Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Благословляет ли Церковь войну?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 12.12.2017, 05:48 | RSS
 
Форма входа


Рождественский пост
Рождественский пост
28 ноября - 6 января
Рождественский пост



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Церковь и общество

Благословляет ли Церковь войну?

Автор: Виталий Юрьевич Питанов

Благословляет ли Церковь войну?

Несомненно, война есть зло и убийство есть грех, о чем Библия говорит недвусмысленно: «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт.4:3-12). Первая война произошла не среди людей на Земле, а на небе: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них]…» (Откр.12:7). В результате этой брани ангелы, восставшие против Бога, были побеждены и сброшены с неба: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» (Ис.14:12). Война есть следствие греха, грех есть духовная болезнь. Православная Церковь не благословляет войны, но «признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством» 1. Церковь чтит православных воинов, так как «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Некоторые из них канонизированы, например, святой благоверный князь Александр Невский. При этом заповедь «Не убивай» (Исх.20:13) никто не отменяет. Православный воин, убивая, совершает грех, за что на него накладывается епитимия (от слова «запрещение»), цель которой – духовное врачевание. Воин после сражения не допускается к участию в таинстве Евхаристии.

Церковь помнит, что сказал воинам Иоанн Креститель: «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лук.3:14). Иисус Христос не призывает их бросить оружие и податься в пацифисты.

Христианин должен терпеть обиды, наносимые ему лично, но защищать своих ближних. Пример христианского поведения в случае нападения врагов дают нам такие великие святые, как преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский. Когда на преподобного Серафима Саровского напали в лесу бандиты, он, несмотря на то, что был физически сильным человеком и к тому же в тот момент держал в руках топор, не стал сопротивляться, был тяжело избит и потом долго болел. Но когда к преподобному Сергию Радонежскому перед битвой с татаро-монголами пришел Дмитрий Донской, он не только получил благословение на битву, но и отправил с ним двух иноков Пересвета и Ослябю. И во время самой битвы, как сам преподобный, так и весь монастырь молились за православных воинов.

В благословление оружия нет благословения зла, оружие не должно быть использовано на неправое дело. Как перед сражением воин молится Богу: «Прими оружие и щит…»2, так и Церковь, благословляя оружие, молится, чтобы меч навсегда остался в ножнах, но если уж он используется, то только для защиты от агрессора и никогда для нападения. Церковь помнит слова Иисуса Христа: «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52).

©Питанов В.Ю.

Фото: www.photoisland.net

Литература
1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. / Информационный Бюллетень. №8, август 2000. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. С.46.
2. Полный православный молитвослов для мирян. Сретенский монастырь «Новая книга», 1998. С.703.


Нужно ли воцерковление тем, кто считает, что Бог у них «в душе»?


Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Церковь и общество | Добавил: pravklin (04.09.2009) | Автор: Виталий Юрьевич Питанов
Просмотров: 8546
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск




Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика