Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

О Лазаревой субботе
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 10.12.2024, 01:38 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Церковные праздники

О Лазаревой субботе

Автор: Протоиерей Григорий Дебольский

Лазарева суббота Воскрешение Лазаря

С субботы шестой недели Великого поста до Пасхи богослужения Православной Церкви посвящены событиям, предварявшим спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, самим Его страданиям и смерти.

Евангелие от Иоанна (см. Ин. 11, 1-44) рассказывает, как Христос в последние дни своей жизни воскресил умершего Лазаря. Господь любил Лазаря и его семейство, часто бывал у него. Но вот Лазарь заболел и умер. Четыре дня прошло со дня его смерти. Господь пришел к гробовой пещере и сказал: Отнимите камень. Когда камень был убран, Иисус возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус, обратившись к окружающим Его, сказал: Развяжите его, пусть идет (Ин. 11, 43,44).

Весть об этом чуде мгновенно разнеслась по Иудее... Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса. Наступает власть тьмы, а с нею и последние дни жизни Спасителя.

Исполняя закон ветхозаветного общественного богослужения (см. Исх. 23, 17) и творя волю пославшего Его Отца, Иисус Христос во дни своей земной жизни ходил на праздник ветхозаветной Пасхи в Иерусалим. Четыре Пасхи охватывают время Евангельской спасительной проповеди, которую начал Он после Крещения Своего и продолжал до своего Вознесения. Так Иисус Христос шел в Иерусалим и на праздник последней Своей Пасхи, несмотря на то, что Божественная слава учения и чудес Его, распространившаяся уже повсюду в земле обетованной, сильно вооружила против Него завистливых старейшин иудейских, которые давно замышляли и старались предать Его смерти. Последнее путешествие Иисуса Христа на Пасху еще более явило и увеличило Его Божественную славу, а равно усилило зависть и ненависть к Нему книжников. Первое событие при этом путешествии, особенно прославившее Господа и умножившее против Него злобу Синедриона иудейского, было воскрешение Лазаря, совершенное Господом при стечении многочисленного народа и обратившее многих к вере в Иисуса Христа (см. Ин. 11, 45).

Господь часто в дни своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его Он любил и называл другом Своим (см. Ин. 11: 3, 5, 11). Господь допустил его умереть, да прославится Сын Божий и да веруют Его ученики (см. Ин. 11: 4, 15). Услышав о воскрешении Лазаря, иудейские первосвященники и старейшины говорили об Иисусе Христе: Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим, и народом (Ин. 11, 47-48). Первосвященник Каиафа дал Синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе Крестной смерти Иисуса Христа: Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин. 11, 49-50). С того дня положили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (см. Ин. 11, 53). Воскрешение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (см. Ин. 12, 10).

Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был от апостолов епископом. Богоматерь подарила ему омофор, сделанный Ее руками. Жил Лазарь по воскрешении 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он на Кипре.

Православная Церковь, по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания Лазарева воскрешения, послужившего началом решительных действий иудейского Синедриона (Верховного суда), чтобы погубить Спасителя и даже Лазаря. Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен христианских. Отцы Церкви IV века св. Амфилохий, епископ Иконийский, св. Иоанн Златоуст, бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. "Сегодня, - говорит свт. Иоанн Златоуст, - Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны". В V веке св. Андрей Критский написал также беседу на воскрешение четверодневного Лазаря и канон, которые сейчас исполняются Церковью. В VIII веке Косьма Маиумский и Иоанн Дамаскин написали также каноны на день Лазарева воскрешения, сейчас исполняемые Церковью. В конце IX века император византийский Лев Философ перенес мощи св. праведного Лазаря с Кипра Константинополь и составил на день воскрешения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых Святой Церковью.

По мысли Церкви, воскрешением Лазаря Иисус Христос хотел между прочим показать в Себе Бога и Человека, уверить учеников Своих в будущем Своем Воскресении, всех - в общем воскресении мертвых, грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно, в лице своем Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и Человечество. Как Бог всеведущий, Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Господь приходит в Вифанию. Марфа и Мария - сестры умершего Лазаря - и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа всемогущим и Сыном Божиим. Господи! - говорит Марфа, - если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог…. Так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир (Ин. 11: 21-22, 27). То же произносит и Мария, упав к ногам Спасителя. Равно и другие иудеи говорят о Нем между собою: Смотри, как Он любил его... не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? (Ин. 11, 36-37). Тогда и Сам Иисус Христос всенародно называет Себя жизнь дающим. Воскреснет брат твой, - говорит Он в утешение Марфе: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин. 11: 23, 25-26). Наконец, как истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы к Отцу Небесному всемогущим словом Своим воскрешает Лазаря на четвертый день по смерти его. "Тебе, Владыко, всех царю, вся возможна, - говорит Церковь, - глас Твой разрушил адово царствие и слово власти Твое восставило из гроба четверодневного, и Лазарь бысть спасительное преобразование пакибытия".

Как истинный Человек, Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и, видя сестру умершего друга своего плачущую и пришедших с нею плачущих, Он возмутися Сам, прослезися и как неведущий спросил: где положили его? (Ин. 11, 34). Так Господь предстал гробу Лазареву, "уверяя нам два существа Своя", говорит Церковь. Как же человек вопрошал "где погребеся, и как же Бог воскресил четверодневного".

Чтением апостольским на Литургии в эту субботу Церковь проповедует об установлении вечного царства Нового Завета - царства непоколебимого, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом (см. Евр. 12, 28; 13, 8); окончательное установление этого царства благодати началось воскрешением Лазаря.

Чтением Евангелия Церковь благовествует о событии воскрешения Лазаря.

По книге прот. Г. Дебольского "Дни Богослужения Православной Церкви". Минск, 2002 (по изданию 1901 г.)

По материалам www.patriarchia.ru

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковные праздники | Добавил: Pravklin (10.04.2009) | Автор: Протоиерей Григорий Дебольский
Просмотров: 2910
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz