Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Библейские основы православного пастырства
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 24.04.2024, 13:45 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Библейские основы православного пастырства

Автор: Игумен Тихон (Полянский)

Нравственный облик русского духовенства, особая этика пастырства формировались в недрах отечественной культуры с первых лет принятия христианства. Можно говорить об устойчивой и многовековой традиции, заложенной еще в древнерусскую эпоху этическими доктринами таких замечательных духовных писателей, как митр. Иларион Киевский, преп. Феодосий Печерский, Лука Жидята, преп. Авраамий Смоленский, Кирилл Туровский, митр. Никифор I, Климент Смолятич, Серапион Владимирский и другие.

1. На сохранившихся раннехристианских живописных изображениях Иисуса Христа можно часто видеть Спасителя в виде пастуха, бережно несущего на плечах беззащитного ягненка.

Образ Доброго Пастыря

Образ Доброго Пастыря, заимствованный из евангельской притчи, является одним из ключевых не только в христианском искусстве, но и в христианском богословии, а также в самом укладе церковной жизни. "Пастырь добрый" - так мы называем и праведных духовных наставников, и именно так сегодня Русская Церковь величает своего великого светильника - святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

Откуда был почерпнут образ и силы для жертвенного служения Святейшего? Русская Церковь, не знавшая в начальные периоды своей истории массовых гонений, почти тысячелетие шла к подвигу Новомучеников и Исповедников Российских, и чуть более двух столетий - к возрождению Патриаршества. Тысячу лет, начиная с древнерусской поры, воспитывался характер русского пастыря, формировалась православная этика духовенства. Поэтому целесообразно, если на научном форуме, посвященном святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому, будут рассматриваться истоки пастырского служения в Священном Писании, которым определялась древнерусская пастырская этика, строй духовного сословия в период Московского Царства, история духовных школ и просвещения.

Говоря о самой основе христианского пастырского служения, мы в первую очередь обращаемся к библейским истокам православного пастырства, помня назидательные слова Киевского митрополита Никифора, возглавлявшего Русскую Церковь восемью столетиями ранее свт. Тихона: "Слово Божие, которое в нас, здраво и цело, и Оно нас учит". Образы из Священного Писания в трудах древнерусских книжников становились ключевыми в определении аксиологической системы пастырской этики.

2. А) Образ пастыря и овечьего стада в Священном Писании играл большую роль еще в Ветхом Завете. По объяснению преосвященного Михаила, епископа Курского, "Иудея по преимуществу страна пастушеская, и Господь берет всем понятное сравнение". Занятие пастушеством у израильских колен считалось почетным, им занимались сами ветхозаветные патриархи. Пророк Давид из пастухов был призван в цари (см. 2 Цар. 7:8), а Амос - в пророки (см. Ам. 1:1; 7:14). Правители и князья народа в Ветхом Завете сравниваются с пастырями-пастухами (см. Ис. 44:28; Иер. 3:15; Мих. 5:4). При этом проводится различие между пастухами хорошими (см. Иез. 34:11-16) и плохими (см. Ис. 56:11; Иез 34:2 и след.; Зах. 11:17). Если хорошие пастыри заботятся о своих стадах, то есть о народе, то плохие - только о самих себе. Древнерусский архиепископ Иоанн Новгородский в "Поучении" предостерегал священников своей епархии: "Пусть не сбудется на нас пророческое слово: пастухи мои посмрадили виноградник мой и осквернили часть вожделенную Мою".

2. Б) О Самом Боге в Ветхом Завете тоже говорится как о Пастыре: см. Пс. 22; 79:2; Ис. 40:11; Иер. 31:10. Подобно пастухам, опекающим свои стада, Он заботится о Своем народе: собирает заблудших, помогает больным и дает Своему народу то, в чем тот нуждается. При этом Бог есть не только Промыслитель судеб всего народа, но и личный Наставник, и Пастырь для каждого человека (см. Пс. 22:1).

3. А) Ветхозаветные ожидания Божественного Пастыря получили исполнение в Рождении Сына Божия. Не случайно само событие Рождества Христова в повествовании Евангелиста Луки связано с символикой пастырства: ночные пастухи, державшие стражу у стада, получили ангельское благовестие о Рождении Богомладенца, Которого обрели лежащим в яслях (см. Лк. 2:8-20). По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, "ангел является пастухам за простоту их нрава и незлобие, так как они видимо подражали образу жизни праведных, ибо и древние патриархи, Иаков, Моисей и Давид, были пастырями… Пастыри сии суть образ духовных пастырей - архиереев".

Как евангельские пастыри поведали миру о Родившемся Пастыре Христе, так и земные пастыри Церкви проповедуют Христа-Спасителя. Все это стало возможным благодаря совершившемуся пастырскому служению Господа.

О Своем Пастырстве Господь Иисус Христос Сам неоднократно свидетельствует в Своих словах и притчах: "Я есмь пастырь добрый" (Ин.10:11). Образ Пастыря и овец в Евангелии является одним из ярких образов Церкви Христовой, и наиболее полно он выражается в беседе о Добром Пастыре.

Христос Добрый пастырь

Христос Добрый пастырь. Мозаика северного люнета мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 440.

В притче о Добром Пастыре (см. Ин. 10:1-21) Господь говорит о Своем Пастырстве, а также о руководителях религиозной жизни народа. Эта беседа является продолжением обличительных слов Господа, обращенных к фарисеям в связи с исцелением слепорожденного. Основой для иносказания послужил пастушеский обычай. В Палестине стада овец загоняли на ночь в пещеры или специально устроенные дворы для охранения от волков и разбойников. В один двор нередко загонялись стада, принадлежавшие разным хозяевам. Утром привратники открывали пастухам двери двора, пастухи входили в них, и каждый отделял свое стадо, называя овец по имени. Овцы узнавали своих пастухов по голосу и выбегали к ним, слушались пастухов и выходили на пастбище. Разумеется, воры и разбойники не смели открыто войти в охраняемые двери двора, но искали способа тайно перелезть через ограду. Понятно, что злоумышленник приходил вовсе не за тем, чтобы ухаживать за стадом или кормить овец, но чтобы убить, украсть и погубить.

По объяснению архиепископа Аверкия, избрав хорошо известный из жизни пример, Господь под "двором овчим" подразумевает народ еврейский, или Церковь Божию Ветхозаветную, из которой потом образовалась Церковь Новозаветная; под "пастырем" - преданного руководителя духовной жизни; под "ворами" и "разбойниками" - ложных самозванных пророков, еретиков, лжеучителей, думающих лишь о своих интересах, к каковым относились и фарисеи. Себя Господь называет "дверью" и "пастырем добрым", который "душу полагает за овец", защищая их от волков. Господь называет Себя "дверью" в том смысле, что Он - единственный истинный посредник между Богом и народом, единственный путь для пастырей и для пасомых. В Царство Божие нельзя войти никак иначе, как только через Него. Под "наемником" подразумевается недостойный пастырь, под "волком" - диавол и его служители, губящие овец.

Несколько иное, впрочем, не противоречащее толкование, содержится у Киевского митрополита Никифора I (XII в.): "Евангельское Писание и апостольские Предания называют "дверями", а "входящего дверями" - являющегося христианином".

Как видно, в притче о Добром Пастыре Господь указывает на два главнейших отличительных свойства истинного пастыря:
1) Самоотвержение даже до смерти ради спасения овец;
2) Знание своих овец.

Это знание овец в высшей степени принадлежит Богу, и овцы тоже должны знать своего Пастыря. Это взаимное знание получает подобие взаимного знания Бога-Отца и Бога-Сына: "Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец" (Ин. 10:15). Господь имеет еще овец из "иного двора", то есть из язычников, которых Ему надлежит привести к Отцу.

Притчу Господь заканчивает словами о добровольном принесении Своей жизни для спасения овец: "Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее" (Ин.10:18).

Евангелисты, описавшие множество чудес и благодеяний Христовых к страждущему человечеству, а также Его искупительную смерть и Воскресение, по сути, во всем этом засвидетельствовали истинное пастырство Христово и Его милосердие к людям, о котором можно сказать евангельскими стихами: "Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря" (Мф. 9:36; Мк. 6:34).

Образ Христова пастырства в Четвероевангелии представлен не только двумя свойствами, обнаруживаемыми в притче о Добром Пастыре. В беседе о Страшном Суде Спаситель вновь сравнивает Себя с пастырем, но на этот раз Пастырь разлучит козлищ от овец (см. Мф. 25:32-33), то есть грешных от праведных. По толкованию св. Иоанна Златоуста, и праведники, и грешники "ныне не разделены, но смешаны все; а тогда будет разделение, и самое точное. Сперва Он разделяет их местами, и обнаруживает каждого; а потом и самыми наименованиями показывает внутреннее расположение каждого, называя одних козлищами, а других овцами, и показывая, что первые не приносят никакого плода, так как от козлов не может быть ни малого плода, а последние - обильный плод, так как овцы приносят большую пользу тем, что дают шерсть, молоко, ягнят, чего вовсе не доставляет козел. Впрочем, бессловесные животные не приносят плода или приносят его по своей природе, а люди - по произволу. Потому те из них, которые не приносят плодов, подвергаются мукам, а приносящие плод получают венцы".

Блаженный Феофилакт Болгарский, в целом заимствуя это толкование, дополняет, что "овцами называет святых по кротости их, и потому, что они доставляют нам… пищу учения и покров духовной одежды. Грешников же называет - козлищами, потому что и они ходят по стремнинам, и они беспорядочны и бесплодны, как козлища".

3. Б) Образ пастырей в Евангелии используется, наконец, и в отношении учеников Иисуса Христа - апостолов (см. Ин. 21:15 и след.), как носителей особых служений в Церкви. Сам Спаситель поставляет апостолов в пастырское служение, заповедуя им: "идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева" (Мф. 10:16). Первенство проповеди среди еврейского народа апостолам заповедано лишь потому, что Израиль был богоизбранным народом, которому был обещан Мессия, он ждал Его, и, следовательно, имел право первым услышать благовестие, прежде самарян и язычников. Как было видно из притчи о Добром Пастыре, Господь имеет попечение о едином стаде, в которое соберет не только сынов Израилевых, но и тех овец, "яже не суть от двора сего".

Особое значение для евангельского учения о пастырстве апостолов имеет эпизод восстановления в апостольском достоинстве трижды отрекшегося Петра. На ответ Петра о его любви к Господу Христос трижды поручает апостолу пасти Своих агнцев и овец (см. Ин. 21:15-17). По распространенному толкованию, под "агнцами" понимаются новорожденные члены Церкви, требующие тщательного воспитания и сбережения, а под "овцами" - более зрелые духовно христиане, однако же и они нуждаются в окормлении. Христос предсказывает Петру, что тому, как истинному пастырю, исповедовавшему свою любовь к Нему, предстоит совершать дело пастырского служения до мученической кончины.

Новозаветное пастырство апостолов, их последование за Господом в смерть и в славу стало возможным в сошествии Святого Духа, когда они приняли благодатные дары для созидания Церкви Христовой.

4. Евангельская заповедь пастырства, данная Спасителем чину апостольскому в лице Петра, была выполнена учениками Христовыми во всем, даже до смерти, на которую должен быть готов добрый пастырь ради овец. В период после Пятидесятницы в Новом Завете руководители Церкви названы пастырями в Деян 20:28; Еф 4:11, таким образом будучи возводимыми в равенство с вождями народа Божьего в Ветхом Завете (см. Иер 3:15; 23:1-4). Пастырь полностью посвящает свою жизнь попечительству: "Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20:28).

5. Исполнение пастырской миссии земной Церкви, хранящей апостольскую преемственность даров Духа, наступит во Втором Пришествии Христовом. Тогда будет "одно стадо и один пастырь", Который "отделит козлищ от овец". В Иисусе Христе таинственным и непостижимым образом соединились несовместимые, с точки зрения человеческой логики, свойства: Он есть Агнец и Пастырь, Жертва и Жертвующий, Приносящий и Приносимый.

В жизни будущего века, как это было открыто Иоанну Богослову, стадо Христово, объемлющее "великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков… которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца" (Откр. 7:9,14), соберется у Божиего престола, и "Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их" (Откр. 7:17).

Игумен Тихон (Полянский С.М.)
к. филос. н.

Фото: www.smalta.ru, www.pravoslavie.ru

Пастырь добрый
Всероссийский Патриарх


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (05.03.2010) | Автор: Игумен Тихон (Полянский)
Просмотров: 4087
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика