Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 17.01.2019, 03:07
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождество Христово
Рождество Христово
7 января -
Рождество Христово



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Актуально

Предстоящие события




Главная » Вопросы священнику
Чтобы задать вопрос, зарегистрируйтесь на сайте
Ваш вопрос появится в общем списке вместе с ответом

Как можно правльно прочитать молитвеное правило к Причащению, если нет возможнасти вычитать накануне Последование ко Святому Причащению вместе с тремя другими канонами? Мне посоветовали читать быстро и бегло, чтобы успеть все прочитать, но тогда я сам не понимаю, что читаю

Здравствуйте, Алексей!

Подумайте, если даже Вы не понимаете, что говорите Богу, то, наверное, и Бог не сможет понять, что Вы хотите Ему сказать. Есть ли смысл просто "вычитывать" молитвы? Неужели Вы думаете, что Господь не знает содержания тех молитв, которые находятся в молитвословах?

Можно внимательно прочитать весь Новый Завет и посмотреть, что там говорится о "вычитывании молитв". Ответ могу даже подсказать: ничего! Ничего подобного в Слове Божием нет и быть не может.

Если мы встречаемся с друзьями, то вряд ли нам будет приятно, когда вместо искреннего разговора они будут сухо, без мыслей и чувств читать по бумажке заранее заготовленную умную речь. Тексты молитв не нужно просто озвучивать, да еще с большой скоростью, стоя перед иконой. Напротив, надо стараться молиться, пользуясь словами, которые излились со скорбью и слезами из сердец святых подвижников. Ведь именно такие образцы молитв предлагает нам в молитвословах Православная Церковь.

Молиться нужно в таком темпе, в каком мы сами можем понять и прочувствовать слова молитв. Читая их вслух или про себя, нужно понять те слова, которые читаем. Причем не только понять, но и согласиться с ними: да, мы действительно так думаем и полностью разделяем те мысли, которые содержатся в этих словах. Но кроме осмысления молитвенных слов надо стремиться к тому, чтобы слова молитв коснулись и наших сердец. Последнее условие - самое трудное и не всегда выполнимое. Но пытаться его выполнить необходимо.

Кроме того, чтобы Бог слушал наши молитвы, нужно исполнить еще некоторые условия. В Служебнике, книге, по которой священник совершает Литургию, написано о самых главных требованиях, которые нам нужно соблюсти, чтобы можно было причащаться. Во-первых, нужно быть со всеми примиренными и не держать в своей душе ни на кого зла или обид. Во-вторых, насколько это в наших силах, - хранить свое сердце от грешных и нечистых мыслей.

Относительно величины молитвенного правила могу сказать, что нам дан прекрасный образец молитв, подготавливающих и настраивающих наш ум и сердце для живой встречи с Богом в Таинстве Святого Причащения. Для младших школьников можно рекомендовать внимательное чтение нескольких коротких молитв, находящихся в конце правила ко Святому Причащению. По мере возрастания ребенка следует постепенно увеличивать количество молитв, но делать это надо осторожно, чтобы чтение молитвенного правила не смогло перейти в механическое вычитывание.

Для взрослого человека нужно более углубленное чтение молитв и в большем объеме. Почему? Потому что мы подобны сильно расстроенному пианино. Чтобы зазвучала музыка, которая хоть на что-то похожа, надо каждый раз старательно и долго его настраивать.

Если Вам не под силу прочитать все Последование ко Святому Причащению с дополнительными канонами в один день, то накануне Причащения со вниманием прочитайте само Последование с каноном и молитвами, прочитав прочие каноны - Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю - в предыдущие дни, по канону в течение нескольких дней подряд. По крайней мере, при невозможности прочитать полное правило не следует сокращать само Последование с каноном и молитвами. При этом можно Последование разделить на две части: отделить канон от молитв ко Святому Причащению.

Перед молитвой нужно успокоиться, забыть на время о земных делах и во время молитвы постоянно отгонять все мысли, которые не имеют отношения к нашему разговору с Богом. Конечно же, перед молитвой надо постараться со всеми примириться и всех простить. Необходимо понять, что сейчас мы подготавливаемся к самому главному в жизни - встрече с Богом.

С уважением, протоиерей Борис Балашов.

Добавил: Алексей



Что является причиной существования Бога, кто сотворил Бога и когда Он появился?

Здравствуйте, Настя!

Современная наука считает, что возраст всего существующего мира и всей вселенной - около 15 млрд. лет. О сроках спорить не будем, это дело ученых. Но, если уж наука признает начало существования мира, следовательно, мир не безначален и не бесконечен. На языке веры мы скажем, что мир сотворен Богом и с этого момента ведет отсчет своей истории.

Все существующее на земле и в мире имеет причину своего существования. Наука может говорить о материальном мире с момента его возникновения, но ничего не может сказать о причине его появления, так как это не входит в ее компетенцию. Это входит в компетенцию веры.

Все происходящее в мире имеет свои причины. И кажется, что этот причинный ряд будет продолжаться до бесконечности… Однако, мир имеет свое начало и не бесконечен. С этим согласно и христианство, и наука. Если так, то бытию всего существующего есть конечная причина - первопричина. Таковой первопричиной является Бог, создавший весь мир.

Кто явился причиной бытия Бога, создавшего мир? Как первопричиной бытия всего конечного мира является Бог, так и причина бытия Самого Бога будет в Нем Самом.

Если рассуждать иначе и искать причину существования Бога вне Его Самого, то мы упираемся в "дурную" бесконечность последовательного ряда причин. Другими словами, каждому явлению есть своя причина, той - своя, той - своя… и так это будет продолжаться бесконечно, никогда не кончаясь. Подобным образом легко было говорить, когда в обществе была обязательной философия марксизма, который в свою основу клал слепую, ничем не обоснованную веру в вечность и бесконечность материи. Однако, серьезная наука не видит оснований для утверждений о вечном существовании материи. Поэтому всем явлениям не может существовать бесконечный ряд причин, он всегда должен прийти к первопричине. Абсолютной причиной бытия всего существующего, в том числе и Самого Себя, есть Бог.

Было ли время, когда Бога не было, и когда Бог появился? Пространство и время являются категориями измерения сотворенного Богом материального мира. До существования мира не могло быть его измерения, как до момента начала жизни ребенка под сердцем матери не могло быть истории его жизни и времени его существования.

Время появилось вместе с сотворенным миром, поэтому не может быть времени, когда не было Бога, Творца времени. Бог вечен, Он есть всегда.

С уважением, протоиерей Борис Балашов

Добавил: Настя



Чем отличаются иудеи от евреев и кто вообще они такие?

Здравствуйте, Андрей!

Иудеи - это потомки Сима, сына Ноя, о котором мы читаем в Библии в книге Бытия. После всемирного потопа, когда люди снова начали наполнять землю и расселяться на ней, среди многих из них постепенно, в основном в связи с тем, что духовное начало перестало быть основой смысла жизни, произошла утрата богооткровенного знания и правильного понимания связи с Богом. Но не все люди полностью утратили духовную связь с устным преданием, соединяющим их с праотцем Адамом, праведным Ноем и с потомками его сына Сима. Среди потомков Сима Господь избирает человека по имени Авраам, которому предстоит стать родоначальником великих народов: от его сына Исмаила произошел арабский народ, а от его сына Исаака - еврейский. Именование данного народа еврейским, как многие думают, восходит к деду Авраама - Еверу.

Господь повелевает Аврааму с женой и со всем окружением переселиться из древнейшего Халдейского города Ура в землю Ханаанскую, которая сейчас называется Палестиной. Здесь Бог взращивает этот народ, посылая ему мудрых судей, военачальников и правителей. Через пророков Господь открывает Себя и возвещает о пришествии в мир Спасителя - Мессии.

У внука Авраама, праведного Иакова, было 12 сыновей, среди них был сын по имени Иуда. Впоследствии потомки этих 12 сыновей Иакова, который получил второе имя - Израиль, образовали 12 родов, колен Израильских. После возвращения из плена Египетского в землю Ханаанскую, народ еврейский, разделившись на эти 12 колен, образовал 12 частей единого Еврейского государства.

Читая Библию, мы видим, как народ Божий - народ, который подготавливается Богом к тому, чтобы из него родилась Та, кто станет Матерью Самого Спасителя мира, - часто не соответствует своему высокому назначению. Люди часто отступают от заповедей Божиих и от Самого Бога. И Господь попускает Своему народу пройти через беды, трудности и испытания.

При сыне Соломона, царе Ровоаме еврейское царство разделяется на Израиль, где стали жить люди десяти колен Израильских, и царство Иудейское, состоящее из двух колен. Иерусалим с его храмом, посвященным Единому Богу, остается на территории Иудеи, и народ этот всё еще сохраняет закон Божий, данный Моисеем. В Израильском же царстве всё более и более оскудевает вера отцов, а после потери царством независимости его жители активно ассимилируются с другими племенами и народностями, всё более принимая их языческие обычаи.

Ко времени рождения Иисуса Христа иудеи ощущали себя единственными хранителями и исполнителями Божиего закона и отеческих преданий. Далеко не все иудеи признали в Иисусе Христе Того, о Котором предвозвещали им пророки - Мессию, Спасителя мира. Эти люди ожидали и сейчас продолжают ожидать того, кто, по их мнению, будет являться подлинным мессией, - политическим и религиозным лидером, который победит всех врагов иудеев и даст своему народу все блага. Поэтому современную религию, именующуюся Иудаизмом, ни в коей мере нельзя смешивать с Иудейской религией Ветхого Завета. Божественные откровения Ветхого Завета органично продолжены и несоизмеримо углублены в Новом Завете, данном нам Самим Богом через Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, а те, кто не смог или не захотел увидеть во Христе чаяния Ветхого Завета, повели себя и свой народ по пути религиозного национализма и духовной опустошенности. Все эти люди и называются теперь Иудеями. Это те евреи и небольшая часть инородцев, принявших их веру, которые не верят в Иисуса Христа как в Сына Божия и ожидают своего мессию - того, кто для христиан является антихристом.

Ну а евреи - это просто такая национальность и поэтому, как и люди любых других национальностей, они могут быть иудеями или христианами, сектантами или атеистами, людьми глубоко религиозными или безразличными ко всякому религиозному чувству.

С уважением, протоиерей Алексий Тюков

Добавил: Андрей



Добрый день! Прошу вас ответить на такой вопрос: можно ли христианину есть продукты, содержащие кровь животных (кровяную колбасу, гематоген, бифштекс с кровью и т.д.)? Если нельзя, то почему?

Отвечает протоиерей Алексий Тюков.

Здравствуйте!

В Библии в книге Левит (глава 17, стихи 10-14) однозначно указывается на запрет вкушать кровь животных. Об этом было сказано Богом еще праведному Ною (Бытие, глава 9, стих 4). Читая в Библии вышеприведенные тексты, мы видим, что Священное Писание Ветхого Завета придает крови животных связь с самой душой этого животного. Этот запрет подтверждается и в Новом Завете, в книге Деяний святых апостолов (глава 15, стих 20).

С древнейших времен человек осознавал, что, живя в этом мире, он тленен и смертен. Питаясь всем тем, что дает этот мир, он не может найти здесь для себя источника энергии бессмертия. И поэтому Любящий Господь в таинстве Евхаристии дает человеку вкушать Свою Кровь, приобщаясь Которой, человек прививается, как оторванная веточка к дереву, к Источнику Жизни и Бессмертия - Богу, - восстанавливая в своей жизни порванную связь с Ним.

Мы, христиане, призваны к соединению не с миром бессловесных животных творений, вкушая кровь которых мы как бы духовно приобщаемся им, мы призваны к соединению с Самим Творцом - Богом! Только человеку Господь дал возможность причащаться Крови Христовой, соединяющей нас с Ним.

Относительно же использования крови животных или донорской крови человека в медицинских целях (гематоген и другие препараты, содержащие кровь) следует сказать, что запрета на их применение в Священном Писании Нового Завета и канонах Церкви нет, в отличие, например, от законов тоталитарной секты "Свидетелей Иеговы", запрещающих своим адептам переливание крови.




Здравствуйте, Леонид!

Важно, чтобы человек во время молитвы призывал Имя Божие и устами, и силою Креста Христова, изображая на себе знамение креста. Как крестное знамение на себе изображается, мы знаем: складываются пальцы (конечно, если они есть у человека), если же на руке есть не все пальцы, то теми (или тем), которые есть, изображаем крест прикосновением ко лбу, груди, правому плечу и левому. Таким образом по православной традиции на себе изображают крестное знамение, призывая силу Честнаго и Животворящего Креста.

Если у человека не работает правая рука или вовсе отсутствует, это же самое крестное знамение можно сотворить левой рукой. Конечно, это не является нормой для тех, у кого работает правая рука, потому что у нас есть определенные традиции духовной жизни. Но ведь мы понимаем, что если у человека не стало правой руки, он может делать то же и левой. И здесь не будет ничего неблагочестивого.

Если кто-то вам сделает замечание: " Неправильно крестишься!" , - можно сказать: " Хорошо, дорогой мой, вот если правой руки у тебя нет, скажи, как ты будешь крестить-ся? Либо не будешь креститься вообще, либо… Так что же лучше?" Разумеется, лучше призвать силу Честнаго и Животворящего Креста не только мысленно или словами, но и движением своей руки.

Может быть и такое: первых трех пальцев у человека нет - но ведь есть какие-то остальные. Крестимся теми, которые есть. Это тоже будет крестное знамение, пусть и не во всей полноте внешней формы. Но если человек плохо говорит, он говорит, как может. Также и здесь. И потом, если человек не хочет креститься правильно - это один разговор, а если не может - совсем другой. Бог спрашивает с нас только то, что мы можем сделать, и никогда не будет спрашивать с нас того, чего мы сделать не в состоянии.

С уважением, протоиерей Борис Балашов

Добавил: Леонид



Почему женщина в "критические" дни считается "нечистой", и ей нельзя заходить в храм, прикладываться к иконам и т. д.?

Здравствуйте, Ольга!

Для начала следует прояснить понятия. Нечистота может быть как духовной, так и телесной, и, применительно к данному вопросу, мы здесь встречаем только телесную нечистоту. Женщина, пребывающая в состоянии месячного очищения, ни в коей мере не находится в каком-то менее духовном состоянии, которое могло бы помешать ей быть христианкой.

Читая Святое Евангелие, мы видим, как Господь наш Иисус Христос похвалил веру и дерзновение кровоточивой женщины, которая прикоснулась к Нему в надежде на исцеление. Он сказал ей: Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя (Мф. 9, 22). Спаситель говорил и о том, что только исходящие из сердца дурные помыслы и греховные устремления оскверняют человека.

Но, тем не менее, издревле существуют церковные правила, по которым женщине, находящейся в таком телесном состоянии, возбраняется приступать к Причащению. Существует и более строгая церковная традиция, которой придерживаются некоторые священники, не разрешая такой прихожанке заходить в храм, прикладываться к иконам и кресту, не говоря уже об участии ее в каких-либо Таинствах церковных. Но некоторые, не по разуму "благочестивые", христианки идут в этом вопросе так далеко, что, к примеру, у себя дома в такие дни отказываются читать Евангелие и брать в руки молитвослов, дабы "не осквернить" их своим прикосновением. А если вдруг с полочки упадет икона, она так и останется валяться на полу до тех пор, пока такая "горе-подвижница" не "очистится"…

До пришествия Христа в этот мир в сознании ветхозаветного человека было острое ощущение связи человеческого греха с необходимостью пролития за него крови. Это выражалось в многочисленных жертвоприношениях животных и являлось прообразом Единой Истинной Христовой Жертвы. Теперь, когда наш Спаситель пролил ради нашего спасения Свою святую Кровь на Кресте, мы можем Ей причащаться на Литургии. Поэтому в церкви перед Святым Причастием Тела и Крови Христовых не может проливаться никакая кровь. Если, к примеру, в храме прольется кровь человека или животного, то храм положено заново освящать. Да и священник, если случайно в церкви порежет палец, должен сначала остановить кровь, а затем только продолжать богослужение. В связи с этим становится понятным, по какой причине женщина в состоянии кровотечения воздерживается от Причащения. Если же кровотечение обусловлено не простым физиологическим циклом, а болезнью, то в таком случае нет оснований для недопущения ее к Причастию. Ну и, разумеется, если случилось несчастье, ставящее под угрозу жизнь женщины, то, несмотря ни на какое физиологическое состояние, нужно таковую причастить.

Относительно возможности посещения храма, прикладывания к святыням и участия в церковных Таинствах, помимо Причащения, я думаю, можно рассуждать так. Если христианка, находящаяся в состоянии месячного очищения, сознает свою подвластность стихиям этого мира, ежемесячным физиологическим процессам, происходящим в ее организме, что, разумеется, сопряжено с неким неудобством и дискомфортом в этот период, и если это состояние телесной нечистоты возводит ее разум к видению своей духовной нечистоты и по этой причине она воздерживается от святыни, - это вполне можно рассматривать как своего рода пост.

Пост как воздержание от святыни на короткий промежуток времени, ради последующего, более благоговейного соприкосновения с ней. Такое умонастроение, я думаю, заслуживает со стороны священника всяческого поощрения.

Но, предположим, женщина накопила денег и осуществилась ее давняя мечта - посетить святыни Святой Земли. И вот, "искушение", - поездка ко святыням совпала с ее "критическими днями". Что же делать? Просто ходить, рассматривая ландшафт и экзотическую растительность, или все же приложиться к Великим Святыням, к которым стремилась ее душа?! Еще пример. Допустим, в город, где живет эта "невезучая" христианка, на короткий срок привезли какую-то святыню христианского мира. Что, не ходить или все же дерзнуть?! Я думаю, что если женщина, осознавая свое недостоинство, и, естественно, активно используя современные средства личной гигиены, подойдет и приложится к святыням, помолится о своих близких, попросит помощи у Бога и у святых, то греха в этом не будет.

В заключение хотел бы сказать о том, что все канонические правила и трезвые церковные традиции направлены не на отстранение человека от святыни и благодати Божией, а наоборот, на более глубокое и осознанное их усвоение.

С уважением, протоиерей Алексий Тюков

Добавил: Оля



Объясните, пожалуйста, на чем основано почитание мощей святых? Неужели нельзя молиться перед иконой святого? Разве "благочестиво" раздавать по частям останки по храмам? Ведь по сути-то, если уж похоронили, так пусть покоятся себе с миром?

Здравствуйте, Александр!

Христос, воплотившись от Девы Марии и являясь Богочеловеком, принял и тело, и душу человеческую. Его Божество было соединено и с телом, и с душой. И поэтому, когда Спаситель умер, Его тело было нетленно и Воскресло.

Почему христиане почитают мощи святых? Попробуем разобраться. Святые соединялись с Богом в молитве, чтении Евангелия, добрых делах и, конечно, в Таинстве Причащения. В этом Таинстве человеком принимается не дуновение благодати, а вполне материальное по внешнему составу Тело Христово - часть Агнца, принесенного в жертву на престоле в алтаре храма. По сути - с этим Хлебом человек принимает в себя самого Воскресшего Христа, который воспринял в Себя этот хлеб, как некогда воспринял в себя человечество (человеческую природу) во чреве Девы Марии. И если кто-то из Его учеников на земле особенно дорог Христу и близок, то этот человек или, после его смерти, эта душа имеет великое дерзновение молитвы за людей. Как икона имеет духовую связь с тем, кто на ней изображен, и это явно раскрывается во время молитвы, так и тело человека, освященное Жизнью Христа в его собственной жизни, получит свое великое освящение при Втором Пришествии Христовом.

В Ветхом Завете рассказана такая история. Когда однажды евреи хоронили своего родственника, они внезапно были вынуждены спасаться от врагов. В спешке они бросили мертвое тело в ближайшую пещеру (пещер в той местности было много, в них часто хоронили умерших). Оказалось, что в той пещере был похоронен великий праведник - пророк Елисей. И мертвое тело, соприкоснувшись с костями пророка Елисея, воскресло. Человек ожил. Такова сила святости Божией, которая может проявляться в людях. Так то еще Ветхий Завет! А ветхозаветные люди не могли еще иметь таких благодатных даров, которые даны были Церкви Богом после Воскресения Христа.

Опыт Церкви показывает, что для верующего человека благодатную помощь по его молитве несут останки, то есть мощи святых. В книге Деяний апостольских рассказывается, что больных исцеляли тень апостола Петра и опоясание с одежды апостола Павла. Подобную же силу имеют и святые мощи.

Следующий вопрос: благочестиво или неблагочестиво разделять святые мощи на части и раздавать в различные храмы? Давайте подумаем. Если некоторый святой, находясь у Божьего престола, молится за живущих на земле людей, он участвует молитвой в их жизни. Между членами Христовой Церкви на земле и святыми строится некая духовная связь. Она не безразлична для святых. Укреплению этой связи в молитве помогают иконы - образы святых - и святые мощи, через которые души святых осуществляют свое благодатное воздействие на человеческие души.

Святые люди находятся в Небесном Царстве, предстоят Богу, ходатайствуя о людях. Можно молиться Богу, Божией Матери без всяких икон, и молитва дойдет до небес. Но с иконами молиться гораздо легче, так как они являются "окошками в Небесное Царство", открывающимися во время молитвы. Еще легче и радостнее молиться перед святыми мощами угодников Божиих. Во-первых, они освящены соединением этих людей с Божеством при их жизни. Во-вторых, существует некая таинственная связь между мертвым телом и душой человека, ведь это тело воскреснет и снова соединится с душой. Если в разных странах, разных городах, разных храмах будут вставлены в иконы мощевики с частицами мощей, то верующим людям легче будет общаться с миром Вечности, глубже становится духовная связь с теми святыми, к которым обращена их молитва. Если эти святые будут ближе и роднее христианам, молящимся перед их иконами или святыми мощами, то можно думать, что и святым от этого будет тоже радостнее. Другой вопрос, что святыня требует бережного и благоговейного отношения к себе во всех ситуациях. Но это уже относится к сфере собственно духовной жизни.

Многие явления в жизни можно рассматривать, по сути, анатомически, мысленно "препарируя" их. Каждый человек может назвать многое, что он для себя считает красивым. Красивая картина, красивое лицо, красивый пейзаж… Но давайте начнем разбирать это по частям. Допустим, мы видим красивую картину, любуемся ей. Теперь начнем "придираться": дерево - написано какими-то мазками, человеческая фигура - не прорисована во всех подробностях, цвета какие-то не такие, небо с какими-то странными облаками… Вот очарование и исчезло. Что же произошло? Картина хуже не стала, другие люди по-прежнему любуются ею. А вы лишили себя приятных моментов общения с прекрасным. Вернуть прежний взгляд себе не так-то просто.

По отношению к святыням, конечно, все несколько по-другому, ведь это вопросы гораздо более серьезные, нежели наши эстетические чувства. И здесь очень многое зависит от усилий, прикладываемых вами с тем, чтобы понять, узнать и обрести веру.

С уважением, протоиерей Борис Балашов

Добавил: Александр, 32 года



Как правильно молиться? Как быть, если появляется так называемое охлаждение в молитве?

Здравствуйте, Евгений!

Для того чтобы лучше видеть свою душу, человеку необходимо чтение определенного молитвенного канона, то, что мы называем правилом. Чтение правила все подвижники считали делом необходимым. Исключением могло быть только приближение к смерти. Так, например, знаменитый наш молитвенник, валаамский старец схиигумен Иоанн, чьи "Письма к духовным детям" широко известны, в конце жизни, когда уже лежал на смертном одре и понимал, что стоит перед дверьми выхода из этого мира, говорил: "Я теперь оставил все правила и оставил себе только одну молитву мытаря: "Боже, милостив буди мне грешному". И теперь я молюсь этой молитвой и плачу". Но ведь он целую жизнь провел в молитвенном подвиге. Так что вопросы "нужно мне это или не нужно" - праздные: конечно нужно.

Теперь вопрос об охлаждении в молитве. Его надо решать с духовником. Иначе что получается: человек как бы учился, учился до девятого класса, а потом внезапно выяснилось, что у него серьезные пробелы в знаниях на уровне четвертого класса. Что делать - вернуться к учебникам четвертого класса и повторить неусвоенные темы. Так же и с молитвой. Понятно, что важно не просто ее вычитать, хотя, может быть, с этого настоящая борьба только начнется. Цель молитвы - научиться самой молитве, тому, чтобы человек действительно постоянно был обращен к Богу. А молитвенные правила - это образы того, как человек оставляет все житейское и предстоит перед Богом, то есть молится.

Однако образ еще не есть существо. Так Закон (ветхозаветный) был образом будущей благодатной жизни Нового Завета, но формальные исполнители Закона - фарисеи - умертвили в своей душе живое чувство правды Божией, проигнорировав в Законе важнейшее - суд, милость и веру (см. Мф. 23, 23). И в этом бесчувственном омертвении убили Законодавца. Так и ныне, прошедшие первые шаги молитвенного труда - выполнение молитвенного правила, которое было на этом этапе только его вычитыванием, - составили себе мнение, что с молитвой у них теперь все в порядке. И действительно, благодать Божия поддерживала новоначального, как мать незаметно поддерживает младенца, делающего свои первые шаги. Но затем постепенно оставляет его, чтобы он научился ходить (молиться) сам. Именно молиться, а не вычитывать молитвенные тексты в качестве правила. Вот тут-то и появляется ощущение пустоты и оставленности. "Правило" обессмысливается. Не следует, однако, спешить с оргвыводами.

Прежде всего, не следует малодушно оставлять или сокращать молитвенное правило, но нужно помнить, что молитва должна быть молитвой. Иногда ее можно замедлить и стараться хотя бы одну молитву (при нашей загруженности жизни, молитвенной рассеянности) прочесть со вниманием. Конечно, мы можем утром выкроить 20 минут, и вечером тоже, но здесь надо постараться, как владыка Иларион (Алфеев) советует, выделить одну молитву и добиться, чтобы это была молитва. Хоть десять раз ее прочесть, хоть сто раз, хоть медленно, хоть быстро, хоть с поклонами, хоть без, но добиться результата - благоговейно-внимательного покаянного обращения к Богу, происходящего из сознания собственной немощи. Здесь действует такой принцип: Бог дает молитву молящемуся, то есть для этого нужно трудиться и не унывать.

Кроме того, есть молитвенное обращение о даровании молитвы. И если человек старается, трудится, он найдет это обращение к Богу и будет просить Его о помощи. Когда же человек не хочет ничего, он охладевает и, увы, бывает такое, умирает духовно. Но если он хочет, то Господь слышит, видит это желание и помогает - благодатью Своей дарует сердечное сочувствие к словам правила, оживотворяет его смысл. Это хорошо видно в Церкви. Когда мы приходим в храм, участвуем в общей молитве, то чувствуем, что вокруг нас, действительно, какой-то мир благодати. И вся церковная жизнь направлена на то, чтобы человек научился по-настоящему и чувствовать, и верить, и обращаться к Богу.

И последнее. Истинная молитва есть великое таинство богообщения. Но не единственное. Вся христианская жизнь должна быть пронизана благодатью. Поэтому следует участвовать в богослужениях, читать Священное Писание, творить добро Христа ради, плакать с плачущими, радоваться с радующимися, соблюдать воздержание от душевредного (пустословия и осуждения ближних, например), постоянно пребывать в общении с Господом в церковных Таинствах Покаяния и Причащения. То есть - стремиться к Богу, и молитва наша исправится, яко кадило пред Ним.

Протоиерей Аркадий Штейнберг, настоятель Преображенского храма пос. Нудоль

Добавил: Евгений, 21 год



Здравствуйте!
Моя свекровь говорит, что в день, когда я причащалась, мне нельзя обнять детей, поцеловать мужа, то есть, получается, вообще ни к кому прикоснуться нельзя? А когда меня в день Причастия укусил комар, и я его прихлопнула – разыгралась целая трагедия. Типа, я святыню расплескала… Почему в Православии такие строгие запреты?

Здравствуйте, Елена!

На Божественной Литургии мы предстоим пред Самим Богом, обращая к Нему свои просьбы, мольбы и благодарения. По слову Спасителя: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Мы собираемся вместе, чтобы едиными устами обращаться к Богу и, понимая необхо-димость и испытывая в этом потребность, приобщаться Тела и Крови Христовой.

Несомненно, очень важно учиться сохранять в себе благодатный дар Причащения. Но в народном сознании возникли не всегда разумные традиции относительно поведения причастившегося. Бытует мнение, что после Причастия нельзя ни с кем разговаривать, здороваться за руку, и, тем более, целоваться. Это заблуждение основано, видимо, на недостаточно глубоком понимании плодов Причастия.

В конце Литургии священник возглашает: "С миром изыдем" и вскоре богослужение заканчивается, но, после нашего выхода из церкви, оно должно продолжаться в наших душах. Получив от Бога дар Причастия, мы с новыми духовными силами приступаем к своим обязанностям на работе, дома, в семье… Поэтому, именно причастившись, мы можем наиболее глубоко и цельно общаться с нашими близкими, делясь с ними этой духовной радостью, пусть даже через братский или сестринский поцелуй. Относительно же супружеских отношений церковные правила предписывают воздержание от них в день Причастия.

Обобщая сказанное, посоветую Вам спокойно разговаривать с людьми после богослужения, но не сплетничать и не осуждать. Нужно здороваться, но не лицемерить. Можно целоваться с ближними, но не стоит предаваться похоти и сладострастию.

Теперь о комарах и прочих кусающих созданиях.

Укус насекомого или животного, в зависимости от его характера и состояния укусившего, как мы все прекрасно понимаем, может быть или совсем не опасным или напротив смертельным. Поэтому советую Вам в таких случаях пользоваться рекомендациями медиков.

Относительно человека, причастившегося Тела и Крови Христовой и в этот день укушенного кем бы то ни было, стоит заметить, что самим фактом укушения человек не приобретает и не теряет благодать Причастия Христу! Животное или насекомое, кусающее причастника, через его кровь ни в коей мере не сопричащается Христу! Человек, ставший при этом объектом нападения животного мира, не несет нравственной ответственности за то, что с ним - причастником - так "непочтительно" поступили. Но когда причастившийся человек вследствие этой неприятности начнет раздражаться, ругаться, терять мир душевный, то, если он вовремя не сумеет остановиться, может потерять и благодатные дары Причастия.

С уважением, протоиерей Алексий Тюков

Добавил: Елена, 24 года



Здравствуйте, Максим!

Православие рассматривает человека в его нынешнем состоянии не как некую данность, которую нужно воспринимать как должное и, соответственно ей, оценивать себя. Напротив, оно помогает нам увидеть противоестественность, ущербность нашего нынешнего душевного состояния и указывает духовный путь, идя по которому человек исцеляется Богом от последствий своего греха. Иными словами, чтобы подлинно, искренне и глубоко исповедаться, нужно увидеть: я болен - болен грехом! И не стоит этого стыдиться. Все люди имеют грехи, но, увы, далеко не все хотят их в себе замечать.

Священник - как врач, которому мы иногда вынуждены говорить о таких проблемах нашего здоровья, о которых не сказали бы никому другому. Человек, пришедший на исповедь, иногда думает: "Вот, сейчас расскажу о своих грехах священнику, и он придет в ужас, будет меня стыдить и вообще больше со мной никогда общаться не захочет…" Спешу Вас утешить. Священник бывает рад оттого, что видит как человек стремится к духовному исцелению, - как врач радуется, что его пациент наконец-то решил взяться за свое лечение. И, наоборот, тягостное впечатление производит "исповедь" человека, не хотящего замечать и исповедовать свои грехи и, вследствие этого, не исцеляющегося от них.

Конечно, человеку малоцерковному сперва бывает сложно понять, что есть грех, а что - простое невежество. Поэтому я советовал бы Вам почитать хорошую православную литературу об исповеди. Очень полезна будет книга о. Иоанна Крестьянкина "Опыт построения исповеди".

Хочу обратить внимание и на другую крайность. Не стоит превращать исповедь в скрупулезное перечисление всех своих мыслей, слов и дел, особенно стараясь при этом в точности соблюсти хронологию событий.

Господь наш Иисус Христос концентрирует в Своих словах о Любви к Богу и ближнему весь закон взаимоотношений Бога и человека. Поэтому я советовал бы строить свою исповедь по этим основополагающим заповедям:

Люблю ли я Бога?!

Не обижаю ли я Его своей жизнью, своими делами, мыслями, словами?!

Все ли я делаю, чтобы научиться благодарить Бога за все?!

Стремлюсь ли я познавать Слово Божие - Святое Евангелие, которое нам указывает, Кто и Что есть подлинный Путь и Жизнь?!

Всегда ли я был справедлив к ближним?!

Не совершил ли я каких-то поступков, от которых моим ближним стало плохо?!

А может, я не оказал им добра и не проявил чуткости к их духовным и телесным нуждам?!

Так, меряя себя заповедями любви, стараясь смотреть на себя как бы со стороны, мы, мало-помалу, с помощью Божией будем учиться подлинному покаянию - что и есть раскрытие своей души навстречу Божией Любви.

С уважением, протоиерей Алексий Тюков

Добавил: Максим, 19 лет



Здравствуйте, Кирилл.

Начнем с того, что "Свидетели Иеговы" или иеговисты не являются христианами. Эта религия отличается от христианства. Иеговистов нельзя назвать и христианской сектой. Давайте разберемся - почему? "Свидетели Иеговы" не принимают основные положения христианской веры. Не верят в Бога - Святую Троицу, в то, что Иисус Христос есть Бог, ставший человеком, что Дух Святой есть Бог, что Иисус Христос был распят на кресте (по их учению - повешен на столбе). Не верят в телесное воскресение Христа, в Церковь, во всеобщий Страшный Суд, в бессмертие души. Не принимают учения о Божией Матери. Не молятся за умерших. Не призывают помощи святых. Не признают церковные Таинства. Что же здесь остается от христианства?

Иеговисты умеют цитировать Новый Завет, хотя в основном опираются на Ветхий Завет. С большей точностью их можно назвать иудействующей сектой. Таким образом, к Православной Церкви они не имеют вообще никакого отношения.

Каждый иеговист проходит обязательное "промывание мозгов", систематически изучает иеговистскую литературу. В этой религии очень жесткая дисциплина. Каждый член этой религиозной организации обязан распространять иеговистскую литературу и зазывать людей в свою структуру. Всех иеговистов обучают приемам работы с новичками. Здесь главное - создание "атмосферы любви", на которую "западают" люди, которым действительно не хватает живого человеческого участия в обычной жизни. Почти у всех тоталитарных сект и религий используется "принцип сэндвича", когда двое обученных членов организации интенсивно "обрабатывают" новичка.

Критику в свой адрес иеговисты приучены не воспринимать, все попытки критических высказываний считаются "сатанинским искушением". Поэтому любой диалог с ними обречен стать "игрой в одни ворота". Если вы вступили в разговор с иеговистами, вам будет очень трудно отделаться от них. Есть два варианта освободиться от навязчивой проповеди. Первый - сказать, что вы являетесь православным христианином и ложные учения вас не интересуют. Второй - захлопнуть дверь перед носом иеговистов, в резкой форме сказав, что вы не собираетесь с ними разговаривать. Если они пришли к вам в квартиру и вы проявили к ним лояльность, то их визиты к вам не прекратятся.

С уважением, протоиерей Борис Балашов.

Добавил: Кирилл, 45 лет




Здравствуйте, Ирина!

Когда верующий человек молится и обращается к Богу, он крестится, то есть совершает крестное знамение. Образ Креста - это и символ, и сила христианства. Крестное знамение, как обращение к Богу, с одной стороны, помогает верующему человеку и укрепляет его. С другой стороны, оно служит выражением нашей веры Христу. Господь сказал: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Тот крест, который мы носим на груди, является выражением нашего следования за Спасителем. Он олицетворяет собой и несение человеком собственного креста, т. е. служение Богу в своей жизни.

Подходя к Святой Чаше для причащения, христианин не совершает крестного знамения рукой, чтобы нечаянно не ударить по Чаше и не пролить Святой Крови Христовой, а изображает крест, сложив крестообразно руки на груди, правая поверх левой. Это то же крестное знамение, но совершаемое иным образом.

С уважением, протоиерей Борис Балашов.

Добавил: Ирина, 19 лет



Я был крещен в детстве, но в храм никогда не ходил, о Боге серьезно не задумывался. Став взрослым, почувствовал неясную потребность общения с Богом. Я стал носить крестик, пробую ходить в храм. Но я там ничего не понимаю, не знаю, что надо делать. Чувствую себя иностранцем в чужой и совершенно непонятной стране. Как быть?

Здравствуйте, Алексей!

У Вас есть основания чувствовать себя иностранцем в церкви. И дело здесь вот в чем. У всех нас есть земная родина, которую мы любим. Здесь живут наши близкие. Здесь могилы наших дедов и прадедов. Но у православных христиан есть еще одна Родина, где наш Небесный Отец – Бог, - где души наших дедов и прадедов, где нас помнят, любят и ждут.

После долгих странствий мы с радостью возвращаемся в родной дом, где мы любимы. Вдали от дома мы ждем письма от близких или телефонного звонка. Каждое такое общение с родными душами на чужбине укрепляет и придает жизненные силы. Многие это испытали на себе.

Небесная Родина – Царство Славы Божией – тот вечный мир Любви, детьми и гражданами которого мы стали в Таинстве Крещения. Надо понять то, чем живут там. Как? Мы же читаем письма из дома и из них узнаем, что происходит в родных местах. Так давайте откроем письмо из вечного Дома! Это Святое Евангелие – письмо Бога к каждой человеческой душе.

Вы скажете: «Я пытался читать, но ничего не понял!». Давайте вспомним свое детство. Мы пришли в школу, чтобы научиться всему тому, что необходимо знать человеку, вступающему во взрослую жизнь. Поначалу нам очень многое было непонятно, но постепенно мы научились читать, писать, считать и многому другому. Так и в духовной жизни.

Я посоветовал бы Вам начать читать для начала Евангелие от Луки в традиционном русском переводе, не торопясь, вдумчиво. Для начала разика три. Не как художественное произведение, а как письмо настоящего Друга. И надо самому пытаться молиться, начинать строить отношения с Господом, тогда и Его семья (Церковь), и Его дом (храм) станут Вам близкими.

А чтение Евангелия помогает человеку понять не только Бога, но и самого себя.

С уважением, протоиерей Борис Балашов.


Добавил: Алексей, 29 лет



Меню сайта

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2019 Яндекс.Метрика