Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Алексей Фёдорович Львов: к 150-летию со дня смерти композитора
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Понедельник, 08.03.2021, 10:16 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Литература, искусство

Алексей Фёдорович Львов: к 150-летию со дня смерти композитора

Автор: священник Анатолий Трушин, преподаватель КДС, певчий Хора духовенства Московской епархии, настоятель храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» села Скурыгино Чеховского района

«В один из приездов моего отца в Петербург, он повез меня ко Львовым, и нежные звуки милой скрипки Алексея Фёдоровича глубоко врезались в моей памяти»
М.И. Глинка

Алексей Фёдорович Львов родился 25 мая (5 июня) 1798 г. в семье, принадлежавшей к русской аристократии. Его отец, Фёдор Петрович Львов, был членом Государственного совета и, после смерти Дмитрия Степановича Бортнянского, занимал пост директора придворной Певческой капеллы.

Отец рано распознал музыкальную одаренность сына. Он «видел во мне решительный талант к сему искусству, – вспоминал Алексей Фёдорович. – Я беспрестанно был с ним и от семи лет возраста, худо или хорошо, разыгрывал с ним и дядей моим Андреем Самсоновичем Козляниновым, все ноты старинных сочинителей, которые батюшка выписывал из всех стран Европы».

На скрипке Львов обучался у лучших педагогов Петербурга – Генриха Эрнста Кайзера, Шарля Филиппа Лафона и Йозефа Бёма, занятия с которыми продолжались до 19 лет будущего композитора. Далее Львов совершенствовал свою игру самостоятельно. Несмотря на одаренность Львова, родители отнюдь не помышляли о его карьере музыканта-профессионала. Поэтому в 1814 г. юноша был определен в Институт путей сообщения Петербурга, которую закончил через 4 года блестяще с золотой медалью. В том же году его направили в Новгородские полки. Однако, при всех трудностях службы, страсть к музыке была столь сильна,

что Львов и в аракчеевских лагерях ежедневно по 3 часа занимался на скрипке. Только через 8 лет, в 1825 г. он вернулся в Петербург, где продолжил военную службу.

В 1833 г. Алексей Фёдорович Львов сопровождал Николая I во время его визита в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками английского марша. Император выслушивал мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращении поручил Львову, как наиболее близкому ему музыканту, сочинить новый гимн. Новый гимн (на слова Василия Андреевича Жуковского) впервые был исполнен 18 декабря 1833 г. (по другим сведениям – 25 декабря) под названием «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 г. стал официальным гимном Российской Империи, под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 г.

В 1836 г. умер Фёдор Львов и через некоторое время молодой генерал Алексей Львов был назначен вместо него директором придворной Певческой капеллы. Хорошо известны его столкновения на этом посту с Глинкой, служившим под его началом. «Директор Капеллы Львов всячески давал почувствовать Глинке, что «на службе Его Величества» он – не гениальный композитор, слава и гордость России, а подчиненное лицо, чиновник, строго обязанный неукоснительно соблюдать «табель о рангах» и подчиняться любому распоряжению ближайшего начальства». Столкновения композитора с директором окончились тем, что Глинка не выдержал и подал прошение об уходе. Но только на этом основании зачеркнуть деятельность Львова в Капелле и признать ее полностью вредной было бы несправедливо. Так, по свидетельству современников, Капелла под его управлением пела с неслыханным совершенством. Заслугой Львова была и организация при Капелле инструментальных классов, где могли обучаться спавшие с голоса юные певчие из хора мальчиков. К сожалению, классы просуществовали только 6 лет, и за недостатком средств их закрыли.

Львов был организатором Концертного общества, основанного им в Петербурге в 1850 г. Дмитрий Стасов1 даёт самую высокую оценку концертам общества, правда, отмечая, что они были недоступны широкой публике, так как Львов распределял билеты «между своими знакомыми – придворными и аристократией».

Нельзя обойти молчанием и музыкальные вечера на дому у Львова. Салон Львова считался одним из самых блестящих в Петербурге. Музыкальные кружки и салоны имели в то время большое распространение в русском быту. Их популярности способствовал характер русской музыкальной жизни. До 1859 г. публичные концерты вокальной и инструментальной музыки могли даваться только в великий пост, когда все театры закрывались. Концертный сезон длился всего 6 недель в году, в остальное время публичные концерты не разрешались. Этот пробел восполнялся домашними формами музицирования.

Будучи дольно посредственным светским композитором2, Львов подчас достигал успеха и на этом поприще. Конечно, продвижению его творчества весьма способствовали колоссальные связи и высокое положение, но вряд ли только этим можно объяснить признание в других странах.

В 1857 г. здоровье Львова ухудшилось и с этого года он постепенно начал удаляться от общественных дел. Так, в 1861 г. композитор ушел с поста директора Капеллы, замкнулся в домашней обстановке, заканчивая сочинение музыкальных произведений.

16 декабря 1870 г. Алексей Феодорович Львов умер от продолжительной болезни в своем имении Романь близ города Ковно.

* * *

Духовно-музыкальные сочинения Алексей Феодоровича Львова положили начало новому направлению, выдвинувшему на первый план текст песнопений и подчинившему ритм музыкальный словесному. В своей брошюре «О свободном или несимметричном ритме» он писал: «Вся сила, вся важность в церковном пении заключается в словах молитвы. Здесь цель пения: дать слову молитвы наиболее ясное выражение. Ясно, что такое пение не только должно совершенно сообразоваться со значением молитвы, которую оно сопровождает, и подчиняться смыслу ее, но и самые нотные знаки должны вполне подчиняться ритму слов, отнюдь не искажая их... Кто разумеет важность молитвы и внимательно следит во время пения за словами ее, тот не может не ощущать великого наслаждения, слыша ее в сопровождении простой и приличной гармонии, при исполнении которой все голоса произносят речь в одно время, следовательно, явственно, и в размере тактов сообразуются с естественными ударениями слов.

Ни трели, ни рулады, ни другие какие-либо вычуры не должны украшать церковного пения, в простых и чистых звуках которого возносится молитва, вместе с фимиамом, к Престолу Всевышнего. Язык молитв наших имеет особенный характер, ему должен соответствовать и характер пения. Многие сочинители хотели подчинить некоторые древние напевы правильному размеру и определенным тактам. Конечно, вследствие этого, выходило пение, удовлетворяющее привычным законам музыкального ритма, но пение отрешалось от молитвы, и тесная связь между словом и пением разрушалась. Сочинители для выполнения музыкальных условий принуждены были прибегать к разным натяжкам, допускали излишнее повторение слов, неуместное протяжение их, а что хуже всего, неодновременное произношение их певчими, от чего речь затемнялась, терялась не только сила, но исчезал нередко и самый смысл ее, и молящийся лишался возможности выразуметь, какие слова поются. Таким образом, заблуждались те, которые думали привести древние напевы нашей Церкви в единообразный такт, и труд их мог способствовать разве к умалению красоты и речи и напева».

Самыми известными и широко исполняемыми сочинениями композитора являются «Вечери Твоея», «Херувимская» (№1), «Достойно есть» (№2) и «Взбранной Воеводе». В своих песнопениях Львов старался воплотить свои взгляды: избегал повторений слов, подгонки текста под требования музыки, но имел целью подчинить музыку ритму слов, одновременно выражая их глубокое молитвенное содержание в соответствующей музыкальной форме.

Под руководством и наблюдением Львова составлялся и печатался полный круг простого нотного пения на 4 голоса в семи книгах. Эти переложения выполнялись Петром Воротниковым, Гавриилом Ломакиным и др., но известны именно как переложения Львова. К слову, стоит сказать, что песнопения из данных сборников и сейчас используются клиросами православных храмов. Есть у него и собственные переложения, не вошедшие в полный круг, а печатавшиеся наряду с другими сочинениями.

Вниманию читателя мы предлагаем сочинение Алексея Феодоровича Львова «Виждь твоя пребеззаконная дела». Мы же в свою очередь сделали переложение этого песнопения для смешанного хора.

 

Источник: mepar.ru

 


Композитор А.А. Алябьев
Творчество композитора Г.В. Свиридова. Часть 1

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: jula (28.01.2021)
Просмотров: 157
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск






Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика