Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Что значит Пасха для меня?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 11.07.2020, 21:59 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Петров пост
Петров пост
15 июня - 11 июля
Петров пост



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Что значит Пасха для меня?

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Что значит Пасха для меня?

В школьном возрасте я ощутил всем своим сердцем ликующую и светлую радость Пасхи. Это произошло во время ночного православного пасхального богослужения.

Нет, я не стал сразу церковным человеком. Не стал молиться, да и не умел. Но этот пасхальный день стал для меня иным, не таким, как череда обычных дней, к которым мы все привыкли. Всё вокруг стало каким-то другим. Казалось, что и солнце ярче светит, и небо голубее, и птицы громче поют, и люди добрее. Затем наступили будни. Почти всё стало как всегда. Но все-таки не всё. Что-то во мне переменилось, очень незаметно, где-то там, очень глубоко внутри.

Много лет прошло с тех пор. Я обрел церковную жизнь. Много раз переживал светлый праздник Пасхи. Всем сердцем ощущал, что этот праздник для меня самый важный. Языком Церкви мы называем его Праздником праздников, вершиной всех празднуемых Церковью событий. Но ум не мог полностью разобраться: а что значит Пасха для меня?

Иисус Христос вышел на кровавое сражение с грехом, смертью и адом. Испытал предательство, несправедливый суд, унижения, побои, несение Креста. И вот вершина страданий - Крест. Один древний языческий историк справедливо сказал, что люди не смогли придумать более страшную казнь, чем распятие на кресте. И, дойдя до дна человеческих страданий, Спаситель принял жуткую смерть на Кресте. Тело лежит в гробовой пещере. А Его человеческая душа, пронизанная и соединенная с Его Божеством, пошла тем путем, каким шли все души умерших людей, - в ад, место одиночества, безысходности и бессмысленного страдания. Господь тогда принес Евангельскую победную весть тем людям, которые жили раньше и завершили свой земной путь. И даже там, где, казалось, свету и радости нет места, воссиял свет любви Божией. Ад, содрогнувшись в смертельной агонии, потерял свою силу и разрушился. Диавол повержен и скован Христом. Те, кто не захотел слушать Господа и встречаться с Ним, спрятались в глубинах ада.

Что же произошло с теми, кто отозвался на проповедь Христа в аду? Это были и праведники Ветхого Завета, и грешные люди, не знавшие Истинного Бога. Души всех этих людей, отозвавшихся на слово Богочеловека, воскресли. Что значит "души воскресли"? Это говорится отнюдь не о воскрешении тел.

Души умерших соединятся со своими воскресшими телами при Втором Пришествии Христовом, когда будут подводиться итоги земного мира.

Духовная смерть происходит в живом человеке: душа удаляется от Бога и Его вечных истин и ценностей. В человеке водворяется духовное болото, густой серый мрак. Серым становится мир и в душе, и вокруг. Тогда человеку "что воля, что неволя - все равно". А в душе начинает гнездиться равнодушие к людям, поднимают голову всякие гадкие страсти. Страшное одиночество и собственная ненужность гнетут человека.

Такое состояние можно сравнить с положением тяжелобольного человека, который потерял всякую надежду на выздоровление. Но, если в результате удачного лечения начинает возвращаться здоровье и ощущается перспектива окончательного выздоровления, внутреннее самоощущение больного радикально меняется. Таким образом может изменяться для человека его мир, внутренний и внешний.

Христианин может сказать, что до встречи со Христом и Его Церковью он существовал, а теперь живет. Духовное воскресение - это приобщение человека к радости Вечной Жизни. Оно может произойти резко и сразу, может годами созревать, а потом раскрыться. Так Евангельская история описывает исцеление тяжких больных или бесноватых Иисусом Христом. Ощутив свободу от сковывавшего их недуга, люди с величайшей радостью прославляли Божию милость. Они ощутили полноту счастья в своей жизни.

Именно ощущение духовной свободы, радость общения с Вечным Богом дает возможность увидеть мир и людей в свете Божией любви, родившейся в сердце. Тогда действительно жизнь меняется, человек ощущает полноту жизни и знает, что живет не для смерти и могилы.

Что мне дает Пасха? Я рад, что при Втором Пришествии воскресну телесно и своими обновленными глазами увижу воскресшими дорогих для меня людей. Это очень важно. Однако я не знаю, когда это произойдет. Мне невозможно жить только одним ожиданием этой будущей великой радости. А что я могу сейчас получить, чтобы жизнь наполнилась живой радостью?

Я могу, если очень захочу и приложу свои усилия, стать абсолютно реально духовным зрителем величайшей победы космического масштаба - Светлого Воскресения Иисуса Христа. Да, но ведь это было два тысячелетия назад и не здесь, а в Палестине?! А что мне до того, если теперь это событие принадлежит вечности! А благодатная жизнь Церкви Христовой соединяет наше время и место с вечностью. И через эту встречу с вечностью я соприкасаюсь с событиями жизни Иисуса Христа.

Так вот, праздник Пасхи мне, грешному, но верующему человеку дает духовное обновление моего внутреннего мира, моей души. То, как я в первый раз услышал пасхальные песнопения праздничной ночью, показалось мне сравнимым только с мощными и быстрыми залпами боевых ракет "Катюша". Оставаясь на земле в храме, душа озаряется и согревается светом Христова Воскресения, светом не земным, выражаясь церковным языком, светом "присносущным", то есть не сотворенным, а вечным светом Божества. И если стараться сберечь как можно дольше эту полную чашу неземной радости, то вся моя земная жизнь будет пропитываться ею.

Мы радуемся, когда обнимаем дорогого человека. Но в тысячи раз больше радость, когда мы согреваемся в Божиих объятиях и можем прильнуть к Нему, Большому, Светлому и бесконечно Любящему Вечному Богу, Сотворившему мир!

Но вдруг все это самовнушение и иллюзия? Да нет же, это такая Реальность, которая превосходит всякую иную. Кроме того, есть опыт духовной жизни Святой Православной Церкви. Мы, совершая по учению Церкви путь своей жизни, можем прийти к тому же результату обретения полноты радости в земном бытии, к какому приходили древние христиане.

Все мы учились в школе и помним наши опыты на уроках химии и физики. При соблюдении правильности наших действий мы приходили к тем же результатам, к которым столетиями раньше пришли великие ученые. Подобным образом и в Церкви: мы повторяем духовный опыт и повторяем результат. Но, чтобы эти опыты были правильными и мы не взорвались и не отравились, надо хорошенько эту науку изучать.

Подобное и в церковной жизни. Сектантские новшества в духовной жизни отравляют человека, а приобщение к духовному опыту Православной Церкви обновляет человека.

Дай Бог всем нам приобщаться к этому светлому опыту, чтобы через встречу с Воскресшим Христом светлели и наши души, и вся наша жизнь.

Фото: Геннадий Алексеев

О первом опыте переживания праздника Пасхи: Мое первое пасхальное богослужение


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (25.04.2009) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2356
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2020 Яндекс.Метрика