророку" Сандею Аделадже. Аделаджа пишет: "…я, как Божий пророк заявляю, что любое беспокоившее, мучавшее, пугающее вас обстоятельство находится под его контролем"18. Как видим, Аделаджа себя считает гласом Бога на Земле. Далее читаем: "Верьте Божьим пророкам и к вам придет успех. Мы иногда пренебрегаем людьми и воспитываем их не так, как того хочет Господь. Часто успех не приходит в жизнь людей потому, что они не верят тому пророку, которого наш Создатель поставил среди них. Никогда не пренебрегайте Божьим словом (т.е. словом Аделаджи. - В.П.) и Божьими служителями, и если о служителе будут говорить негативные вещи, то бегите оттуда (выделено нами. - В.П.), чтобы не потерять благословения. Если же служитель неправ в чем-то, то Слово говорит, что он не ваш раб, он Божий раб, и пусть Господь судит его (Слово говорит иначе, например, см.: Гал.1:8. - В.П.). Этот духовный принцип я использую в своей жизни.

Например, в служении одного известного Божьего помазанника для меня не все приемлемо. Но, во-первых, я никогда об этом не говорю, иначе никогда не поднимусь до его уровня. Во-вторых, если я позволю себе высказывать негативное мнение, то уже не смогу ему доверять и следовать за ним. Этого требует Господь, чтобы ваши благословения не были заблокированы"19. Можно ли себе представить, чтобы православный святой сказал: "я пренебрегаю людьми и воспитываю их не так, как того хочет Бог", при этом призвав следовать ему. И зачем следовать за человеком, если он не исполняет Божии заповеди и учит людей не тому, чего хочет Бог? Православный христианин даже представить такое не может, для харизматов же это норма. Аделаджа запрещает своим последователям критически оценивать свою личность: "Держитесь той же точки зрения, что и ваш наставник. Даже если вы видите, что ваш лидер или пастор в чем-то неправ, проигнорируйте это"20; "Многие верующие теряют благословения, которые могли бы изменить всю их жизнь. И это происходит по той причине, что они предпочитают иметь собственное мнение и быть независимыми"21. При этом критика Аделаджи, по его словам, вычеркивает человека из "Божьего плана", фактически он запугивает людей: "Никогда не обижайтесь на служителей Евангелия, чтобы тем самым не обидеться на свою судьбу. Потому что человек, обиженный на свою судьбу, вряд ли сможет добиться чего-то в жизни. Когда вы обижаетесь, ропщете на помазанника, то тем самым вычеркиваете себя из Божьего плана"22. Если Божий пророк стремится следовать воле Божией и ее исполнять, то Аделаджа поступает по-иному: "Из-за того, что люди не знают, что может им помочь, вы должны поступать так, как Иисус. Ходите и предлагайте себя (выделено нами. - В.П.) как решение проблем. Часто верующие склонны думать, что, если они помазаны, то пусть Бог Сам их и рекламирует. Такая скромность убивает. Она препятствует тому, чтобы человек стал великим, достиг чего-то в жизни"23. Что ж, Аделаджа от скромности явно не умрет. Мудрость, сходящая свыше, скромна (см. Иак. 3:17), но "мудрость" Аделаджи явно имеет другой источник, так что ожидать скромности от этого человека наивно. Стивен Хассен, американский психолог, много лет изучающий секты, пишет: "Группа становится деструктивной, когда лидер пользуется неограниченной властью с целью обмануть членов группы и лишить их индивидуальности и свободной воли"24. Вполне допуская, что Аделаджа искренен в своих претензиях на пророческий статус, нельзя не признать, что претендовать и быть - не всегда одно и то же. Идеи о своей безоговорочной власти над последователями, которые распространяет Аделаджа, указывают на то, что он - лжепророк, ведущий людей не к Богу, а к себе. Представить, что православный святой скажет, что он является панацеей от проблем своих учеников, будет кощунственно для любого православного христианина, но у харизматов позиция в этом вопросе их "пророка" не вызывает сомнений, впрочем, как выше уже было сказано, им запрещено сомневаться. Нужно заметить, что идея некритического отношения к духовному водительству не находит подтверждения в Библии: "Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя" (Прит. 9:8); "Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели" (1 Тим. 5:20); "Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда" (Прит. 12:1); "Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет" (Прит. 15:10); "Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым" (Прит. 19:20). Теперь рассмотрим еще одну организацию, претендующую на души россиян.

Кто в России не знаком со "Свидетелями Иеговы"? Пожалуй, таких не найдется. Эти люди называют себя христианами, при этом отвергают почти все, чему учит Евангелие. Более того, они, по сути, переписали Новый Завет заново, создав собственный перевод, который не имеет почти ничего общего с оригиналом и не признается ни светскими, ни христианскими специалистами и не используется нигде, кроме самой секты "Свидетелей Иеговы"25. Как рядовым свидетелям Иеговы следует относиться к своей организации? Вот что пишет руководство секты: "…Уповать на Иегову означает доверять тем, кому доверяет он. Например, Иегова поручил "верному и благоразумному рабу" (руководству секты. - В.П.) заботиться об интересах Царства на земле… Мы не пытаемся действовать независимо или игнорировать используемый Богом канал, поскольку мы доверяем установлениям Иеговы"26; "Чтобы иметь духовную защиту, нам нужно оставаться под крыльями Иеговы. Это значит не развивать в себе дух независимости. Давайте всегда сохранять близкие отношения с Богом Иеговой и его подобной матери организацией. Будем же всегда принимать их руководство и с любовью даваемый совет"27; "Теперь не время для независимого мышления или раздвоенного действия"28; "…Для сохранения единства христианин должен быть полностью согласен с соверующими в вопросах веры и знаний. Он не будет отстаивать свое личное мнение и держаться своих идей, когда речь идет о Библии. Он полностью уверен в истине, открываемой Иеговой Богом через своего Сына, Иисуса Христа, и через "верного и благоразумного раба""29. Как мы можем видеть, руководство секты приписывает себе пророческий статус, запрещает рядовым членам организации сомневаться в себе, развивать в себе "дух независимости", иметь собственное мнение о содержании и смысле излагаемых в Библии идей. Имеется и очень действенный способ уберечь свою паству от инакомыслящих и сомневающихся в пророческом статусе руководства секты: "Как же защититься от пагубных сомнений? Ответ прост: нужно сохранять "твердую веру", решительно отметая сатанинскую пропаганду и извлекая пользу из программы Божьего обучения… Сейчас очень важно прилагать все силы для того, чтобы поддерживать свою веру избегать всяких сомнений, подрывающих доверие к Иегове и его организации"30. Любая критика организации "Свидетели Иеговы", как внушает рядовым ее членам руководство секты, является "сатанинской пропагандой". Но если все же человек прислушался к критике и позволил себе иметь независимое от руководства секты мнение, то и на таких найдется управа: "С теми, кто по своей воле отказывается подчиняться этим законам, Божий народ перестает общаться. Сегодня нераскаивающихся грешников исключают из собрания - эта основанная на Библии мера помогает сохранять чистоту и непорочность поклонения Иегове"31. Так называемое лишение общения - по сути, отсечение бывшего члена от организации "Свидетелей Иеговы", и любой человек, продолживший общение с исключенным, сам оказывается перед лицом исключения. Поэтому все контакты с бывшими "Свидетелями Иеговы" члены организации должны пресекать. Вот что писал о мотивах людей, не желавших слепо следовать за руководством секты "Свидетели Иеговы", Реймонд Франц, родившийся в секте (его родители были "Свидетелями Иеговы") и пробывший в ней до шестидесяти лет: "Их стремление ставить на первое место Слово Божье преподносилось как результат амбиций, бунта, гордыни, грех против Бога. Не допускалось даже мысли о том, что они действовали, побуждаемые искренностью, любовью к истине или преданностью Богу. Не прилагалось ни малейшего усилия рассмотреть каждый случай отдельно, все были "свалены" вместе. Любой проступок или неверные побуждения людей, оставивших организацию, приписывался всем ушедшим оттуда. … В кругу Свидетелей по всему миру прошло огромное количество грязных слухов. Преданных христиан, придерживающихся самых высоких нравственных норм, обвиняли в супружеской неверности, гомосексуализме, лицемерии, себялюбии, говорили, что они пытаются установить культ собственной личности. Членов пожилого возраста отметали как "умственно поврежденных" или "маразматиков""32. По сути, руководство секты и рядовые члены организации "Свидетели Иеговы" не считают, что выход из их организации может быть оправдан, поэтому всякий покидающий ряды членов "Свидетелей Иеговы" получает в награду целый букет обвинений, о которых писал Реймонд Франц. Что же касается реальных мотивов, которые подталкивают людей к выходу из секты, то о них Франц пишет: "…я считаю, что стремление не искажать Слово Самого Бога, не быть лицемерным, не притворяться, что веришь в то, во что на самом деле не веришь, не поддерживать то, что не позволяет поддерживать совесть, не осуждать то, что нигде в Писании не осуждается, - это стремление является таким же определяющим фактором для истинности побуждений людей, занимающих эту позицию. Я знаю многих, кто явственно выказывает такое стремление и кого, тем не менее, клеймят как "отступников", "антихристов", "орудия сатаны". И раз за разом доказывается: единственным основанием для такого осуждения было то, что эти люди не могли искренне согласиться с учением и работой организации"33. Плоды же слепого подчинения таким организациям, как "Свидетели Иеговы", плачевны, так как руководство сект творит все, что хочет, например в 1946 году руководство секты "Свидетели Иеговы" запретило своим последователям делать прививки, в 1952 году запрет был снят, в 1968 году была запрещена пересадка органов, в 1980 году последовала отмена запрета, запрет же переливать кровь, уже унесший тысячи жизней, до сих пор в силе и собирает свою кровавую жатву, если же и его впоследствии отменят, то никто из руководства секты не принесет даже извинений за смерти тех, кто был верен этому запрещению34. Неограниченная власть и безответственность - страшная сила, несущая смерть людям, живущим сейчас рядом с нами. Особенно это стоит помнить тем, кто пытается уверить общественность, что все религии равноценны и одинаково нужны нашей стране.

Следующая организация, которую мы рассмотрим, - мормоны, или, как они сами себя называют, "Церковь Иисуса Христа Святых последних дней"35. Как и "Свидетели Иеговы", данная секта называет себя христианской, при этом не имея к христианству никакого отношения, мормоны придерживаются негативного мнения о традиционном христианстве, считая, что истинное христианство погибло еще во времена Римской Империи, а христианство, существующее ныне, основано на языческих верованиях и является лжехристианством36, но мы акцентируем внимание на вопросе духовного авторитаризма, а не на учении секты37. Если вы обвините в авторитаризме мормонов, то они будут уверять вас, что ничего подобного в организации нет, впрочем, то же самое будут говорить и "Свидетели Иеговы". На практике это не совсем так. Вернее будет сказать, что в литературе, издаваемой мормонами, есть немало спекуляций на тему свободы и свободного религиозного выбора человека38, но в этой же литературе можно прочитать еще и кое-что иное: "Пророк - это человек, призванный быть Его заместителем на земле, и, когда он говорит за Бога, то это словно говорит сам Бог… Ни одна личность, кроме избранного пророка и председателя Церкви, не может узнать волю Божью для членов Церкви… Мы должны следовать его [пророка] учениям полностью, а не выбирать только часть его совета, отказываясь от того, что нам неприятно или трудно"39. Нужно заметить, что в Православной Церкви нет такой личности, которая единолично определяла бы учение всей Церкви. У мормонов это не так. Ну, а как в плане критики и подчинения следует относиться к "пророку" мормонизма рядовым членам этой организации, автор полагает, читателям объяснять не нужно. Поэтому мы перейдем к следующей организации, к оккультному учению, имеющему два названия, - живая этика и агни-йога.

Агни-йога - чуждое христианству учение, которое пытается всех уверить в обратном40. Читая письма Елены Рерих, мы можем обнаружить, что агни-йога приветствует критику: "Должна сказать Вам, что проявление непредубежденной, разумной критики или, вернее, обсуждение прочитанного и услышанного всегда и всюду необходимо, иначе, как разовьем мы свое сознание и мышление?"41. Но и в случае с агни-йогой мы сталкиваемся с той же самой ситуацией, которая присутствовала и в рассмотренных выше сектантских организациях: декларация свободы остается лишь декларацией. Читая же книги самой агни-йоги, мы можем увидеть, что любое сомнение в ее учителях недопустимо. В частности, в агни-йоге можно найти следующие утверждения: "…Мы предупреждаем против сомнения… . Можно напомнить, как ученики сомневались в силе Учителя и немедленно получали удар, который назывался судьбой"42; "Не следует вносить хотя бы тень сомнения в Наши дела"43; "Внесение сомнения будет излюбленным способом приближения темных"44. Нужно заметить, что сама Елена Рерих, несмотря на свои уверения в терпимости к критике, в тех случаях, когда она сталкивалась с реальной критикой своего учения, была очень жестка и непримирима к критикам45.

Следующая организация, на которой мы остановимся, - "Международное Общество сознания Кришны"46. Эта секта не имеет никакого отношения ни к христианству, ни к традиционному индуизму47. То, что данная структура авторитарна и обожествляет свое руководство, кришнаиты почти не скрывают: "Богооткровенные писания48 гласят, что духовному учителю следует поклоняться, как Верховной Личности Бога, и чистые преданные Господа повинуются этому предписанию. Духовный учитель - самый доверенный слуга Господа. Склонимся же в почтении к лотосным стопам нашего духовного учителя,… чтобы воспринять трансцендентное знание, человек должен обратиться к гуру. Следовательно, если Абсолютная Истина одна, относительно чего, мы полагаем, нет двух мнений, не может быть также и двух гуру… Только тем великим душам, которые непоколебимо верят в Господа и духовного учителя, сам собой открывается весь смысл ведического знания"49. У читателей, как полагает автор, вряд ли возникнет недопонимание того, как рядовые кришнаиты относятся к словам своих учителей, которым следует "поклоняться как Богу". Вопрос о критическом подходе в такой ситуации снимается сам собой.

Что можно сказать, завершая статью? Авторитет хорош только в том случае, если он легитимен и имеет под собой серьезное основание. Следование ложным авторитетам, особенно тем из них, которые присвоили себе право говорить от имени Бога, плохо кончается. Например, в 1978 году в южно-американском государстве Гайяна почти тысяча человек приняли яд по приказу самозваного "пророка" Джим Джонса50; имеется немало и других свидетельств кровавых преступлений подобного рода самозванцев51. Авторитет сектантских лидеров всегда строится на лжи и демагогии. Они присваивают себе то, что им не принадлежит. О них предупреждает Священное Писание: "…восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24:24). Из желания прельстить эти люди всегда стремятся выдать себя за христиан, не имея к исторически сложившемуся христианству никакого отношения. Если Православие приветствует критичное отношение к своей вере и пастырям, то в сектах подобный подход отвергается. Какой подход более импонирует читателям, решать им самим. В любом случае, задумайтесь, прежде чем становиться членом той организации, которая запретит вам думать и принимать самостоятельные решения относительно вашего духовного пути. И не забывайте: чем больше человек знает о традиционных религиях и чем лучше в них разбирается, тем меньше шансов у разных мошенников из "нетрадиционных религиозных движений" его совратить.

©Питанов В.Ю.

Литература
15 См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского. 2003.
16 Например, см.: Бёрджесс С.М., Мак-Ги Г. Б., Александер П. Х. Богословие позитивного исповедания. С-064. Центр апологетических исследований. На сайте данного центра вы можете найти и другие материалы, посвященные харизматам. http://www.apolresearch.org
17 2006 год.
18 Аделаджа С. Божья засада против ваших врагов. Киев. Светлая звезда. 2000. С.35.
19 Там же. С.36.
20 Аделаджа С. Ты и твой пастор: правильное восприятие Божьих даров. Киев. Светлая звезда. 2001.С.67.
21 Там же. 2001.С.66.
22 Там же. 2001.С.36.
23 Аделаджа С. Дорога к твоему величию. Киев. Светлая звезда. 2000. С.24.
24 Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб., Прайм-ЕВРОЗНАК. 2001. С.48.
25 О богословии "Свидетелей Иеговы" и иных вопросах, связанных с деятельностью этой организации, можно найти много хороших материалов на сайте Центра апологетических исследований. http://www.apolresearch.org
26 Сторожевая башня. 1 марта 2003. С.17.
27 Сторожевая башня. 15 июня 2001 года. С.26.
28 Организованы проводить наше служение. Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania.1990.С.8.
29 Сторожевая башня. 1 августа 2001 года. С.14.
30 Сторожевая башня. 1 июля 2001 года. С.19-20.
31 Сторожевая башня. 1 марта 1999 года. С.13.
32 Франц Р. Кризис совести. М., Триада. 2000. С.45.
33 Там же. С.49.
34 Рид Д.А. За кулисами Сторожевой Башни. Разоблачение организации "Свидетели Иеговы". СПб., 1998.С.120-121.
35 См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского. 2003.
36 См.: Основы Евангелия. Издательство Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. С.105.
37 О мормонах много материалов на сайте Центра апологетических исследований. http://www.apolresearch.org 38 Например, см.: Основы Евангелия. Издано Церковью Иисуса Христа Святых последних дней. С.21-24.
39 Основы Евангелия. Солт-Лейк-Сити. Юта. Издательство Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. 1981. С.47, 49, 50.
40 См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.orthodox.ru/
41 Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.1. С.359. Письмо. 08.11.34.
42 Агни-йога. Надземное. 177.
43 Агни-йога. Знаки агни-йоги. 246.
44 Агни-йога. Надземное. 26.
45 Например, см.: Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.2. С.56, 280. Письма. 15.10.35; 09.12.36.
46 См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского. 2003.
47 См.: Питанов В.Ю. Кришнаизм, как традиция поклонения обману и смерти. http://apologet.orthodox.ru/
48 Правильнее было бы сказать - писания, используемые сектой.
49 Шрила Бхактиведанта Свами. Необходимость в духовном учителе. http://hari-katha.org/svami/my_guru.htm 50 Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., Питер. 2000.С.32.
51 См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского. 2003.

Начало статьи


Ложные аргументы противников христианства
Как отличить ученого от лжеученого, научную работу от псевдонаучной?


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Осторожно: секты | Добавил: Pravklin (19.05.2010) | Автор: Виталий Питанов
Просмотров: 2265
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2023 Яндекс.Метрика