Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Рождество Иоанна Предтечи
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 01.07.2022, 02:12 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события
Пеший поход
«Дорога в Лавру»


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Рождество Иоанна Предтечи

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Рождество Иоанна Предтечи

Евангелист Лука так начинает свое повествование о благовестии Захарии: Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария (Лк. 1, 5).

Захария и его жена Елисавета принадлежали к роду Ааронову и, как говорит Евангелие, были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно (Лк. 1, 6). Они прожили долгую жизнь и оба уже были в преклонном возрасте, однако детей они не имели, потому что Елисавета была бесплодна.

У евреев, живших в то время, бездетность считалась позором и тяжким наказанием Божиим.

Захария был священником. Священниками у евреев становились не по личному призванию, а по происхождению из потомков Аарона. В Израиле были священники, которые не жили постоянно при храме, а имели свою очередь для служения, свою чреду.

Захарии выпал жребий совершать каждение, для чего он вошел во вторую часть Иерусалимского храма, которая называется Святилищем, где находится жертвенник кадильный, в то время как весь народ молился в предназначенной для него открытой части храма - "дворе" (кадильный жертвенник - это металлический стол, на решетку которого клали угли, на них в определенный момент богослужения высыпался ладан, и воздух наполнялся благоуханным кадильным дымом).

Когда Захария совершал каждение на кадильном жертвеннике перед самым святым местом в храме - Святая Святых, он увидел Ангела и очень испугался. Возможно потому, что по иудейским понятиям явление Ангела предвещало близкую смерть. Но Ангел говорит ему: Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн (Лк. 1, 13).

О чем молился Захария? Какая молитва его была услышана Господом? Наиболее вероятно то, что Захария, как один из лучших людей своего времени и священник - посредник между Богом и народом, - молился о скорейшем пришествии Мессии, о нуждах народа, о его спасении. И вот, в ответ на свою молитву, он видит Ангела, который возвещает ему, что жена его родит сына. И этот сын будет в радость не только ему, но и многие о рождении его возрадуются. Почему? Потому что этот человек будет велик перед Господом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их (Лк. 1, 15-16).

Когда Иоанн обратился к Израилю с проповедью покаяния, к нему пришло множество иудеев. Многие из них обращались к Господу и крестились. Но были и такие, которые не приняли его проповедь. Израильский народ уже много раз отвергал Бога, изменяя Ему. И по этой причине с ним происходило множество несчастий. Но когда народ возвращался к Богу, он вновь обретал Божию помощь, поддержку и укрепление. Иоанн Предтеча был послан к народу, чтобы возвещать о покаянии. Ветхозаветный пророк сказал о нем: И предыдет пред Ним (Богом) в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк. 1, 17).

Представим себе лодку, плывущую по реке. Перед ней плывет другая, предшествующая ей. Термин "Предтеча" вошел в богословие и применяется по отношению к Иоанну Крестителю. Как ледокол, который разбивает лед и прокладывает путь большому кораблю, так и Иоанн Креститель идет по жизненному пути перед Господом Иисусом Христом. С какой целью? Чтобы вернуть людей к Богу, обратить их сердца и души к Творцу. Если душа не загорится любовью к Богу, ей не спастись. Поэтому надо было пробудить в людях покаяние. И в своих проповедях Иоанн стремился к этой цели. Причем, говоря о покаянии, он имел в виду не просто внешнее действие, а перемену образа мыслей, исправление жизни.

Престарелый священник Захария не поверил Ангелу: По чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных (Лк. 1, 18). Захария поставил человеческое разумение выше Божественного. Он усомнился в возможности обещанного из-за их преклонного возраста. Захария просит от Ангела знамения как доказательства. В ответ на недоумение Захарии Ангел называет свое имя - "Гавриил", что значит "сила Божия". Как знамение и, одновременно, наказание за маловерие ему дается немота и глухота, которая разрешится только после рождения младенца. Даже при наречении имени родившемуся младенцу с Захарией объяснялись знаками.

Когда чреда Захарии закончилась, Елисавета зачала и пять месяцев таилась. Она искренне радовалась, потому что с разрешением ее неплодства Господь снял с нее поношение между людьми. Вот почему праведная Елисавета, перенесшая, без сомнения, много оскорблений из-за своего неплодства, так искренне и от всего сердца благодарила Бога.

После того, как Архангел Гавриил возвестил Деве Марии о том, что Она станет Матерью Божиего Сына, Пресвятая Дева спешит поделиться радостью со Своей родственницей Елисаветой, жившей в Иудее. Она вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1, 41-43). Жена Захарии повторяет ангельские слова, хотя о благовестии Ангела Пресвятой Деве Марии никто не знал и не мог знать.

Интересно, что Елисавета называет Деву Марию Матерью Господа своего уже в момент их встречи.

Еще не родившийся младенец Иоанн впервые встречается с Иисусом Христом, жившим под сердцем Пресвятой Девы. Вторая их встреча произойдет уже на берегах Иордана через тридцать лет.

Настало время Елисавете родить, и родила она сына. Родственники и друзья думали, что родители назовут его Захарией в честь отца, но тот, взяв дощечку, написал: Имя ему - Иоанн. И тотчас он разрешился от немоты и стал пророчествовать. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего (Лк. 1, 66-69).

Прообразом "рога спасения" был рог храмового жертвенника, который служил преступникам избавлением от заслуженной кары. Преступник, успевший прибежать к жертвеннику и ухватиться за рог его, уже не подлежал заслуженному наказанию (См. 3 Цар. 1, 50).

Рог спасения. Спасения от чего? На первый взгляд речь здесь идет о том, что являлось предметом чаяний еврейского народа того времени, то есть освобождение от римлян, поработивших в то время евреев. Ненавидевшие римлян евреи часто восставали против оккупантов. Но в Евангелии говорится совсем о другом избавлении.

Дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их (Лк. 1, 77). Это было непонятно евреям того времени. Ведь здесь говорится о спасении не как о победе над врагом и власти над другими народами, а о спасении от греха. Кто тот враг, которого нужно победить, чтобы спастись от греха? Этот враг - диавол и грех внутри нашего сердца.

Сотворит милость с отцами нашими и помянет завет Свой (Лк. 1, 72). На первый взгляд здесь опять много непонятного. Как можно помиловать предков, если их уже нет в живых? Души умерших, по вере евреев, были в аду (шеоле) - месте тени и печали. Если здесь говорится о милости по отношению к умершим предкам, значит, спасение переходит временные границы и касается и тех, кто жил раньше. Этими немногими словами предсказывается сошествие Христа во ад.

Просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги на путь мира (Лк. 1, 79).

Тень смерти тяготеет над согрешившим человеком. Люди от страха перед ней даже боятся думать о завершении своего земного пути.

Принимающий тот жизненный путь, который нам указывает Иисус Христос, путь к миру с Богом и с собственной душой, обретает вечную жизнь через подаваемый Богом благодатный мир. Соединивший свою жизнь со Христом неподвластен смерти, она не может победить его и отнять спасение и радостное бессмертие.

Иоанн Креститель и сейчас продолжает указывать нам верную дорогу к Спасителю человеческого рода Господу Иисусу Христу через переосмысление своей жизни, покаяние и принятие Христова Евангелия в свое сердце как спасительного круга в бушующем море жизни. Предтеча Христов ведет людей к Богочеловеку - Солнцу Правды, оживляющему все доброе и светлое в зачерствевшей человеческой душе, чтобы человек мог жить вечно.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (03.06.2009) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2372
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика