Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Годы гонений на Клинской земле
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 06.03.2021, 16:34 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Годы гонений на Клинской земле

Автор: Игумен Тихон (Полянский)

Собор Клинских Новомучеников

В годы безбожного гонения на Церковь многие подвижники Клинской земли мученически засвидетельствовали свою преданность вере Христовой. Сегодня становятся вновь известными имена и подвиги святых страдальцев. В лике новомучеников и исповедников прославлены пастыри, иноки и послушники, проходившие свое служение в обителях и храмах Клинского благочиния. Клинская земля - древний подмосковный край, который богат историей, православными святынями и традициями благочестия. Издревле здесь жили трудолюбивые люди, украшавшие свою родину прекрасными храмами и монастырями, прославлявшие ее добрыми делами. В прошлом на сопредельных с Клином землях подвизались преподобные Сергий Радонежский, Мефодий Пешношский, Иосиф Волоцкий, Савва Сторожевский, преподобные Зосима и Адриан Клинские (основавшие в XV в. Клинскую Сестринскую пустынь). В XIX в. город посещал великий московский святитель Филарет (Дроздов), в Клину была чудесно явлена чтимая Клинская икона Божией Матери. Однако предания старины не донесли до нас известий о явленных древних подвижниках, которых можно было бы по праву назвать местными святыми, покровительствующими городу. А между тем, верна народная мудрость, гласящая, что "не бывает город без святого, а село - без праведника". Наверное, есть особый Промысел Божий в том, что в грозные годы XX столетия, словно "в одиннадцатый час" по слову Христову (см.: Мф. 20, 1-16), принесла Клинская земля Господу кровь своих святых мучеников. Тем самым она обрела своих особенно близких молитвенников и заступников пред Богом. Память о них хранится в сердцах видевших их людей, а присутствие незримо ощущается в стенах храмов, где они несли свое служение. Как сказал Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, "новомученики Российские - самые близкие нам люди, почти наши современники. Многие, живущие ныне, имеют своими отцами и дедами святых мучеников".

Подвиг мученичества и исповедничества, после девяти столетий истории Русской Церкви - случай скорее исключительный. Претерпеть мученичество и страдания, по масштабам не уступающие, если не превосходящие известные в римскую эпоху гонения на христиан, стало уделом большинства русских святых XX века. Сегодня наше общество только начинает осознавать величие Голгофы, на которую взошли те люди, которых П.Д. Корин назвал "Русью уходящей". Но эта Святая Русь не была "уходящей" в далекое прошлое, как того хотели ее гонители и палачи. Не в прошлое, а в вечность уходила она, следуя за Христом, не разлучаясь с Ним на своем крестном пути.

Среди многих уголков великой России теперь прославлена исповедниками веры и Клинская земля. Сейчас далеко не о всех ее подвижниках можно рассказать подробно. Составление канонических житий святых, сбор воспоминаний и свидетельств - дело ближайшего будущего. Пока же известия скупы и отрывочны, в материалах к канонизации новомучеников обычно публикуются краткие биографические досье, основанные на документах следственного дела. Порой трудно бывает отыскать даже фотографии, имеется только тюремное фото, сделанное перед расстрелом. Сами протоколы допроса далеко не всегда отражают подлинные слова святых мучеников, поскольку преследовалась задача подверстать "под статью" показания арестованных. Но даже в этих кратких жизнеописаниях святых можно отметить много общего - у большинства было "простое происхождение", из тех слоев, о которых, будто бы, и заботилась новая власть; они по слову Христову (см.: Мф. 5, 10) претерпели изгнания и скитания после закрытия храмов и монастырей; были оклеветаны только за то, что они - христиане (см.: Мк. 13, 13); им вменялась "контрреволюционная и антисоветская деятельность и агитация", под предлогом которой и выносились приговоры. Но самое главное, что их объединило - верность Христу "даже до крове", венцы мученичества и вечная слава со ангелами и всеми святыми.

Попытаемся воспроизвести краткий обзор судеб церковной жизни на Клинской земле в первой половине XX века. После революции в Клину, как и по России в целом, начались репрессии, с особенной яростью обрушившиеся на Церковь. Церковный корабль среди бушующих волн вел Святейший Патриарх Тихон, который первым среди новомучеников и исповедников Российских стал почитаться на Клинской земле. В начале 20-х гг. XX века Патриарх на случай ареста или даже гибели правящего архиерея в каждой епархии благословил поставление викарных епископов, даже в тех городах, где их раньше не было. Так появилась архиерейская кафедра в подмосковном Клину.

В сентябре 1923 года Патриархом Тихоном во епископа Клинского был рукоположен иеромонах Гавриил (Всеволод Витальевич Красновский). Он был сыном московского протоиерея, окончил Заиконоспасское духовное училище и Московскую Духовную семинарию, затем юридический факультет Московского университета. В чине подпоручика воевал на Румынском фронте (1916-1917 гг.), где был контужен. Он стал архиереем в то время, когда власть всячески пыталась разгромить каноническое управление Русской Церкви.

Епископу Гавриилу довелось пережить аресты в 1924, 1925, 1927, 1932 годах. Последний арест повлек за собой трехлетнее заключение. После освобождения епископ Гавриил, болевший туберкулезом, поселился в Крыму, где тайно служил. В апреле 1941 года был вновь арестован и 18 августа 1941 года расстрелян.

Особенным гонениям подвергались не только архиереи, но и другие любимые церковным народом священнослужители, обладавшие духовными дарами рассуждения и утешения, при том весьма далекие от политической борьбы.

Еще одна особенность тех лет связана с изгнанием и частым изменением места служения подвижников. Из-за нового административно-территориального деления районов, гибели духовенства и закрытия храмов происходило объединение благочиний, совершались частые переводы священнослужителей. Поэтому многие новомученики почитаются не только в тех местах, откуда они были отправлены под арест и на расстрел (иногда в месте последнего служения они могли находиться всего несколько месяцев или даже дней), но и там, где они родились или где несли свое служение.

Священномученик митрофорный протоиерей Петр Соколов (1973-1938) родился в Череповецком уезде в семье священника. После окончания в 1893 году Новгородской духовной семинарии получил назначение на место псаломщика в Двинский военный крепостной собор. В 1896 году был рукоположен во диакона и служил в церкви артиллерийских частей Московского округа при Румянцевском музее, а с 1902 года - в церкви 1-й Гренадерской артбригады на Ходынском поле. В 1908 году был рукоположен в священника храма Сергиево-Елизаветинского трудового убежища. В 1919 году переведен настоятелем Константино-Еленинского храма с. Майданово. В 1925 году возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Клинского района, а с 1936 года - и Солнечногорского. С 1930 года протоиерей Петр Соколов был настоятелем Скорбященской церкви г. Клина. 2 февраля 1938 года протоиерей Петр был арестован по ложному обвинению в том, что "вел среди населения контрреволюционную агитацию, направленную против политики партии и социалистического строительства, высказывал пораженческие настроения". На допросах в предъявленных обвинениях арестованный виновным себя не признал. 11 февраля тройка НКВД приговорила протоиерея Петра Соколова к расстрелу. 17 февраля священномученик Петр был расстрелян, захоронен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово.

Священномученик иерей Георгий Архангельский (1872-1937) родился в семье псаломщика в селе Ярополец Волоколамского уезда. После окончания духовного училища один год обучался в духовной семинарии. Нес послушание псаломщика, в 1908 году был рукоположен во диакона. В 1917 году был рукоположен во священника. С 1926 года есть сведения о нем как о настоятеле Преображенской церкви с. Доршево Клинского района, где он прослужил до 5 апреля 1933 года. В 1935 году был направлен на служение в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в с. Афинеево Наро-Фоминского района, а с марта 1936 года был назначен настоятелем церкви Рождества Богородицы с. Руднево. Председатель сельсовета с. Руднево доложил начальнику Наро-Фоминского райотдела НКВД, что "священник Георгий Архангельский объединил монахинь закрытого монастыря Зосимовой пустыни и является их руководителем… Пение монахинь отвлекает верующих от колхозной работы; политика Архангельского состоит в том, чтобы привлечь как можно много (так в следственном деле!) верующих в храм". 4 сентября 1937 года отца Георгия арестовали и предъявили обвинение в контрреволюционной организации "путем сочувствия расстрелянным изменникам родины и врагам народа". 9 октября тройкой НКВД священник Георгий Архангельский был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 14 октября 1937 года на Бутовском полигоне.

В живописном уголке Клинского района, в с. Акатово, находился многолюдный и обширный Троицкий Александро-Невский женский монастырь. Община, основанная попечением клинского купца Ф. С. Захарова в 1890 году, 8 лет спустя была преобразована в монастырь. Незадолго до революции в монастыре насчитывалось 150 сестер и 10 послушниц. После того, как в 1927 году обитель была закрыта, и на ее территории обосновалось хозяйство НКВД, насельницы были вынуждены скитаться. Часть монахинь поселилась в с. Мокруша Истринского района, где они продолжали хранить уставный образ жизни.

В 1937 году было сфабриковано масштабное дело священников и монахинь бывшего Акатовского монастыря. Проходившие по нему лица были приговорены либо к расстрелу, либо к длительным срокам заключения. Среди обвиняемых была послушница Анастасия Бобкова (1890-1938). После закрытия монастыря она прислуживала в храме с. Шестаково Волоколамского района. В 1930 году "за сопротивление представителям власти" при попытке закрытия храма она была приговорена к трехмесячному заключению. После возвращения в село, по доносу секретаря Шестаковского сельсовета, 2 марта 1938 года была арестована за "контрреволюционную антисоветскую деятельность" и 5 апреля расстреляна на Бутовском полигоне.

Возможно, в будущем Господь откроет нам имена других новомучеников, пострадавших на Клинской земле, и они также будут чествоваться в день Собора новомучеников и исповедников Клинских. Дата соборного празднования их памяти избрана не случайно - именно 17 февраля 1938 года были расстреляны благочинный митрофорный протоиерей Петр Соколов, протоиерей Алексий Шаров и архидиакон Серафим (Вавилов).

Статьи по теме
Святые земли нашей - Клинские новомученики
8 февраля - Собор новомучеников и исповедников Российских

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (16.02.2009) | Автор: Игумен Тихон (Полянский)
Просмотров: 3418
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск






Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика