Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Речь святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по освящении соборного храма в честь Пресвятой Троицы в г. Клину
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 21.01.2021, 23:03 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождество Христово
Рождество Христово
7 января -
Рождество Христово



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Жизнь благочиния

Речь святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по освящении соборного храма в честь Пресвятой Троицы в г. Клину

Автор: Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский


И бяху выну в церкви, хваляще и благословяще Бога
Лук. XXIV. 53

Восхвалим и мы Бога, в Троице поклоняемаго, Начальника и Совершителя всякаго создания, во веки благословеннаго в церкви Святых. Ныне особенно да восхвалят Бога братия святого храма сего.

Труд многих лет, наконец, окончен. Заботы прекратились. Долгое ожидание исполнилось. Храм, усердием вашим воздвигнутый, благодатию Божиею совершен и освящен.

Троицкий собор соборный храм в честь Пресвятой Троицы в г. Клину

Cоборный храм в честь Пресвятой Троицы в г. Клину (Троицкий собор)

Не без заботы был и я свидетелем трудностей в его созидании. Здание предпринято было почти не по силам вашего малаго града. Надлежало не только созидать, но, частию, и пересозидать неблаголепно созданное. Надлежало по временам останавливать дело, потому что истощались средства продолжать оное. Видно, ревность ваша не изнемогла, потому что помощь Божия вас не оставила.

Радуюсь ныне с вами, не столько вашему облегчению от труда и заботы (хотя и сему радуюсь), сколько тому, что вы понесли труд богоугодный, заботу душеполезную; и что Бог принял от вас дар усердия, потому что возниспослал на оный дар освящения.

Возблагодарим Бога, тако благоволившего: возблагодарим не только словом, но наипаче - сердцем и делом. Имев усердие к созиданию храма, имейте усердие ко храму созданному. Утешаясь им, как делом вашего усердия, почтите в нем дело благодати Божией. Пользуйтесь освященным храмом для собственного вашего освящения: ибо иначе для чего было бы и созидать и освящать оный?

Бог вездесущ, и потому не имеет нужды в храме, который для Него всегда мал и невместителен. Но человек ограничен, и потому имеет нужду в ограниченном явлении присутствия Божия. Бог снисшел к сей нужде человека и благоволил быть храму, и даровал ему благодать особенного Своего присутствия.

Мы знаем одно состояние человечества, когда не нужен ему храм - это состояние нового Иерусалима, под новым небом, на новой земле: но сие самое доказывает надобность храма в других состояниях, и именно в том, в котором теперь мы находимся. Как особенную, отличительную черту нового Иерусалима, Тайновидец указует то, что в нем нет храма: и храма не видех в нем (Апок. XXI. 22). И, как бы предусматривая, что сия необычайность покажется слишком поразительною и неимоверною, что будут спрашивать, как можно быть граду Божию без храма Божия, он тотчас объясняет, почему это так: Господь бо Бог Вседержитель храм ему есть, и Агнец. Как бы так сказал он: человечество там усовершено и возвышено до того, что твари не заграждают и не закрывают от него присутствия Божия; в сие святое присутствие входят там непосредственно, не имея нужды в особом святом месте, представительном сего присутствия. Нет нужды в храме, потому что человек живет в Боге и во Христе, как во храме, и в Нем Самом обретает без труда все, к чему мы подвизаемся проникнуть посредством храма. Если и там сотворенное око не объемлет света несотворенного, и потому нужно некоторое снисхождение и умерение света неприступного: то сие совершает там открытый свет Богочеловека Иисуса, Который Своим человечеством низводит и умеряет свет Божества, и Своим Божеством просвещает и блаженнотворит человечество. Светильник его Агнец (Апок. XXI..23). Так, и потому не нужен храм в Иерусалиме новом. Но мы еще не в новом, сходящем с небес, Иерусалиме: следственно, нам нужен храм. Еще тварь, еще собственная плоть наша, грубая, не очищенная, преграждает нам вход во святое, благодатное присутствие Божие: и так надобно, чтобы сие благодатное присутствие само себя отверзло для нас во святом храме. Еще небеса, куда вознесся Христос, свет наш, не отверзаются и не открывают нам сияния славы Его: надобно нам пока хотя малое небо на земле, свет, хотя сокровенный в тайне; и сие можем мы обрести во храме, чрез молитву, чрез Слово Божие, чрез Таинства.

Обращаясь от конца времен к их началу, если бы мы не нашли храма и там: сие было бы не удивительно; потому что райский человек походит более на человека нового Иерусалима, нежели на нынешнего человека. Но можно сказать, что первый на земле храм Божий был самый рай, в котором Бог благодатно являлся человеку, в котором человек, освященный образом Божиим, был непорочным священником, в котором видимою, таинственною святынею было древо жизни; поелику от сего древа человек таинственно вкушал нетленную жизнь, подобно как мы ныне, на Трапезе Господней, от плода пшеницы и лозы, таинственно и существенно вкушаем безсмертную жизнь Божественнаго Тела и Крови Христовых.

С тех пор, как человек грехопадением сокрушил в себе образ Божий, и перестал быть живым храмом Божиим, потребность видимого, образовательного, тайноводственного храма Божия очевидно сделалась более ощутительною: и Священная история показывает, что сколько человек трудился над удовлетворением сей потребности, столько же, или еще более, Сам Бог споспешествовал тому.

От древних Патриархов, которые кочевали в шатрах, не естественно было бы требовать храма, по правилам зодчества созидаемого. Храм существовал у них сокращенно в жертвеннике: и мы многократно видим в их житиях, что Бог является, и вследствие того Патриарх созидает жертвенник, и обратно, Патриарх созидает жертвенник, и Бог является ознаменовать Свое благоволение над жертвенником и над создавшим его. Бог является Ною, сохраняя его от потопа, и тотчас по потопе созда Ное жертвенник Господеви (Быт. VIII. 20). Ной возносит всесожжение на жертвенник, и Господь вновь является благословить новый послепотопный мир. Явися Господь Авраму: и созда тамо Аврам жертвенник Господу явльшемуся ему (Быт. XII. 7). Иакову Бог сам повелевает создать жертвенник, и назначает для того место: взыди на место Вефиль, и живи тамо, и сотвори тамо жертвенник Богу явльшемуся тебе (Быт. XXXV. 1). Место, называемое Вефилем, то есть, домом Божиим, еще прежде Бог освятил, явясь на нем Иакову во время сна в видении над лествицею, соединяющею землю с небом. Создание Авраамом жертвенника, на котором он хотел, по повелению Божию, принести в жертву Исаака, было как бы предварительное заложение Храма Иерусалимскаго, после, чрез несколько веков, на сем месте созданного.

Когда же Патриархальное племя, в котором от начала мира сохранилось ведение истинного Бога и откровений Его, возросло и образовалось в народ, тогда Бог под собственными распоряжениями устроил в нем храм Свой в большей полноте и совершенстве, сперва, под именем Скинии свидения, подвижный и походный, применительно ко времени странствования народа Божия из Египта в землю обетованную, а потом в сей земле, неподвижный, в создатели которого также Сам назначил Соломона. Наконец, по разрушении сего храма вместе с Иерусалимом, за грехи народа, как скоро паки настало время помиловать народ, еще раз Сам Бог пекся и о возстановлении храма, послав Пророков Аггея и Захарию побуждать Иерусалимлян и всех Иудеев к созиданию оного.

На основании всех сих событий можем утвердить решительно, что храм Истинного Бога в человечестве есть устроение Божие, а не человеческое. Но Богу не свойственно устроять иное на земли, как только благопотребное и спасительное для человеков. И так в устроении Божием имеем мы свидетельство Самого Бога о том, насколько храм Божий нам нужен и спасителен.

При сем может кто-нибудь помыслить, что храм, о котором теперь говорено, был ветхозаветный, прообразовательный относительно ко Христу, еще тогда ожидаемому; а потому с исполнением прообразований, то есть, со времени пришествия Христова, он перестал быть нужным, почему и упразднен тою же особенною судьбою Божиею, которою прежде был устроен. Это правда. Однако сие не препятствует нам из Божественного установления храма во времена ветхозаветные выводить заключение о важности и потребности храма во времена новозаветные. Отделите от главной мысли храма придаточные особенности храма ветхозаветного, - его приспособление к прообразованиям, к кровавым жертвам, к строгому закону обрядов: вот то, что достигло своего предела, и упразднено, как не нужное: но коренная мысль о храме, как о доме молитвы, как о святилище Таинств, как о хранилище благодати, не есть исключительная принадлежность времен ветхозаветных; и потому не могла прейти с оными. Она свойственна и Христианству; и потому входит в оное со всею силою, какую прежде Христианства получила от Божия устроения. Сам основатель Христианства, Иисус Христос, не только посещал храм Иерусалимский, но и защищал его достоинство против оскорбления, когда изгнал из него продающих и покупающих: это, без сомнения, не для того, чтобы поддержать храм, которого скорое падение Сам Он предсказал, но для того, чтобы сохранить и в Христианстве мысль о святости храма Божия, и о должном к нему благоговении.

И апостолы, даже по Вознесении Господнем, когда так наполнены были святыми образами сорок дней продолжавшихся явлений Господа Воскресшего, и Его беседами о Царствии Божием, не просто между собою благодарили и прославляли за сие Бога, но устремлялись во храм: и бяху выну в церкви хваляще и благословяще Бога (Лук. XXIV. 23). Даже и по сошествии Святого Духа, когда Он очевидно и торжественно освятил их в живые храмы Божии, еще не излишним почитали они восходить во святилище на молитву (Деян. III. 1). Так свойственно благочестивому духу ощущение потребности в Божием храме, законно устроенном и иерархически освященном!

Впрочем апостолы пользовались ветхозаветным храмом только по нужде, на время. Поскольку же многое в нем христианству не соответствовало, и надлежало его непременно перестроить применительно к Новому Завету: то грубую работу разорить старое Провидение Божие поручило язычникам римлянам; а Христовым апостолам и богомудрым их преемникам Дух Святой преподал высокое искусство не зодчества вещественного, но духовного и Богодейственного устроения новых, собственно христианских храмов.

Первоначальным образцом их послужила, без сомнения, та горница велия (Лук. XXII. 12), в которой Господь установил, и в первый раз совершил Таинство Тела и Крови Своея. Он Сам ее для сего назначил, и, как Верховный Архиерей, освятил: отсюда тот закон христианского храма, по которому власть и назначить оный, и освятить, принадлежит архиерею. Господь назначил горницу велию особенно для новозаветного таинства Тела и Крови Своея: отсюда закон, по которому всякий храм христианский назначается особенно для сего Таинства, так что некоторые другие Таинства могут по нужде быть совершаемы и в других местах; а сие непременно требует храма, иерархически освященного. В горнице велией Господь совершил Таинство только при двенадцати апостолах, причастниках сего Таинства: отсюда закон, по которому во храм христианский, особенно на время Таинства Тела и Крови Христовых, допускаются только способные быть причастниками сего Таинства, а не удостоившимся крещения и отлученным от Таинств диакон велит выйти из храма на сие время.

Но я не распространюсь более о законах христианскаго храма, которые, впрочем, также показывают, как важна потребность онаго, и как высоко достоинство.

Замечу о благопотребности храма в христианстве еще одно, что и те избранные подвижники христианства, которые в совершенном удалении от мира, в возможном отречении от всего чувственного, в пустынях и недоступных местах провождали равноангельную жизнь, входили в общение с небесными силами, получали откровения вещей Божественных, сподобились быть, и делом явились духовными и Богоносными, - и они при всем том еще должны были пользоваться благодеяниями храма Божия, именно, приобщением Тела и Крови Христовых, как можно примечать особенно из того, что Провидение Божие нередко употребляло необычайные, даже чудесные, средства, чтобы доставить им сие напутствие пред их отшествием в вечность. Для примера именую преподобную Марию Египетскую, которой и по толиких подвигах, и по толикой благодати, нужен был последний дар - Причастие Трапезы Господней; и, чтобы ей доставить сей дар, каким непонятным, но вместе каким верным движением подвигнут был богодвижимый воистину Зосима!

Сии размышления о происхождении, достоинстве и благопотребности храма Божия, и особенно христианского, да будут в особенное утешение тем, которые здесь своим усердием способствовали делу столь богоугодному и душеспасительному; всем же нам да будут в напоминание и побуждение, чтобы тщательно пользоваться храмом Божиим, как великим для нас даром Божиим, или паче, как великою сокровищницею много различных даров Божиих. Посещайте храм Божий прилежно; пребывайте в нем благоговейно; участвуйте здесь в молитвах и славословиях сердечно; слушайте возвещаемое Слово Божие внимательно, не так чтобы только слышать и на время занимать свое любопытство, но так, чтобы слышанное прилагать к своему сердцу, сохранять в памяти, возобновлять в размышлении, обращать в дело и жизнь.

Требовать ли от нынешних христиан, чтобы они были выну в церкви, хваляще и благословяще Бога? - Опасаюсь, что скажут: как это возможно? Когда же делать дела домашние! - Однако, братия, это как-то было возможно, и без требования исполнялось в начале христианства: бяху выну в церкви, хваляще и благословяще Бога. Впрочем, согласимся, что это не для всех. Церковь не требует, чтобы все вы отвергли ваши домашние дела: но желает, чтобы все привели в порядок ваши дела душевные. Делайте ваши земные дела во дни, которые всем Бог для того предоставил: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя (Исх. XX. 9): хотя, правду сказать, между нами есть такие, которым и шесть дней в неделе не все нужны для дел, и не все на дела употребляются. Но я уже не оспориваю у вас дней, которые предоставил вам Бог. Седьмый день Суббота Господу Богу твоему. День воскресный, день, освященный для праздника или для поста, должен решительно и вполне принадлежать Богу и его храму. По крайней мере в сей день, будьте выну в церкви, участвуйте, по возможности, во всяком богослужении храма, и дома паче других дней одушевляйте себя духом церковным, духом молитвы и благоговения к Богу, возвышением сердца над всем земным и мирским. Если в день праздничный церковь полна, дома пусты, улица и торжище безмолвствуют: вот прекрасный вид христианскаго града, на который и от небесного града посмотреть не стыдно! Тогда благословение небесное, как роса Аермонская на горы Сионския (Псал. CXXXII. 3), нисходит на храм и на пребывающих в нем; от храма приносится ими в дома; день праздничный благословляет дни работные, и дела человеческие делаются лучше и успешнее, потому что не пренебрежено дело Божие, потому что освящена суббота Божия. Но если и в праздник к утреннему богослужению храма не пускает нас леность и сон, к дневному - неуместное дело мирское, к вечернему - опять мирское веселие, или леность и отвычка: отдаю на суд вашей совести, христианские ли это обычаи!

Господи! Даруй людем Твоим, на них же наречеся имя Твое, духовно возлюбити благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея (Псал. XXV. 8); да соделаются истинными чадами дому Твоего, и в крове крилу Твоею не постыдно надеятися имут; да упиются от тука дома Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я (Псал. XXXV. 8. 9). Аминь.

Печатается с издания 1836 г.

Статьи по теме:
Речь святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по освящении соборного храма в честь Пресвятой Троицы в г. Клину (в начало страницы)
Настоятель Троицкого собора г. Клина и благочинный Клинского округа священник Евгений Мальков, клирик Скорбященской церкви г. Клина
Первая Литургия в Троицком соборе г. Клина
Забилось сердце Троицкого собора
Первое богослужение в Троицком соборе г. Клина
Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский
Полет над Троицким собором
Главный храм земли Клинской - Троицкий собор - будет восстановлен
Переписка Пушкина и свт. Филарета
Информация об истории храма святителя Филарета Московского, пос. Малеевка


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Жизнь благочиния | Добавил: Pravklin (01.02.2009) | Автор: Святитель Филарет
Просмотров: 2040
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика