Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Письмо Татьяне
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 23.05.2019, 19:44 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Христос Воскресе!
Пасха
Христос Воскресе!


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Литература, искусство

Письмо Татьяне

Автор: Юлия Павлюк

Когда я училась в 4-6 классе, у нас была классным руководителем Светлана Николаевна Шарковайте, которая параллельно возглавляла школьный драмтеатр. В спектаклях принимали участие все – от мала до велика. Мы, малыши, делали тогда на сцене только первые шаги, а старшеклассники очень серьезно, вдумчиво относились к этим постановкам – вникали в образ, сами создавали костюмы и декорации. Для учителя, как я теперь понимаю, это была возможность в неформальной обстановке поговорить с ребятами о главном, носителем чего во время нашего безрелигиозного детства были произведения классиков.

Наши занятия в драмкружке были удивительными, но в этой школе я, к сожалению, проучилась всего три года (мы с родителями переехали в другой город). Перед отъездом учительница подарила мне книгу «Евгений Онегин» с надписью: «Мне очень хочется, чтобы эта книга была твоим постоянным спутником в жизни».

Книгу я прочла впервые тогда, когда этого потребовала школьная программа, т.е. классе в 9-10. Не скажу, чтобы она меня поразила и запомнилась, хотя литература была «моим коньком», и учитель тогда была у нас тоже просто замечательная. Но почему именно эта книга должна быть со мной, я очень долго не понимала.

Вновь и в полном смысле слова «открыла» я ее уже спустя много лет, как и другие произведения А.С. Пушкина… Какое знание людей, какая точность суждений, тонкая ирония, но в то же время, мягкость, такое «прикладное Православие», если так можно выразиться! Во многих жизненных ситуациях с тех пор я к ней мысленно возвращаюсь…

Очень жаль, что в школьные и даже студенческие годы многим, как и мне, непонятна глубина произведений классиков. Наша русская литература насквозь пронизана Православием, она вышла из евангельской традиции, и изучать ее в школьной программе нельзя иначе, как сквозь призму Евангелия. Тогда классика «оживет», станет близка и вполне современна, ведь духовные законы неизменны.

Взять хотя бы Онегина и Ленского. Каким показательным мог бы быть их конфликт, адаптированный к нашей действительности…

Представьте, в городе N в неком офисе появляется новый сотрудник – баловень судьбы, везунчик и счастливчик Владимир Ленский. И начинает он работать в подчинении у Евгения Онегина. Евгению он, в общем-то, симпатичен своими деловыми качествами, позитивностью, беззлобием. И поначалу все складывается вроде бы неплохо. Но вдруг… в жизни Ленского происходит катастрофа. Любимая теща, в поисках смысла жизни, уходит к иеговистам, жена Ольга теряет работу, сидит дома, но за детьми не смотрит и все чаще начинает гулять не с ними, долги растут, стихи не пишутся, и в голове у еще духовно неокрепшего Владимира происходит коллапс… Ведь, как сказал Поэт:

Он сердцем милый был невежда

На службу он постоянно опаздывает, все чаще трудится вне офиса, берет дополнительную работу, но и с ней не справляется... А Онегин уже начинает терять терпение... Искушенный и опытный, он, конечно же, подозревает худшее. То Ленский представляется ему коварным мошенником, который хочет слить конкурентам базу данных VIP-клиентов, то ловким авантюристом, отмывающим откаты заграницей, то циничным ворюгой, ловко втершимся в доверие… Поначалу он еще пытается приструнить Владимира, но они мыслят настолько по-разному, что просто не слышат друг друга.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой…

И кроме того, как метко подметил А.С. Пушкин, «мы все глядим в Наполеоны», поэтому нам порой очень сложно найти общий язык.

Устав мучить и без того усталый ум, Евгений, наконец, обращается за помощью к папе-директору. Папа сыну доверяет на 200 % и недолго думая, вводит дополнительные санкции – в результате и без того измученный Владимир получает хорошую трепку от высшего руководства.

Казалось бы, на этом можно поставить точку, но Онегину почему-то начинает казаться, что Ленский наказан недостаточно и все еще малопочтителен. Со своей стороны он дополнительно нагружает Владимира совсем не должностными обязанностями. И тогда оскорбленный Ленский, не выдержав комплексных мероприятий по перевоспитанию, «бросает ему перчатку в лицо».

О, современные Онегины! Они все реже принимают открытый вызов и все более склонны вести информационную войну с привлечением папиных ресурсов… Но мы не будем вдаваться в подробности и оставим в этот момент бедного Евгения, который уже просто не в силах остановиться: видя в каждом шаге «противника» мнимую угрозу для своего авторитета, он изобретает все новые способы отмщения…

Периодически недоумевая, почему после многократных попыток наладить отношения с шефом тот по-прежнему бушует, Ленский просто уходит в сторону. Что ж! Оставим и Ленского – пить валерьянку, ругать иеговистов и заниматься самокопанием, ведь у поэтов тоже свои причуды…

Но как нам быть в этой ситуации с отцом? Онегин «вешал ему лапшу на уши» все это время. Осознанно или нет – вот в чем вопрос, ведь в первом случае, это уже на предательство похоже…

О, что же должно произойти, чтобы наш герой это понял? Ему бы поговорить с папой по-человечески, но разве в нашей жизни такое чудо возможно?

Чудо преображения человеческой души – тема высокого искусства. У Пушкина так и произошло, и «несчастной жертвой Ленский пал» не напрасно, как ни странно это звучит. Если бы не эта жертва, то не было бы и письма к Татьяне в финале романа «Евгений Онегин» – того самого, которое мы все заучивали в школе наизусть, но смысла – увы! – так и не поняли.

 


Дойти до конца и остаться человеком
Книга «О смысле жизни» протоиерея Николая Иванова

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: jula (20.04.2019)
Просмотров: 157
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2019 Яндекс.Метрика