Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Даосизм: от теософских мифов к реальности. Часть 1
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 29.03.2024, 14:43 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Осторожно: секты

Даосизм: от теософских мифов к реальности. Часть 1

Автор: Виталий Питанов

Даосизм от теософских мифов к реальности

Виталий Питанов

Не раз в наших работах мы говорили о мифе, бытующем среди последователей различных оккультных доктрин, - мифе о духовном единстве всех религий, распознать которое якобы не позволяет лишь невежество христиан. Как уже неоднократно отмечалось, миф о духовном единстве религий особенно активно насаждается сторонниками т.н. нетрадиционной духовности, в основном оккультной. Например, Елена Рерих писала: "Тех, кто может считать своим Учителем только Христа, будем приветствовать так же, как и других, следующих за Лао-Цзы, Конфуцием, Буддою, Кришною, Зороастром, Майтрейей"1. Теософы утверждают, что все мировые религии изначально учили об одном и том же Боге, который в "Тайной Доктрине" Е.П. Блаватской назван Парабрамой2: "Дух, сущность которого вечна, едина и самосуща, выявляет чистый эфирный Свет - двоякий свет, неуловимый элементарными чувствами - согласно Пуранам, Библии, Сефер Иецире, греческим и латинским Гимнам, Книге Гермеса, халдейской Книге Чисел, эзотеризму Лао-Цзы и всем прочим"3. Как легко заметить, одним из учений, которые перечисляются через запятую с христианством, является учение Лао Цзы, т.е. даосизм. Мы приглашаем читателей вместе с нами познакомиться с даосизмом поближе, чтобы решить для себя вопрос: совместим ли даосизм с христианством, а также можно ли говорить о доктринальном единстве даосизма с другими религиями, в том числе с самой теософией.

В современном мире традиционный даосизм (не путать с теософскими фантазиями на тему даосизма, которые к традиционному даосизму имеют не большее отношение, чем чукчи к Африке) распространен, главным образом, среди китайцев, также он популярен на Тайване и в Гонконге4. Родиной даосизма является Китай, где более двух с половиной тысяч лет тому назад5 даосское учение выделилось из шаманских верований царств Чу, Ци и Янь6. Примерно в середине I тыс. до Р.Х. даосизм начал приобретать черты отдельного религиозного учения. Завершение формирования даосского пантеона осуществилось только к XII веку от Р.Х.7

Основание даосизма традиционно приписывается западными учеными китайскому мудрецу Лао-Цзы, но, как пишет известный российский исследователь даосизма Е.А. Торчинов, "…сами даосы не связывали появление своей религии с какой-либо конкретной исторической или квазиисторической личностью"8. Лао-Цзы (кит. "престарелый мудрец", "престарелый младенец")9 приписывается авторство философского трактата "Дао дэ цзин". Принято считать, что Лао-Цзы жил в VI веке до Р.Х. в царстве Чу и служил хранителем библиотеки царства Чжоу, где встречался со своим современником Конфуцием. Лао-Цзы много путешествовал и, как гласят легенды, на одной из границ между китайскими царствами, по просьбе начальника пограничной заставы Инь Си, записал свое учение, благодаря чему на свет появилась книга "Дао дэ цзин". Позже личность Лао-Цзы была мифологизирована, он стал считаться воплощением дао10, существовавшим изначально, далее Лао-Цзы начинает почитаться как высшее даосское божество.

Современный даосизм признает Лао-Цзы не только воплощенным дао, но и источником всех форм даосского откровения11. Немало ученых сомневается в том, что Лао-Цзы когда-либо существовал на свете. В качестве аргумента, подтверждающего эту точку зрения, приводится тот факт, что само имя "Лао-Цзы" представляет собой не столько имя человека, сколько вежливое обращение12. Помимо того, если бы Лао-Цзы и существовал как историческая личность, исследования современных ученых показывают, что книга "Дао дэ цзин" была написана около III века до Р.Х. и, следовательно, не могла иметь к Лао-Цзы никакого отношения13. Ни один из текстов, написанных до III века до Р.Х., не упоминает и не цитирует "Дао дэ цзин", помимо того лингвистические особенности языка "Дао дэ цзин" не говорят в пользу гипотезы раннего происхождения этой книги14.

Сам текст книги "Дао дэ цзин" сравнительно невелик, он состоит из 5000 иероглифов15. Несмотря на то, что это произведение пользуется среди последователей даосизма большим уважением, оно никогда не играло в даосизме такой же роли, как Библия в христианстве или Коран в исламе16. Наряду с "Дао дэ цзин" в даосизме присутствует огромное число текстов, которые пользуются не меньшим уважением и авторитетом. Например, очень популярна "Чжуан-цзы"17. В целом, как пишет Е.А. Торчинов, свои истоки даосская мысль черпала "…в психопрактической деятельности даосизма"18. Поэтому "Дао дэ цзин", по сути, представляет собой не столько философский трактат, сколько выражение мистического даосского опыта, приобретенного даосами во время практики медитаций и других трансовых методик19. "Дао дэ цзин" имеет сакральный характер и активно используется в магических ритуалах, которые, как считается, должны способствовать обретению бессмертия20. Что же представляет собой духовная жизнь даосов?

Е.А. Торчинов пишет: "…практика внутреннего делания - прежде всего созерцания и визуализации вкупе с дыхательными упражнениями - образует стержень даосизма"21. Характер этих практик можно охарактеризовать как оккультно-магический22. Духовная жизнь даосов включает в себя медитации, визуализации, гимнастику, дыхательные упражнения и сексуальную практику23. Визуализации и медитации запрещены в Православии, так как ведут к ложному духовному состоянию, которое в Православии называется прелестью24. О сексуальных практиках Торчинов говорит, что даосы отказались от них еще во времена эпохи Мин (1338-1644 гг.)25, но с описанием одной из психотехник, направленных на восстановление жизненности даоса, любой желающий может познакомиться, например, читая даосскую книгу Лю Гуань Юй "Даоская Йога", рекомендованную современным последователям даосизма (заранее приносим свои извинения читателям за то, что вынуждены знакомить их с текстами подобного содержания): "Старые люди, импотенты, могут применять искусственные меры (например, мастурбацию) для поднятия пениса. Как только пенис поднимется, вдохните свежий воздух… Поднятие пениса питает внутренний Огонь в печи, который преобразует воспроизводящую жидкость, получаемую от переваривания пищи, в отрицательную воспроизводящую силу, идущую на укрепление тела и оживления Духовности, удлиняя этим нить жизни. Люди старого и среднего возраста не могут практиковать алхимию без поднятия пениса"26. Как пишут теософы, "этика у нас (теософов. - В.П.) есть, и достаточно ясная для всех, кто бы захотел ей следовать. Это суть или сливки мировой этики, собранные из учений всех великих реформаторов мира. Потому вы обнаружите в ней идеи Конфуция и Зороастра, Лао-цзы и Бхагавад-гиты, заповеди Гаутамы Будды и Иисуса из Назарета, Гиллеля и его школы, равно как и Пифагора, Сократа, Платона и их школ"27. Возможно, эзотерикам, полагающим, что духовные основы всех религий едины, и расписывающимся в заимствовании этических идей в том числе и из учения Лао-Цзы, близок даосский метод развития духовности через описанные выше действия, но христиане никогда не согласятся быть частью этого "единства", так как малакию христианство считает смертным грехом: "Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6:9-10). Заметим здесь, что именно на почве даосизма родилась китайская "Кама-сутра", названная "Дао любви"28. Представить себе вариант христианской "Кама-сутры" невозможно: христианство призывает к целомудрию и нравственной чистоте и не допускает никаких заигрываний с сексуальной сферой.

©Питанов В.Ю.

Продолжение статьи


Рерихи против православных святых. Часть 1
Рерихи против православных святых. Часть 2

Литература
1 Письма Елены Рерих, 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.2. С.376. Письмо от 31.07.37.
2 См.: Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов http://apologet.orthodox.ru/
3 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., КМП Сирин. 1993. Т.2 (3). С.50.
4 Фролов И.Т. Философский словарь. М., Республика. 2001. С.142.
5 Краткий путеводитель по мировым религиям / Кент Кедл, Дин К. Халверзон. Даосизм. СПб., 2000. С.74.
6 Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., Лань. 1998. С.218.
7 Там же. С.359.
8 Там же. С.218.
9 Фролов И.Т. Философский словарь. М., Республика. 2001. С.280.
10 Подробнее о дао мы поговорим ниже.
11 Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., Азбука-классика; Петербургское Востоковедение. 2005. С.170.
12 Краткий путеводитель по мировым религиям / Кент Кедл, Дин К. Халверзон. Даосизм. СПб., 2000. С.78.
13 Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., Лань. 1998. С.221.
14 Там же. С.222.
15 Там же. С.223.
16 Там же. С.219.
17 Там же. С.230.
18 Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., Азбука-классика; Петербургское Востоковедение. 2005. С.160.
19 Там же. С.160-161.
20 Там же. С.167.
21 Там же. С.166.
22 Там же. С.171.
23 Там же. С.164-165.
24 См.: Питанов В.Ю. Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости. Часть1. http://www.pravklin.ru/publ/12-1-0-834 Часть 2. http://www.pravklin.ru/publ/12-1-0-835
25 Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., Азбука-классика; Петербургское Востоковедение. 2005. С.166.
26 Даоская йога. Лю Гуань Юй. Секреты китайской медитации. Даоская Йога. Брахман Чаттерджи. Сокровенная философия Индии. Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Шри Шивананда Свами. Концентрация и медитация. Кундалини Йога. / Лю Гуань Юй. Даоская Йога. Бишкек. МП "Одиссей". 1993.С.191-192.
27 См.: Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
28 Жолань Чжан. Дао любви. http://www.universalinternetlibrary.ru/book/jolan/ogl.shtml


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Осторожно: секты | Добавил: Pravklin (03.02.2011) | Автор: Виталий Питанов
Просмотров: 7185 | Комментарии: 27
Всего комментариев: 27
11 danzel-gray  
-1
Глупость? А где в том ответе была глупость? То что я сказал, что человек написавший статью абсолютно не разбирается в даосизме, не понимает и грамма его сути а при этом глубокомысленно рассуждает о нем, делает выводы. И кстати сказать неправильные примитивные выводы. Но вы наверное и это удалите. Так как просто боитесь слышать чужие мнения, отличные от своего.

12 Admin  
1
И эта реплика не больно-то мудра.
Аргументированный разговор мог бы выглядеть так: здесь, здесь, здесь и здесь - такие-то ошибки; эта выкладка неправильна, потому что...
И т.п.
А пока видно только "он дурак, потому что я умный".

13 danzel-gray  
0
А я вижу наоборот, что автор в своей статье недвусмысленно намекает читателю, что "даосы - дураки, а я умный потому что моя вера истинна и быть по другому не может в принципе". Вы хотите аргументированный разговор? О чем речь, когда даже статья сама по себе абсолютно не аргументированна. Автор просто ссылается на книги (авторы которых не имели к даосизму никакого отношения, небольшое исключение Торчинов, но он о практиках даосов мало что знал). И вот на основе неверной информации автор делает свои выводы, пропущенные через призму собственной веры и убеждений, из за чего информация многократно искажается. Где мне указывать что там и там неверно, если вся статья неверная и состоит из домыслов?

14 Admin  
1
То бишь, если отставить патетику в сторону, возразить Вам нечего?

15 danzel-gray  
0
Вы похоже не слышите совершенно, я же сказал возражать можно напротив каждой строчки статьи. Всего один пример: автор вдруг решает (сославшись на книги) что даосы практиковали сексуальные практики - и на основе этого клеймит даосизм огнем и мечом, а христианство контрастно выставляет белым и пушистым. Но есть нюанс - даосы не практиковали сексуальные практики, также как и не использовали визуализацию и прочее указанное в статье. Все это родилось значительно позже и было создано умами тех кто пытался восстановить даосский метод, они то и использовали сексуальные практии, визуализацию, дао-инь и тд Поэтому прежде чем делать громкие выводы о незнакомой ему традиции на основе книжек, автору следовало бы ознакомиться с самой традицией. И книжки не самые лучшие советники в этой теме. А если такой возможности нет - то может не стоит писать пдобные статьи и вводить людей в заблуждение? А сосредоточиться на той теме, в которой действительно есть понимание, например на христианстве.

16 danzel-gray  
0
Иными словами, даосские методы всегда были закрыты от посторонних глаз. А то что на виду (включая в книжках) -всего лишь имитация даосских методов, попытка их повторить людьми не относящимися к даосской традиции. И ни одного попадания в яблочко, к сожалению.

17 Admin  
1
Ну Вы тогда дальнейшие "промахи" укажите, коль скоро их так много, а я свяжусь с Виталием Юрьевичем и попрошу его Вам ответить.

18 danzel-gray  
-1
И что Виталий Юрьевич мне будет отвечать? Что "Вы не правы, а я прав, потому что христианство - единственная верная религия" и "Вы не правы, потому что вот в этих книжках написано именно так!"? Нет уж спасибо, я пасс.

Важно только чтобы люди, прочитавшие эту статью знали, что ее написал человек не понимающий в даосизме, имеющий о нем только лишь смутные теоретические познания "из книжек". А потому понимали что то что написано в этой статье о даосизме - даосизмом не является. Давайте не будем плодить мифы и стереотипы.

19 Admin  
0
Пока из Ваших выкладок не видно, что Вы понимаете в даосизме больше, нежели автор. Вам даосизм по душе - это видно. Но с аргументацией - явные проблемы.
Не будет аргументов - бесполезную дискуссию придется прекратить известным Вам способом. Но отнюдь из-за "гонений на инакомыслящих". Просто чтоб сэкономить драгоценное время админов сайта. smile

20 danzel-gray  
-1
Все я понял - под аргументами вы подразумеваете - книжечки. Ну вроде как если я напишу под своими аргументами ссылочки на пару десятков книг и скажу что на их основе я сделал свои выводы - то это у вас тут считается аргументами. Разочарую вас - аргументировать книжечками - не мой профиль.

А моя дискуссия закончена, несмотря на то, что продолжаете давить на то чтобы я дал вам информацию. А по сути говоря, помог Виталию Юрьевичу усовершенствовать свою критику даосизма. Увы, к вашему глубокому сожалению никакой информацией я делиться не собираюсь. Кто ищет - тот найдет -- неверная поговорка. Кто глубоко копает - тот находит. Виталий Юрьевич прошелся по вершкам информации о даосизме, результат вполне предсказуем - полное непонимание. Хочет критиковать - требуется глубже копать, читать даосские трактаты (в оригинале, потому что достойных переводов на русский не существует, а потому еще и нужно хорошо знать китайский, уметь понимать этимологию иероглифов), взаимодействовать с носителями традиции. А не книжечки читать.

Это тяжелая кропотливая работа, работа над собой, над пониманием, исследования. А вы хотите чтобы я с вами просто так (вы то сами палец о палец не ударили) делился информацией.

21 Admin  
0
То бишь, "вы все говорите не так, а что не так - я не скажу, но вы все дураки". smile smile smile
Замечательный уровень. Поистине, даосизм - кладезь мудрости. smile smile smile

22 danzel-gray  
0
Ну судя по предыдущему сообщению, все чему вас научило христианство - это кривляться и передергивать слова оппонента. Поистине, великое достижение!

23 Admin  
-2
Поскольку дискуссия скатилась на уровень "дурак - сам дурак", а аргументов по некомпетентности автора статьи практически приведено не было, видимо, есть смысл прекратить бесполезное сотрясание клавиш. smile

25 danzel-gray  
0
Аргументы были, в соответствии с уровнем статьи разумеется: поверхностная статья - поверхностные аргументы (я приводил примеры с сексуальными практиками как одном из серьезных заблуждений о даосах - что уже говорит о некомптентности автора - остальное не меньшая ерунда - но у вас в одно ухо влетело - в другое вылетело, точнее вы специально это не заметили, чтобы сохранить свою столь любимую точку зрения), копни автор поглубже - аргументы и были бы основательнее, в соответствии с более конкретными аргументами автора, а серьезно и основательно разбирать чужие фантазии о даосизме не мотивирует), но вы не только не соизволили их заметить, что и не удивительно для христиансткого ресурса, но еще и начали кривляться, а после этого еще и решили уровнять меня до своего уровня, чтобы остаться белой и пушистой. Что опять же неудивительно. За сим дискуссию прекращаю.

24 Admin  
-2
Передаю ответ Виталия Юрьевича. Чтобы полюбоваться ответными аргументами, выпускаю уважаемого Данзел-грея из бана. smile
***
"«…автор вдруг решает (сославшись на книги) что даосы практиковали сексуальные практики - и на основе этого клеймит даосизм огнем и мечом, а христианство контрастно выставляет белым и пушистым»
Какая риторика… Что же Вы не приписали мне, что я призываю сжигать бедных даосов или объявляю их всех сатанистами или одержимыми? Уж клеветать - так клеветать. Этой статьёй я полемизирую с теософами, которые утверждают, что между даосизмом и христианством нет принципиальной разницы. И ссылаюсь не на какие-то книги, а на книги людей, хорошо даосизм знающих!
«…Иными словами, даосские методы всегда были закрыты от посторонних глаз….»
Да, нас посетил даос, если от обычных людей методы закрыты, но Вы их знаете, значит…. Простите, что не падаю на колени. Просветите, кто Ваш учитель? Когда и где получили посвящение? Я вот думаю, какой диалект китайского мне изучать для более глубокого изучения Конфуция, не подскажете, на каком написан первоисточник?"

26 danzel-gray  
0
Ну если сам Виталий Юрьевич снизошел с небес для ответа, то завершу тогда дискуссию на этом посте.

"Что же Вы не приписали мне, что я призываю сжигать бедных даосов или объявляю их всех сатанистами или одержимыми? Уж клеветать - так клеветать... Простите, что не падаю на колени. Просветите, кто Ваш учитель? Когда и где получили посвящение?"

Ну надо же какая экспрессия. Ждал от Виталия Юрьевича хоть что-то похожее на аргументы - а получил такоя же подростковое кривляние как и у Админа. Действительно великий человек!

"ссылаюсь не на какие-то книги, а на книги людей, хорошо даосизм знающих!"

Ну надо же! И кто же это? Рерихи, Блаватская или Жолань Чжан - да это даже не смешно. Если В.Ю. имеет ввиду Торчинова - то он жестоко ошибается - об этом я писал выше - жирный минус В.Ю. за невнимательность. Или может быть он имеет ввиду Лю Гуань Юй - к сожалению и тут В.Ю. опростоволосился - так как это ответвление даосских практик утратившее изначальные корни и серьезно отклонившееся вообще в другую сторону.

Вывод о компетентности В.Ю. сделать не трудно. Ну и как я и думал аргументы уважаемого знатока даосизма В.Ю. будут на уровне подростковых огрызаний - так и получилось. Опять же неудивительно.

27 Admin  
-2
Дискуссию Вы действительно прекращаете, ибо заношу Вас в бан.
Ответа Вы ни одного не дали - обычный троллинг, отсутствие логики... "Я все знаю, а вы ничего не знаете" - а аргументов посущественней-то и нет.
В общем, берегу свое драгоценное время, а Вы можете на форумах по интересам рассказать, какие мы нехорошие и как Вас, столь обширно эрудированного, обидели.
smile

9 danzel-gray  
0
А чо это вы комменты удаляете? Так поступают только сектанты...

10 Admin  
0
Чо? То.
На первый-второй раз глупость просто удаляем. Потом уже баним.
Считайте, что Вам было вынесено предупреждение.

7 Алекс  
0
Бредятина полная - боритесь с сектами, а сами-то блин... Христианство - единственная истина. Разве это не сектанствтво?

8 tbmanager  
-1
Нет, это истина. smile

6 Оля  
0
Тогда надо всю статью мне объяснять) хотя нет некоторые моменты,вводящие в смущение, я поняла))), да и если Виталию Юрьевичу понадобились 28 источников (в Литературе), то куда уж мне.

5 tbmanager  
0
Оля, а Вы все остальные смущающие Вас моменты напишите, а мы попробуем Виталия Юрьевича попросить ответить. smile

4 Оля  
0
У автора много интереснейших, прекрасных статей, но эта на мой взгляд ... см.1-ое сообщение)

3 Оля  
-1
Да вся статья, простите! вот прочтите, поймите, а потом попробуйте сказать что это суть важно для спасения!)))
- "О сексуальных практиках Торчинов говорит, что даосы отказались от них еще во времена эпохи Мин (1338-1644 гг.)25, но с описанием одной из психотехник, направленных на восстановление жизненности даоса, любой желающий может познакомиться, например, читая даосскую книгу Лю Гуань Юй "Даоская Йога", рекомендованную современным последователям даосизма"
Хотя может лишь мой немощный ум не в силах постичь сие!

2 tbmanager  
0
А конкретней?

1 Оля  
1
Бред!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика