Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Последний путь души человеческой
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 14.08.2020, 19:51 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Последний путь души человеческой

Автор: Протоиерей Аркадий Штейнберг

"У Бога все живы". Для православных христиан это не образное выражение, а твердая уверенность. Человеческая душа создана для вечности и бессмертия, а значит, люди не умирают, они просто временно покидают нас, чтобы вновь встретиться с нами в жизни вечной. Поэтому и обряд погребения в Православной Церкви особенный. Он пропитан и печалью, и умилением, и мыслью о бессмертии одновременно. К сожалению, за долгие годы безверия русские люди утратили христианское отношение к смерти, поэтому и сам обряд погребения "оброс" неимоверным множеством суеверий, искусственно созданных обычаев и обрядов. Что же на самом деле важно для души умершего? Как правильно похоронить близкого человека и что поставить на его могиле? Об этом и о многом другом мы попросили рассказать настоятеля Преображенского храма в пос. Нудоль, протоиерея Аркадия Штейнберга.
- Сначала мне хотелось бы заострить внимание на том, что предваряет церковное отпевание и как приготовиться к христианской кончине, потому что об этом сейчас мало кто вспоминает. Если человек - православный христианин, он всю жизнь готовится к тому, чтобы достойно встретить конец своей жизни. Если человек жил не очень близко к Церкви, то у него остается еще последняя возможность приобщиться к христианскому воинству. Для этого его надо снабдить благодатными церковными таинствами. То есть, если он в состоянии, он должен исповедаться за всю свою жизнь, причаститься, и его нужно пособоровать. Это называется последним напутствием, и это - самое лучшее, что родственники и близкие могут сделать для умирающего человека. Есть еще и специальные церковные последования, которые призваны помочь человеку перейти границу жизни. Одно из них - так называемая отходная молитва. Она состоит из умилительного канона Спасителю и Божией Матери. Этот канон читают от имени умирающего, который уже сам не в состоянии говорить, он может только слышать.
Бывает и такое состояние, когда человек умирает и не может умереть. Чтобы умереть, нужны силы, потому что душа должна выйти из тела, к которому она так привязалась в своей земной жизни. Конечно, когда Господь пошлет ангела, то разделятся все составы, и душа выйдет, ничто ее там не удержит. Но бывает так, что душу Господь не насилует. Она должна сама освободиться и быть подготовленной к жизни в духовном мире. И вот когда человек мучается, страдает и не может умереть, ему можно прочитать специальное последование, которое называется "О душе судимой или страждущей". В этом последовании мы просим, ходатайствуем перед Господом, чтобы Он разрешил узы, простил человеку все грехи, из-за которых он страдает, и отпустил человеческую душу.
Ну и, безусловно, за человека нужно молиться. Хорошо, когда в комнате умирающего стоит икона, горит лампадка, и это не атрибутика, а то, что действительно создает благодатное, тихое, мирное настроение.
И вот человек умер. Что ему теперь нужно? В первую очередь, за него нужно молиться. Покропить комнату святой водой, и, самое важное, совершить над ним чин церковного отпевания. Для этого хорошо принести умершего в храм, особенно если он был его прихожанином. В храме происходит последнее прощание. Освящают крест, который будет стоять над могилой. В гроб никакие предметы покойного типа очков, папирос или любимых чашек класть не надо. Все это чистое язычество и для души умершего никакой пользы не имеет.
Пока отпевание не состоялось, если есть возможность, над мирянином читают псалтирь по усопшему, это тоже очень полезно для души скончавшегося.
Что еще важно при отпевании? Когда прощаются с усопшим, важно простить ему все. Простить, даже если на душе камень, и у него заодно попросить прощения, чтобы душа его отошла с миром, и ты здесь с миром остался, потому что неизвестно, когда за тобой придут.
Часто спрашивают: "Что поставить на могиле христианина?" Есть две традиции: надгробный камень и крест. Крест ставится обязательно, даже на надгробном камне. В христианской традиции надгробный камень символизирует тот камень, что был привален ко Гробу Спасителя после Его погребения. И раньше в России на надгробных камнях писали целую летопись жизни человека: когда жил, чем занимался и т. д. Но это все меняющиеся традиции, а крест - это то, что вечно и должно сопровождать христианина не только при его жизни, но и после смерти.
С погребением и пребыванием на кладбище связана масса суеверий. Например, есть такая привычка у людей становиться спиной к могиле и бросать в нее через себя горсть земли, мол, уходи и все забирай с собой. То же самое касается переворачивания табуреток, на которых стоял гроб, мытья полов, рук после посещения кладбища и тому подобное. Считать все, что касается мертвого тела, нечистым - это ветхозаветная традиция, и она совершенно чужда христианскому отношению к усопшему. Мы знаем, например, что у святых чудеса происходят не только от их мощей, но и от их вещей.
Насчет поминок. Поминки сейчас превратились в очередные застолья с возлияниями. О покойном - два слова: "вечная ему память" и "земля ему пухом". И все - "поехали". На самом деле поминки должны быть скромными, и никакой водки и вина на них быть не должно, потому что душе усопшего это противно. Откуда же взялось поминовение? В Церкви есть такая традиция - в воспоминание усопших жертвовать. Поэтому поминки - это такой благотворительный обед, пожертвование за усопшего. Можно за него в церковную кружку пять копеек положить, а можно бедных накормить. И часто на поминки звали именно бедных, кормили их от лица покойного, чтобы они за него молились. Поэтому стол поминальный был хоть и скромный, но вкусный, чтобы все поели и благословили покойного. А теперь родственники делают поминки для себя (да еще с алкоголем), а нужно-то стараться для души усопшего, чтобы ей было хорошо.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (05.02.2008) | Автор: Протоиерей Аркадий Штейнберг
Просмотров: 4319 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
0
1 Сергей   [Материал]
Хорошо и по существу изложено Протоиереем! Мы не знаем многих правил иканонов Христанства. Отсюда происходит наше невежество и заблуждения в вопросах поминовения усопшего. К смерти надо готовиться ещё при жизни!
Спасибо, Протоиерей.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2020 Яндекс.Метрика