Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Притча о блудном сыне
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 27.04.2024, 07:20 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Притча о блудном сыне

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Притча о блудном сыне Неделя о блудном сыне

К притче о блудном сыне. Фото: www.art-catalog.ru

Молодой человек из притчи о блудном сыне (см. Евангелие от Луки, гл. 15, ст. 11-32) покинул дом родного отца здоровым, сытым и богатым. Пока было богатство, жизнь текла весело и беспечно: друзья, женщины, вино… Юноше казалось, что так будет всегда. Но, увы… Кошелек опустел, одежда поизносилась, закончилась еда. А где же веселые друзья и любвеобильные женщины? Истощился кошелек - истощились и, так называемые, "любовь" и "дружба". И никому-то он стал не нужен.

Что же делать? "Человек - это звучит гордо!", - да только от этого сыт не будешь. Хотя бы кусочек хлебушка заработать.

И вот, ушедший из дома сын находит самую позорную в том обществе и грязную работу, обеспечивающую хоть какое-то существование, пусть и полуголодное: пасти свиней. Но ему даже того корма, что свиньи едят, никто вдоволь не дает.

Вот тут-то в голову и начинают приходить трезвые мысли: "Как хорошо было в доме у отца. И чего мне там не хватало? И как отец меня любил! А как хорошо и сытно у него живут даже наемные работники! Но, выпросив у живого отца то наследство, которое мне должно было бы принадлежать после его смерти, я ведь фактически заживо отца в своем сердце похоронил".

Почему же отец выделил сыну причитающуюся ему долю наследства? Ведь наследство дети имеют право получить только после смерти отца. Но отец не собирается строить отношения с детьми в "правовом поле". Он их любит, это его дети. И если сын разлюбил отца, то ведь нельзя заставить любить тебя твое чадо. Отец понимает, что только любовью можно растопить заледеневшее сердце.

С болью в душе, вопреки нормам права, он выделяет наследство младшему сыну и отпускает его без единого упрека "на сторону далече".

Евангельская притча говорит далее о юноше: Придя же в себя, сказал... встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих (Лк. 15, 17-19).

Мы часто так же рассуждаем в жизни, даем себе обещания исправить жизнь, вернуться к Богу с покаянием. Еще Данте сказал об этом: "Благими намерениями вымощена дорога в ад".

Но этот заблудший сын не только пришел в себя и одумался, не только решил вернуться в родительский дом, но встал и пошел к отцу своему (Лк. 15, 20).

А отец любит свое дитя, ждет и смотрит на дорогу, не покажется ли вдали путник. Когда старый отец увидел возвращающегося сына, в лохмотьях, истощенного, он сам побежал ему навстречу, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: "отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим". А отец сказал рабам своим: "принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги" (Лк. 15, 21-22).

Сын, даже и недостойный, никогда не может быть в родительском доме рабом или наемным рабочим, а только - сыном.

Блудному сыну страшно и стыдно возвращаться домой. Отец же не только не упрекает его и не читает нравоучений, а сам бежит ему навстречу, обнимает и целует. Родная кровь, сын вернулся! Приняв покаяние младшего сына, отец одевает его в лучшие одежды, а по славянскому тексту Евангелия "в прежние одежды", в которых ему будет удобно и уютно, в них он был одет до своего предательского поступка по отношению к отцу.

Упоминая о перстне на руку, Спаситель говорит совсем не об украшении. В те времена, когда многие были неграмотны, перстень заменял личную подпись, был законной печатью, которой могли скрепляться все сделки и правовые документы. То есть отец возвращает вернувшемуся сыну все права члена семьи.

Событие возвращения блудного сына становится праздником не только для отца, но и всего дома, всех близких: Приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться (Лк. 15, 23-24).

Конечно, под отцом притчи Иисус Христос подразумевает Бога, Который, дав свободу человеку, не насилует его, дает право на собственный выбор. И делает это потому, что любит и высоко ценит Свой образ - человека. С великой радостью Бог принимает человека, осознавшего свой грех и возвратившегося с покаянием в дом Отчий. Это праздник: духовно мертвый по грехам человек - ожил.

Притча объясняет мудрую отеческую любовь Бога к людям и показывает заблудившемуся в духовных джунглях человеку, что дома - в семье Божией - его ждут, помнят, любят и не только примут назад, но и будут рады его возвращению.

Но Спаситель предупреждает и о той жизненной позиции, которая опасна для человека и которую важно избежать: Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: "что это такое?" Он сказал ему: "брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым". Он осердился и не хотел войти (Лк. 15, 25-28).

Старший сын не уходил от отца, честно трудился и разделял все тяготы жизни с семьей. Он любил отца и ценил его. Со скорбью он перенес трагический разрыв с родным домом младшего брата. Перед его глазами стояло предательское требование наследства у живого отца. Страшная обида за недостойное поведение брата тяжелым камнем лежала на сердце. А теперь?! Этот блудный брат, разбазаривший часть семейного богатства, зашел домой - и дома устроили праздник по этому поводу! "Это просто возмутительно", - думал он.

Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: "вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими" (Лк. 15, 28-29). Старшему сыну, честному и трудолюбивому, в любви к близкому человеку еще очень много нужно было расти до отца. Ведь самая главная на свете ценность - это человек. А тут плохой пример младшего брата всколыхнул в сердце лежащую на дне муть.

"Младший все наследство, которое трудом все вместе собирали, разбазарил. И праздник устроили!" По праву, но не по любви, справедливое осуждение брата стало гасить в старшем брате лучшие чувства и произвело раздор в душе.

Как и младшему раньше, так и старшему сыну теперь захотелось отделить для себя собственную личную радость от отцовской и семейной. Не семьей повеселиться, а без нее, только с друзьями, без отца. Хотя на семейные праздники никто ему не мешал звать своих друзей. Наверное, не раз его друзья радовались общим семейным праздникам вместе с отцом.

Мудрый отец хорошо понял, что происходит в душе старшего сына. Психологически - это история грехопадения человека (Быт. гл. 3). Сын перестает, в некоторой степени, доверять отцу. В еще большей степени эта человеческая разделенность касается младшего сына: Когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка (Лк. 15, 30).

Как похоже это выражение на слова Адама, который в безгрешном состоянии говорил о своей жене: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (Быт. 2, 23). После же грехопадения, то есть разрыва отношений любви и доверия с Небесным Отцом, у первого человека произошло отчуждение в отношениях и с близким и самым родным существом: Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 12).

Отец из притчи понимал, что если разделенность людей не остановить любовью, то грех будет разъедать человеческую душу. И говорит он старшему сыну: Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 31-32).

Как может привести к духовному падению позиция старшего сына! В брате он уже не хочет видеть брата, а только сына своего отца. Если дальше пойти этим путем, то окажется, что если сын отца не является братом, то и сам старший сын перестает быть сыном отца.

Поэтому для христиан духовное отчуждение от согрешивших и кающихся людей будет отчуждением от нашего общего Небесного Отца - Бога, Который с любовью принимает раскаявшихся и вернувшихся в Его семью - Православную Церковь - грешников.

Бог не только ждет нас, но и Сам открывает нам Свою любовь, посылая Единородного Сына на землю стать человеком и победить грех и смерть.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (20.02.2009) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 3225
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика