Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Путешествие по острову Валаам
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 25.04.2024, 17:59 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Путешествие по острову Валаам

Автор: Ирина Филиппова

Путешествие по острову Валаам

Однажды, еще в XIX веке, во время богослужения в храме преподобных Сергия и Германа, один иеромонах, совершая Божественную Литургию, вдруг усомнился в том, что мощи валаамских подвижников находятся под спудом собора. «Столько лет прошло со времени их обретения и погребения, давно уже нет в живых тех, кто мог знать правду. Может быть то, что мощи находятся здесь, – это всего лишь предание, а на самом деле под спудом и нет ничего?» Так думал священнослужитель в то время, как монахи пели Херувимскую песнь. Но совершилось чудо: когда иеромонах вышел на амвон для каждения, он вдруг увидел преподобных Сергия и Германа, стоящих у Валаамской иконы Божией Матери. Святые строго смотрели на священника, и в этот момент он понял, какой ошибкой были его сомнения.

Случаи явления святых подвижников, когда-то подвизавшихся на острове, не раз повторялись на Валааме. До наших дней сохранились здесь и места их подвигов.

Обычно паломники начинают осмотр острова с самого тихого места – последнего пристанища настоятелей монастыря. Игуменское кладбище расположилось в километре от Спасо-Преображенского собора. Пять последних игуменов обители похоронены здесь. Среди них – Дамаскин, великий строитель Валаама. Большая часть скитов, мостов, часовен, монастырский водопровод были построены при этом мудром руководителе. Валаам процветал при Дамаскине. В то время монахи работали на пяти монастырских заводах, вели приусадебное хозяйство. Теперь, пройдя по острову, можно встретить лишь следы былого благоустройства. Большая часть часовен не сохранилась, утрачены в годы советской власти и пустыньки валаамских старцев.

Если идти на восток, в сторону Воскресенского скита, обязательно попадешь на Германово поле. Когда-то здесь находилась пустынька преподобного Германа Аляскинского, просветителя Америки. Теперь на месте скромного жилища подвижника стоит деревянный поклонный крест с памятной надписью о тех монахах и подвижниках, которые отправились отсюда просвещать далекую Аляску. Мы у этого креста стояли долго, пытаясь представить, как жил здесь преподобный, своими трудами и духовным деланием помогая людям обрести Бога.

От Германова поля дорога поворачивает вправо. Три километра идем по лесу, слушаем пение птиц. Летом на Валааме много цветов, ягод, грибов. Но паломникам собирать их строго запрещено – монастырские владения все-таки. Проходим через ручей Кедрон, значит, уже близка первая цель нашего путешествия – Гефсиманский скит. Он был выстроен при игумене Дамаскине, и, несмотря на то, что построен из дерева, практически не был разрушен в советское время. Сейчас в скиту возобновлена монашеская жизнь. Правда, подвизающихся немного, всего три человека. В Валаамской Гефсимании жить трудно – уединенность монахов постоянно нарушают шумные иностранные и российские туристы.

Видимо по этой причине пока не живут монахи в Воскресенском скиту. Он полностью выстроен из кирпича и за свое благолепие получил еще название Красного. Храм Воскресения, несмотря на внешнее благоустройство, внутри разорен. Сейчас это место больше для туристов. Но паломники любят бывать здесь, ведь в нижней части храма находится копия Гроба Господня. Здесь, на месте, олицетворяющем пещеру, в которой положили Спасителя после Его крестной смерти, всегда горят свечи – дань любви верующих людей ко Христу. Недалеко от Красного скита, на горе, прозванной Елеонской, стоит и Воскресенская часовня – чудесное творение деревянного зодчества времен игумена Дамаскина. Отсюда открывается прекрасный вид на остров, его каменные берега, густой лес и тихие заливы Ладоги. Стоишь на вершине и чувствуешь, как сердце успокаивается, откликаясь на зов этого святого места.

Николин день

Вечером, под праздник перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари, на Валаам прибыла группа паломников из Орла. В обители рады: на праздник будет людно. День 22 мая для монастыря – особый. Престольный праздник отмечают насельники Никольского скита – древнего стража Валаама. Для монахов это одно из главнейших событий года.

Всенощную служат в храме преподобных. Служба длится почти шесть часов. Особенно торжественна утреня. Под пение «Хвалите имя Господне» на середину храма выходят все священнослужители обители. Освещаясь свечами паникадила, блестят пасхальные облачения. На обычно строгом лице игумена Панкратия – нескрываемая радость. И я тоже чувствую ликование в душе, чувствую в ней присутствие Бога.

Утром монахи и паломники собираются в храме. Из алтаря выносятся хоругви, люди берут в руки святые иконы. Под молитвенное пение крестный ход движется от собора, мимо Знаменской часовни, вниз по лестнице к причалу. Здесь молящихся ждет небольшой кораблик «Игумен Дамаскин». Пять минут посадки, и вот уже над водами Монастырского залива дружно разносятся слова тропаря святителю Николаю: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя…» Минут через десять «Дамаскин» пришвартовался к причалу Никольского скита. На причале крестный ход встречают игумен Панкратий, настоятель скита иеромонах Гедеон, насельники. Под молитвенное пение богомольцы поднимаются в храм святителя Николая.

Небольшой храм быстро заполняется народом, но тесноты не чувствуется, настолько объединены люди искренней молитвой. Божественная Литургия проходит на одном дыхании. Много причастников, у всех на лицах неописуемая радость. С проповедью к верующим обращается духовник монастыря отец Геронтий. Он говорит о том, как важно для каждого человека благоговейное отношение к мощам святых угодников Божиих. Ведь Господь не зря сберегает их и открывает людям в самые трудные для них времена. Пример тому – мощи преподобного Антипы Валаамского, которые сейчас хранятся в монастыре. Преподобный Антипа родился в Молдавии, долгое время подвизался в Румынии, а затем до конца своих дней нес трудный духовный подвиг на Валааме. Мощи его были обретены Валаамскими монахами в X веке. Но трудно оказалось для братии понести этот дар Божий. Особое благоговейное отношение к мощам было утрачено, и начались искушения. Свои права на святыню предъявили Молдавская и Румынская Православные Церкви. Только благодаря единой братской молитве мощи преподобного Антипы остались в Валаамской обители.

После службы монахи – старожилы скита – раздают верующим необычайно вкусные пирожки, компот и монастырский квас. Немного подкрепившись, богомольцы вновь спешат на корабль в обратный путь. Мы с мужем решаем прогуляться пешком до центральной усадьбы монастыря, чтобы насладиться весенним солнцем и как можно дольше сохранить в душе чувство праздника.

Прощай, любимый Валаам!

Наступил день нашего отъезда домой. Утром мы побывали на Божественной Литургии, причастились. На сердце было необыкновенно легко, и напоследок нам захотелось еще раз погулять по острову, побывать там, где еще не были.

Надо сказать, не во всех святых местах Валаама может побывать паломник. Так, например, в скитах Иоанна Предтечи и Александра Свирского, расположенных на островах, можно побывать только по особому благословению игумена. Причем жизнь в Предтеченском скиту отличается наиболее строгим уставом. Сюда никогда не допускаются женщины, рыбу здесь не едят даже по праздникам и совсем не пьют чай. Скит Александра Свирского – также подвижнический. Это единственное место, где сохранилась пустынька святого – пещера в скале, в которой подвизался преподобный Александр.

Мы же решили дойти до Скита Всех Святых. Это самый старый скит на острове, каменный. Именно здесь начинал свой монашеский путь знаменитый игумен Дамаскин. Женщин сюда также не допускают. Только один раз в году, на престольный праздник – день Всех Святых – представительницам «слабого» пола дозволено познакомиться с жизнью скитских обитателей. Но увидеть скит хотелось. Мы прошагали до него три километра, по полуторавековому Владимирскому мосту, мимо старого дерева, которое рисовал известный художник Шишкин. На пути к скиту заглянули в часовню Крестных Страданий Спасителя. Испокон веков повелось, что часовня эта всегда открыта для богомольцев. Здесь, напротив иконы Распятия, стоит аналой, на котором лежат молитвослов и акафист Страстям Христовым. Тихо молимся, оставляем поминальные записки для насельников скита. Затем, уже возле скита, любуемся его архитектурой, заглядываем за решетку ворот. Мимо проезжает монах на велосипеде. «Христос Воскресе!» – приветствует он нас. Мы с воодушевлением отвечаем и с таким благословением отправляемся обратно.

Уже через час знакомый кораблик «Игумен Дамаскин» принимал нас на борт как пассажиров. Когда отплывали от причала, светило солнце. Пока «Дамаскин» шел по Монастырскому заливу, стая чаек преследовала нас, выпрашивая хлеб. Мимо проплыли собор, часовни, монастырские огороды, сад. Вот появился и Никольский скит – маяк чудесного острова. На глаза наворачиваются слезы, сердце сжимается, как будто расстаешься с чем-то особенно близким и дорогим. Но где-то в глубине души понимаешь, что грусть эта – светлая, потому что расстаться с Валаамом невозможно. Он остается в сердце паломника навсегда. И, глядя на исчезающий в дымке купол Никольского скита, я вспоминаю слова незатейливой песни, написанной в начале XX века насельником скита Александра Свирского иноком Петром:

О, дивный остров Валаам!
Рука Божественной судьбы
Воздвигла здесь обитель рая,
Обитель вышней чистоты.


Фото: www.valaam.ru – сайт Валаамского монастыря

Начало статьи:
«О, дивный остров Валаам»


Паломничество или турпоездка?


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (13.07.2009) | Автор: Ирина Филиппова
Просмотров: 2864
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика