Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Брак как Божие установление
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 01.07.2022, 00:48 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события
Пеший поход
«Дорога в Лавру»


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Семь-я

Брак как Божие установление

Автор: Протоиерей Борис Балашов

8 июля в нашей стране будет отмечаться новый праздник - День семьи. Дата эта выбрана не случайно. В этот день Православная Церковь празднует память святых Петра и Февронии, которые считаются покровителями семьи и брака. Установление этого праздника нельзя назвать простой прихотью госчиновников, потому что государство стремится к возрождению одной из самых важных ценностей человеческого общества - семьи. Однако в современном обществе либерально настроенными людьми семья и узаконенные отношения между мужчиной и женщиной считаются неактуальными. Говорят: человек - существо свободное, зачем связывать себя обязательствами? Но институт брака и семьи существовал испокон веков, это Божие установление. Так для чего же он нужен и каким должен быть?

Брак как Божие установление

Однако вопрос здесь, скорее, стоит не о самом обществе, а о тех людях, которые в нем живут. Если высказывается утверждение, что человек - это животное, только самое умное, тогда нравственные оценки отпадают сами собой. Какая нравственность может быть у животных? Самец и самка могут на какое-то время соединяться для продолжения рода, некоторые даже образуют на длительное время семьи для выхаживания потомства. Но это именно звериная семейная пара. Она живет вместе, растит детенышей, защищает друг друга от врагов. Но ведь никто же не предполагает, что в таких семьях звери стремятся к взаимной любви, душевной близости и единению двоих в одно.

Вопрос, думается, стоит не о том, каким должен быть брак, а о том, кто такой человек. Если человек - просто умное животное, после смерти которого на могиле вырастет лопух и больше ничего не останется, тогда ему "все дозволено". Если же человек является существом духовно-телесным и образом Божиим, предназначенным к бессмертию и Вечной Жизни - тогда это уже совсем другое дело. В этом случае духовно-нравственная оценка его жизни и поступков обязательно должна быть.

Животные созданы, чтобы заполнить определенную нишу на земле, а потом уступить место другому существу, себе подобному. В таком случае, не столь важно, с кем самец вступал в половую связь. Другое дело - человек, существо, призванное стать богоподобным, образ Божий. Христианство, основываясь на Откровении, данном Богом, говорит, что человек - отнюдь не животное. Конечно, у него есть животная сторона, есть тело, устроенное подобно телу животных, но человек - особое существо, наделенное богоподобным разумом, бессмертной душой. И создал Господь Бог человека… и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт. 2, 7). Кроме того, Священное Писание ясно открывает нам, что человек должен стать подобным Богу. Это задача, поставленная перед ним Творцом. В Библии, во второй главе книги Бытия, говорится, что человек прекрасно жил в райском мире. Птички, животные, цветочки - прекрасный райский мир. Но в нем не нашлось существа, подобного и соответствующего человеку. И поэтому Господь говорит: Не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18). А почему, собственно? Казалось бы - ешь, пей, веселись, наслаждайся природой, все животные тебе повинуются… В телесном отношении, конечно, хорошо. А в смысле исполнения своего предназначения - стать подобным Богу - не особенно хорошо.

Бог есть Любовь. Любя цветы, птичек, рыбок, кисок и собачек, человек любит только тело, материальную составляющую. Это все хорошо, но такая любовь конечна, не может быть вечной и не делает человека светлее и добрее. Только любовь к подобному себе духовному существу - образу Божию - делает человека любящим и добрым. Только такая любовь переходит границы жизни и побеждает смерть. Именно к такой любви призвал Господь Бог человека. Поэтому Он творит человека таким образом, что две человеческие личности образуют одно гармоничное существо: И сотворил Бог человека, по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27), - читаем мы в первой главе книги Бытия. Вторая же поясняет, что творение женщины не есть новое творение другого человека. О творении женщины в Священном Писании сказано, что она сотворена "из ребра" первого человека. А ребро в переводе с древнееврейского означает "грань" или "сторона". Женщина - это другая грань человеческого существа. Двое являются одним живым существом, состоящим из двух личностей. Поэтому первый человек говорит о женщине: Это кость от костей моих и плоть от плоти моей (Быт. 2, 23). Именно любя другого человека, его внутренний мир, его душу, а не только тело, человек может научиться любить Бога и возрастать в любви к Нему. И для этого был предназначен брак в своем райском состоянии. В нынешнем состоянии греха задача брака та же, может быть, правда, не в такой высокой степени: совместная борьба с грехом, возрастание в добродетели и в любви.

Вторая задача, поставленная Богом перед человеком, - продолжение рода, поскольку люди после грехопадения стали смертными. Как свечечка свечечке в храме передает огонек, горящий с утра до вечера, так и человек из поколения в поколение передает дар жизни. Любое животное учит своего детеныша жить в окружающем мире, мы же должны научить своих детей большему - жить не только в мире материальном, но и в духовном, чтобы человек мог здесь, на земле, не только построить жизнь правильно, а так, чтобы обрести радостное бессмертие, Вечную Жизнь. То есть все, что человек делает в земной жизни, будь то построение семейных отношений или рождение детей, должно быть достойным Вечной Жизни. Брак - это естественное состояние человека, сотворенного Богом и желающего быть богоподобным. Если человек не хочет этого, то происходит катастрофа, и катастрофа не только для самого человека, но и для всего общества. Поэтому брак существовал от начала и будет существовать до конца этого мира.

Сейчас многие говорят: "Зачем регистрировать отношения, можно и так пожить и детей воспитать". Пожить, конечно, можно, но только именно пожить. А стать единой душой и единым телом - нельзя. Если я беру пробку, закрываю ею бутылку, они становятся соединенными на время - так же, как, к примеру, детали двигателя машины. Так же временно люди могут вместе существовать и вне брака, однако такое подобие брака или семьи (если рождаются дети), не достигнет своей цели - не рождается святая и вечная любовь, не получается соединения двух жизней в единый духовно-телесный организм. Люди могут быть рядом, быть коллективом, но единым целым они не станут. Кроме того, реальный опыт свидетельствует, что люди, которые определенное количество лет живут половой жизнью вне брака, встречаются с огромными трудностями, когда хотят эти отношения привести к браку. И когда, прожив 5-10 лет, они все же свой брак зарегистрируют, им становится очень трудно создать нормальную семью, потому что, во-первых, отношения уже построены неправильно, а перестраивать всегда очень трудно. Во-вторых, души-то поломаны, и то, что должно было стать святыней, растрачено по мелочам.

Нам говорят, что человек - существо свободное, но в Священном Писании сказано несколько иначе - человек призван быть свободным, а поскольку он раб греха - он не свободен. К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу (Гал. 5, 13). Свобода жить, строить семью, иметь дом, работу, любовь, Вечную Жизнь - это одно дело, но если рассматривать свободу как отсутствие всяких обязательств, то тогда самым свободным человеком будет бомж. Вот уж кто ничем никому не обязан: ни квартиру убирать, ни белье стирать, ни о жене беспокоиться, ни за детьми смотреть, ни работать. Только такой свободе что-то не хочется завидовать. А по сути, свободен ли бомж? Ни друзей, ни возможности выспаться в своей собственной кровати, ни пообщаться с близкими и родными людьми... Такая абсолютная свобода есть абсолютное рабство. И те, кто скачет по жизни, как бык-производитель, могут, конечно, удовлетворять свои потребности, но из Вечной Жизни они будут выкинуты на всемирную помойку.

А семья, христианская семья, - это живой духовно-телесный организм. Христианская семья - это семья, в которой живет Христос, объединенный со всеми членами семьи взаимной любовью. Поэтому такой союз мы и называем "малой Церковью".

Фото: Геннадий Алексеев

Предательство любви
Женщина в семье и обществе


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Семь-я | Добавил: Pravklin (07.07.2009) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 5840
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика