Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Некоторые аскетические и вероучительные аспекты в изучении текста Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 04.10.2022, 14:18 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

Некоторые аскетические и вероучительные аспекты в изучении текста Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста

Автор: Протоиерей Борис Балашов

В этой статье мне хочется показать пример, как можно изучать православное вероучение с разных сторон, основываясь на богослужебных текстах.

Изучение текста Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста

Протоиерей Борис Балашов

Во время совершения проскомидии после каждения приготовленных для освящения на Литургии жертвенных хлеба и вина, священник читает молитву предложения, в которой говорится об одной из целей, с которой совершается эта Литургия: "Помяни, яко Благ и Человеколюбец, принесших, и ихже ради принесоша; и нас неосуждены сохрани во священнодействии Божественных Твоих Таин".

Таким образом, не самая главная, но одна из целей служения Божественной Литургии - это ходатайство Божиего народа об участвующих в служении Таинства Евхаристии православных христианах - "принесших" - и других членах Святой Православной Церкви - "ихже ради принесоша".

О ком ходатайствует Церковь, становится ясно из рассмотрения самого чина проскомидии. Так из четвертой служебной просфоры вынимаются частицы за церковные власти, священнослужителей и за "всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение, Твоим благоутробием (т.е. Любовью) Вслеблагий Владыко". Кроме того из этой же четвертой просфоры вынимаются частицы за "богохранимую страну нашу и православных людей ея".

Из пятой же просфоры вынимаются частицы "О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных и блаженных создателей святаго храма сего… Также поминает рукоположившего его архиерея, и других, ихже хощет, усопших по имени… И конечне глаголет сице: И всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших, православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи".

Таким образом, ходатайственные молитвы Церкви на проскомидии включают в себя прошения не только о живых членах Святой Православной Церкви, но и об умерших, причем не только наших близких, которые известны нам по именам, но и всех скончавшихся в вере и ожидающих общения с Богом в Царстве Небесном.

Ходатайство об усопших продолжается и на заупокойной эктенье и молитве на Литургии, где совершается моление об очищении от греха душ умерших православных христиан: "Всякое согрешение, содеянное ими словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог, прости…"

Большое разнообразие носят ходатайства о живых членах Церкви на многих эктеньях.

После благословения и преложения Святых Даров снова совершаются ходатайственные молитвы о живых и скончавшихся членах Церкви. Об умерших: "Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших,.. и о всяком дусе праведном, в вере скончавшемся". Или по-русски: "Еще приносим Тебе эту словесную службу о скончавшихся в вере… и о всяком праведнике, скончавшемся в вере".

Молитвы о живых касаются далеко не только жизни и здоровья людей. В тех же ходатайственных молитвах после преложения Святых Даров к Богу возносится просьба: "Якоже быти причащающимся, во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго…"

Епископ Виссарион (Нечаев) так объясняет эти последние слова: священник молит Бога, "чтобы освященные Дары послужили для них к душевной трезвенности (к духовной бдительности), к отпущению грехов, к общению Духа Святого, к достижению полноты блаженства в Царстве Небесном…" (Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на Божественную Литургию. Киев, 2001. С. 189).

Молитвы о живых членах Церкви совершаются об их спасении и духовном возрастании. Многократно звучит обращение Церкви к православным христианам: "Сами себе, и друг друга, и весь живот наш (т.е. всю жизнь нашу) Христу Богу предадим".

В словах молитвы третьего антифона возносятся прошения о православных христианах. Ради удобства объяснения будем приводить цитаты из текста Служебника по-русски: "Сам и ныне исполни прошения рабов Твоих им на пользу, доставляя нам в нынешнем веке познание истины и в будущем даруя вечную жизнь".

Познание истины, это не только теоретическое знание о Боге и Его Откровении, это и приобщение к праведной и благоугодной жизни христианина на земле.

В молитве перед пением Трисвятого звучит мотив постоянной борьбы с грехами в жизни христианина: "Не презирающий согрешающего, но установивший покаяние во спасение,.. прости нам всякое согрешение, вольное и невольное, освяти наши души и тела, и дай нам с благоговением служить Тебе во все дни жизни нашей…"

Очень ярко звучит мольба Церкви о духовном горении христиан и помощи Божией в понимании и исполнении Евангелия Христова для духовного возрастания верующих людей в молитве перед чтением Евангелия: "Зажги в сердцах наших, человеколюбивый Владыка, Твоего богопознания нетленный свет и открой очи ума нашего для уразумения евангельской Твоей проповеди. Вложи в нас и страх пред благими Твоими заповедями, дабы мы все похоти плотские победив, проводили жизнь духовную, лишь то что благоугодно Тебе, мысля и то совершая".

В Служебнике перед приготовительной частью Литургии - проскомидией - находится предисловие, в котором говорится о самых необходимых условиях, при которых может достойно совершаться это важнейшее христианское богослужение: "Священник, хотящий совершать Божественное Тайнодействие, должен быть, во-первых, примиренным со всеми и не иметь ни на кого обид, и сердце, насколько только в силе, хранить от лукавых мыслей…"

Поскольку молитва к Богу принадлежит не только уму, а в первую очередь сердцу, то именно оно должно быть максимально подготовлено к встрече с горним миром во время святейшего Таинства Евхаристии. Эта подготовка выражается в примирении с людьми, прощении обид, усиленном хранении своего внутреннего мира от всякого грешного и противного Богу не только в действиях, но и в мыслях. Разумеется, эта аскетическая работа должна проводиться не только священнослужителями, но и всеми православными христианами, стремящимися к встрече с Богом в Таинстве Святого Причащения.

В первой молитве верных возносится прошение о духовном очищении православных христиан, а особенно участвующих в Евхаристии и готовящихся к Причащению: "О прощении наших грехов и грехов неведения народа; прими, Боже, молитву нашу, сделай нас достойными приносить Тебе молитвы, и моления, и бескровные жертвы за весь народ Твой…"

Схожие мысли мы видим и во второй молитве верных: "Вновь и многократно припадаем мы к Тебе и молимся Тебе, благой и человеколюбивый, чтобы воззрев на моление наше, Ты очистил наши души и тела от всякой скверны плоти и духа и даровал нам неповинное и неосужденное предстояние пред святым Твоим жертвенником. Даруй же Боже, и молящимся с нами преуспевание в жизни и вере и разумении духовном; дай им всегда со страхом и любовью служить Тебе и неповинно и неосужденно приобщаться к Святым Твоим Таинствам, и сподобиться Небесного Твоего Царства".

Помимо очищения грехов, как начального этапа подготовки к встрече со Христом в Таинстве Евхаристии, необходимо глубокое молитвенное участие в совершении Литургии в храме. А для того, что-бы все это могло происходить, необходимо совершать труд, разумеется, с призыванием Божией помощи в духовном возрастании и глубоком осмыслении и понимании учения Христова.

В молитве приношения, совершаемой перед пением Символа веры, говорится: "Господи Боже Вседержитель, Один Святой, принимающий жертву хвалений от призывающих Тебя всем сердцем, прими молитву и нас, грешных, и принеси к святому Твоему жертвеннику, и сделай нас способными принести Тебе дары и жертвы духовные за наши грехи и за грехи неведения народа, и сподоби нас обрести милость в очах Твоих, чтобы жертва наша была благоприятною и чтобы благой Дух благодати Твоей снизошел на нас и на предлежащие Дары эти и на весь народ Твой".

Молитва совершаемая одними устами без участия сердца и ума, к Богу не восходит, как и молитва человека гордого и самодовольного. Только осознание грехов приводит душу человека в смиренное состояние, в котором только и можно предстоять пред Богом.

Целью совершения Литургии, как следует из текста молитвы, является освящение Святым Духом предложенных на престоле Хлеба и Вина. Помимо этого, призывается сошествие благодати Святого Духа на предстоящий в храме и участвующий в Евхаристии народ.

В молитве Евхаристического канона перед благословением Святых Даров священник возносит молитву Богу: "Ещё приносим Тебе эту словесную и бескровную службу, и просим, и молимся, и умоляем: ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на предлежащие Дары эти".

Таким образом устанавливается благодатная духовная связь между принимающим участие в совершении Евхаристии православным христианином и Христом. Не только Агнец - Евхаристический Хлеб - становится Телом Христовым. Телом Христовым становится и община верующих, участвующих в Таинстве Святого Причащения.

В молитве перед Причащением священник молится Спасителю: "Внемли, Господи Иисусе Христе Боже наш, из святого жилища Твоего и с престола славы Царствия Твоего и приди освятить нас, на высоте вместе с Отцом восседающий и здесь невидимо пребывающий вместе с нами; сподоби сильною Твоею рукою преподать нам Пречистое Тело Твое и Драгоценную Твою Кровь и через нас - всему народу".

Цель молитв на Литургии - освящение человека через действие Благодати Божией и Причащение Тела и Крови Христовых. Освящает, как следует из текста молитв - Сам Христос. А кто причащает? По тексту молитв причащает Сам Иисус Христос Своею "сильною… рукою" руками священников.

А кто же совершает Божественную Литургию? Понятно, что совершает богослужебные действия, т.е. священнодействует, священник. Но вот произносятся установительные слова Таинства: "Примиите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов". Кто их произносит? - Священник, а он что, от самого себя говорит народу? Неужели у верующего человека возникнут мысли, что священнослужитель им предлагает свои тело и кровь? Нет, конечно! Ясно, что пастырь озвучивает своим голосом слова Христовы. Как и при чтении Евангелия священнослужитель своим голосом читает Слова Христовы - Евангелие.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что священник священнодействует, служит Таинству, а совершает Таинство Евхаристии - Сам Христос.

На Божественной Литургии много действий, которые напоминают нам Тайную Вечерю. Является ли Божественная Литургия повторением Тайной Вечери?

Перед Причащением, как и дома во время чтения Последования ко Святому Причащению, мы читаем такие слова молитвы: "Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими". О чем мы молимся? О том, чтобы сегодня - "днесь" - Сын Божий принял меня участником той Тайной Вечери, которую Он совершил в Великий Четверг. Таким образом, этими словами выражается вера Православной Церкви в то, что мы не повторяем, а таинственным образом участвуем в той самой Тайной Вечери, которую совершил Богочеловек в Страстной Четверг, через церковное Богослужение - совершение Божественной Литургии.

Фото: Геннадий Алексеев

Богослужебные тексты как источник вероучения. Путь согрешившего человека к древу Жизни
Тайная Вечеря - вкушение плодов от Древа Жизни


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (12.03.2011) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 1914
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика