Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Чего хотят и к чему стремятся в православных школах?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Понедельник, 20.09.2021, 23:21 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Семь-я

Чего хотят и к чему стремятся в православных школах?

Автор: диакон Иоанн Иванов

За последние десять лет в среде религиозного образования произошли существенные изменения.

До 2000-х годов в образовательные учреждения с православным компонентом шли "свои" люди - зачастую без необходимого образования (я уж молчу про педагогическое). Таким "учителям" среди "православных" было хорошо и комфортно, и это понятно: общее, единое понимание православия со стороны школы-родителей-детей, т.к. все мы - семья.

И вроде бы Церковь отделена от государства, и в православных школах свой устав и порядки, однако за последнее десятилетие профессиональная ситуация круто изменилась: любому выпускнику 9-го и 11-го классов для вхождения во взрослую жизнь необходимо сдать ГИА или ЕГЭ. Даже православному. Здесь уже религиозный компонент не поможет ни еврею, ни католику, ни православному. Нужны специалисты, желательно близкие к вере, или просто честные, нравственные специалисты. И здесь мы видим значительное положительное изменение: любой учитель (даже православный) должен быть (стать) профессионалом. Даже в атмосфере религиозного образования учитель ответственен за нормальное поступление и вузовское обучение школьников в светском, безрелигиозном государстве.

В эпоху современного русского капитализма наше общество привыкло потреблять. В том числе и образование - это продукт потребления. Поэтому государство как бы делает всем образовательным учреждениям заказ: реализовать обучение детей страны. Хочешь, не хочешь - и еврейской школе, и православной гимназии, и католическому колледжу и общеобразовательной школе № 123… - всем придется выполнять госзаказ.

До 2000-х годов позиция Московской Патриархии Русской Православной Церкви по отношению к православным школам была и радостной, и радужной. Радостной, потому что государство не препятствует обучать детей в православной среде со своим внутренним уставом. Радужной, потому что находились и спонсоры, и учителя. Можно было получить благословение открыть гимназию или школу практически в любом месте, при любом приходе - достаточно было личного внутреннего горения настоятеля или духовника. Однако запал 90-х прошел, и перед православными школами встала дилемма: или сохранять привычную и удобную внутреннюю атмосферу гимназии (школы), а процесс качественного обучения оставить на волю Божию, или принять правила государства и готовить качественных выпускников-абитуриентов, но православных. Второй вариант неимоверно трудный, поскольку требует пристального внимания со стороны школы не только к знаниям, умениям, навыкам ученика, но, в первую очередь, возрастания в среде христианского общения.

Лицензирование, аккредитация, аттестация, унификация, ФГОС, ГИА, ЕГЭ и проч. - все эти "волшебные" для педагога слова современная православная образовательная система теперь должна знать и уметь вовремя выполнять требования государства, стараясь выжить и сохранить учеников, учителей и достоинство православной веры.

Чего хотят и к чему стремятся в православных школах?

1. Ребенку помогают, но за него не делают. Итог: ребенок и научится, и полюбит. Значит, для христианина создаются условия для роста - и умственного, и духовного.

2. Ребенок знает, что такое благодарность. Вера во Христа начинается со слова "спасибо" маме за кашу; учителям - за обучение-воспитание; Богу - за всё!

3. Христианство заявляет о честном взгляде на человека - как на ребенка (способный, суперспособный, ленивый и т.д.), так и на родителя (участвует ли он в жизни ребенка? двигают им общие интересы или же сугубо эгоистичные: "мой ребенок в центре школы"? и т.д.), и на педагога (ревнив, предвзято эмоционален, некомпетентен, обладает субъективной информацией).

4. Православие говорит о нелицемерном общении. Нас это касается прежде всего. Очень важен честный диалог "учитель-родитель" в школе и "родитель-ребенок" в домашней обстановке. Сплетни, "испорченный телефон" и др. порождают недоверие не только к учителям, но и вообще к людям. Это бомба замедленного действия против семейного благополучия.

5. Доверительные отношения. Бог - Отец, мы - дети, и всё это - семья. Христианская вера подразумевает доверие Богу. И мы живем по образцу, в котором православная школа - тоже семья. И без доверия в отношениях здесь обойтись невозможно.

6. Как следствие предыдущего тезиса, говорить правду надо: аккуратно, но честно и открыто. С точки зрения христианина надо уметь признавать свои ошибки, учиться признавать свою неправоту.

7. Православное образование призывает учителей перейти от формальности в учебно-воспитательном процессе к сердечности, участвовать в жизни школьника.

8. По-христиански нельзя перекладывать воспитание только на школу, в этом случае существует опасность, что родители потеряют свой авторитет. Ребенок растет и формируется на всю жизнь. Безусловно, проще запретить ? разрешить ? дать ? не давать ? наказать, чем объяснить. Но задача и родителей, и школы - именно объяснить. А объяснение - это труд!

---

Многие православные школы и гимназии, несмотря на прессинг, как со стороны Министерства образования, так и со стороны Отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата, выбрали сложный путь развития - сделали ставку на качественное образование. Такие православные учебные заведения пытаются одновременно успевать за постоянными изменениями в образовании и созидать духовную жизнь в стенах школ или гимназий. Это в принципе невозможно без помощи Божией и команды единомышленников. Однако, при условии посильного обращения за помощью ко Христу и духовно-трезвой жизни внутри стен учебного учреждения, при условии личного "горения" учителей, учеников и их родителей можно попробовать.

Фото: Геннадий Алексеев

Образовывать необходимо не только ум, но и сердце
Автор: Ирина Филиппова
Ни для кого не секрет, что даже самое хорошее образование не делает человека хорошим. Оно не может гарантировать, что человек будет милосердным, сострадательным, умеющим дружить, любить окружающий мир, а не себя в нем. В общем, даже красный диплом не является гарантом счастья.



Зачем нужно религиозное образование в современном мире?
Автор: протоиерей Борис Балашов
Нередко мы видим, как человек, прочитавший несколько книг религиозного содержания, легко берется учить других, как надо верить, как молиться, как совершать богослужение и т.д. Получается так же, как если бы не знающий анатомии первоклассный шофер начал учить терапевта ставить диагнозы и лечить, а хирурга – как делать операции.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Семь-я | Добавил: Pravklin (28.09.2015) | Автор: диакон Иоанн Иванов
Просмотров: 1602
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика