Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Женщина в семье и обществе
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 29.03.2024, 18:17 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Семь-я

Женщина в семье и обществе

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Женщина в семье и обществе

В Православной Церкви женскому служению Богу и людям посвящается третье воскресенье по Пасхе - святых жен-мироносиц.

Cлужение это проходит в семье и в обществе. Семья - Божие установление. В Священном Писании Ветхого Завета говорится: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). Так в русском тексте Библии, но если обратиться к языку оригинала, то смысл будет несколько другой. В буквальном переводе с еврейского текста получается так: "Сотворил Бог человека… мужчиной и женщиной сотворил его". По-русски это не вполне благозвучно, но понять, о чем здесь идет речь, очень важно. Мужчина и женщина - это разные стороны одного духовно-телесного существа - человека. И далее читаем: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 28). Размножение людей благословляется именно в райском состоянии.

Мужчина и женщина в равной мере обладают человеческим достоинством. Имя "человек" Бог дает им обоим, к обоим относится и Божие благословение. Такова первая истина. Вторая истина состоит в том, что все люди рождаются по одному образу и подобию, то есть они равны. Эти истины будут потом торжественно подтверждаться и Самим Иисусом Христом в беседе с иудеями: Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? (Мф. 19, 4).

Человек есть образ и подобие Творца, ему предназначено войти в единение с Первообразом. Таков общий смысл всех библейских текстов о сотворении и назначении человека.

Но вот, в результате грехопадения, райское состояние потеряно, однако данную людям заповедь Бог не отменил. Так в чем же она теперь может выражаться? - В том же: возделывать рай в душе, в семье, вокруг себя, созидать отношения и совершать действия, соответствующие Божией воле и заданной Творцом цели - уподоблению Богу. Не только созидать, но и охранять и беречь все то, что носит на себе печать Божией любви.

В райском состоянии человеку было очень хорошо: мир и любовь с Богом, полная гармония с окружающим миром, райская красота. Казалось бы, ни в чем нет недостатка. И как странно звучат Божии слова: Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18). И далее снова повторяется эта мысль: И нарек человек имена всем скотам и птицам... но для человека не нашлось помощника, подобного ему (Быт. 2, 20).

Зачем человеку нужен помощник, тот, который делал бы с ним одно дело? Для какого дела? Слово "соответственный" буквально на еврейском языке означает: находящийся "перед ним", "стоящий напротив него". Возьмем пример: если два человека вместе несут стиральную машину, то кто кому помогает? Они помогают друг другу делать одно дело. Но мы нередко слышим хор голосов, говорящих, что главное назначение женщины - продолжение рода. Однако если человек в райском состоянии был бессмертным, вкушая плоды "дерева жизни" (см. Быт. 2, 7; 3, 23), то продолжение человеческой жизни в детях, в потомках не было тогда актуальным. Так для чего же нужно человеку не быть одному?

Обратимся к словам святого апостола Иоанна: Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20). Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 7-8).

Только любовь человека к другому человеку может сделать его добрее и возвышеннее. Человек есть образ Божий, и, учась любить этот образ в другой личности, можно возрастать в любви к Творцу. Адаму нужно было дорасти до того, чтобы стать подобным Богу в любви. Помочь в этом могли только другие люди. Подобным и соответственным человеку мог быть только другой человек. В духовном совершенствовании только люди могут помочь людям. Согретые любовью ум, сердце, все чувства и силы человека могут достигать своего наивысшего совершенства.

Бог творит человека - мужчину и женщину, - чтобы человек в духовном росте и любви смог уподобиться Богу.

Помощница - значит сотрудница. Помощник, помощница в христианском понимании - это друг, делающий с тобой общее дело.

Сотворение женщины во 2-й главе Бытия изображается символически, как бы во время сна: И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт. 2, 21-22).

Слово "цела", переведенное на русский язык как "ребро", в еврейском языке имеет разные значения: ребро, грань, бок, половина чего-либо. В данном контексте это слово следует понимать как половину или иную грань бытия человека. Женщина - половина Адама и половина всего человеческого рода. Ребро чувствует каждое биение близкого ему сердца. Ребро - это и еще более развитая у женщины, по сравнению с мужчиной, эмоциональная сфера.

В литературе, в поэзии, в песнях мы можем услышать великолепные оценки женщины. Воспевают глаза, волосы, губы, талию и т. д. Однако обычно восхищаются лишь чем-то в женщине. В связи с этим будет интересно услышать оценку женщины мужчиной в райском состоянии: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего] (Быт. 2, 23). Смысл этих слов такой: "Жена - это я сам, это органичная часть меня самого". Это первая и лучшая песнь любви!

Жена дана человеку Богом, т. е. она есть нечто священное для мужчины. Она приведена к мужу одна, и в этом ясное утверждение моногамии. На основании этого Откровение Божие - Священное Писание - утверждает: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2, 24). Одна плоть - это живой организм, независимо от того, какой жизнью он живет: возвышенной или низменной.

Жизнь человека в раю мыслилась Творцом как гармоничное единение мужского и женского пола (половин). Ни мужчина, ни женщина не имеют сами в себе полноты бытия. Брак установлен в раю, это благословение любви двух душ, двух жизней. Образ Божий в человеке виден в красоте человеческой души, совершенстве тела, возможности творчества, любви, духовном возрастании и во многом другом… И ещё в одном - в том, что человек - существо соборное. Бог есть Святая Троица - Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. И человек замыслен таким, что полноту бытия он обретает в соборности, когда люди соединяются в одну семью, в одну жизнь, в одну судьбу, чтобы составить единство по образу Святой Троицы.

Совершенно естественно, что семейное служение женщины, в том числе и воспитание детей, является существенной частью ее призвания.

В состоянии мира согрешившего особенно важно побеждать зло и грех и стремиться к духовному возрастанию. Это возможно только тогда, когда люди учатся любить и отдают свои силы тем, кого они любят. Способность женщины любить мужа и детей, действительно, совершает чудеса. Кем был бы Пушкин без Арины Родионовны? Этой теме - любви женщины к детям - посвящена одна интересная книга, вышедшая сто лет назад: "Матери великих людей". Название говорит само за себя.

Женщины и мужчины - разные по своему устроению физическому и душевному, но они соответствуют друг другу и друг друга дополняют, и, конечно, они равны перед Богом.

Женщины трудятся в разных сферах общества и добиваются высоких результатов. А по таланту и мастерству в работе с людьми женщинам вообще нет равных. Без них невозможно представить себе такие сферы деятельности, как образование и медицина. Они почти целиком легли на женские плечи.

В деле самом драгоценном - служении Богу на пути святости - роль женщины особая. У Креста Христова, в самое тяжелое время для Спасителя и Его учеников, были Его Мать и Его ученицы-женщины, а из апостолов - только Иоанн. Первыми о Воскресении Христа узнали жены-мироносицы и возвестили эту весть апостолам. А Своей святостью Божия Матерь превзошла не только всех людей, но и Ангелов.

Труд и любовь женщин сохранили Православную Церковь в годы коммунистического лихолетья.

Чтение и пение на богослужениях, чистота в храмах, труд по воспитанию детей в вере дома, в воскресных школах и православных гимназиях - все это, в основном, делают женщины.

Как важно в наше духовно тяжелое время, чтобы женщины обращались со всей искренностью и горячностью своих сердец ко Христовой вере, чтобы с Божией помощью совершали героический труд по спасению наших детей и семей, да и всего Отечества в целом!

Без веры и любви побеждать зло невозможно. Но Христос Воскрес, а значит вместе с Ним любая победа становится возможной. Христос Воскресе!

Фото: Татьяна Балашова

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Семь-я | Добавил: Pravklin (01.05.2009) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 4803
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика