Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Даосизм: от теософских мифов к реальности. Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 28.03.2024, 17:08 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Осторожно: секты

Даосизм: от теософских мифов к реальности. Часть 2

Автор: Виталий Питанов

Даосизм от теософских мифов к реальности

Виталий Питанов

Чему учит даосизм? Прежде всего, как пишет Е.А. Торчинов, "…в даосских философских текстах читатель не найдет разработанной системы логический аргументации. "Дао дэ цзин" как текст "откровения"… излагает, "вещает", а не доказывает…"29. В даосизме нет сформулированного доктринального кодекса, даосы придерживаются концепции продолжающегося откровения, что делает возможным появление новых авторитетных откровений30. В этом вопросе они действительно близки современным эзотерикам. Но, конечно, некоторые основополагающие философские взгляды даосов на мир выделить можно.

Стержень даосизма - это учение о дао. Даосизм не учит о Боге-Творце, природа, по даосскому учению, существовала всегда, ее никто не творил. Дао - это не Бог в христианском его понимании. Слово "дао" имеет несколько переводов с китайского: а) путь, закономерность, принцип; б) дорога, путь; в) глагол "говорить"31. Дао нельзя познать, нельзя описать, нельзя определить. Дао - это сама сила бытия32. Дао превыше добра и зла, превыше всякой двойственности33. Дао не есть личность, даосы могут говорить о дао, но они никогда ему не молятся34. Торчинов пишет: "Дао в даосизме выступает как субстантивированная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия космоса, человека и общества; порождающее начало, генетически предшествующее миру…, принцип циклического времени;… образ жизни подвижника, стремящегося к единению с дао как онтологической сутью мира… . Дао не имеет никаких границ и разделений: в дао-вселенной все уравнено и объединено в единое и нечленимое целое. Все противоречия гармонизированы, субъект и объект не противопоставлены, различия не имеют сущностного характера и не принадлежат объектам самим по себе"35. Теософы утверждают, что дао - это Парабрахман36, а значит, индуисты и даосы чтят одного Бога, но эти заявления несостоятельны: идея индийских корней даосизма была отвергнута учеными еще в конце XIX века37. Как пишет Е.А. Торчинов, "…трудно увидеть что-то общее между Брахманом38 и Дао. Брахман - это единая реальность, он просто не сопоставим с миром как плодом фундаментального заблуждения (авидья): мудрец постигает истину и видит, что мира нет, есть только Абсолют, подобно тому как человек по ошибке принимает веревку за змею, но убеждается, что это не так. Дао - это принцип, единотелесный с видимым космосом, …зримым, конкретным мирозданием в четких пространственно временных рамках"39. Таким образом, говорить о том, что индуисты и даосы почитают одного и того же Бога, не приходится.

Дао проявляет себя в мире как дэ. Дэ - это благая мощь дао, его сила и энергия, посредством которой дао вскармливает и пестует все сущее40. Дэ - это незримая структура, заключенная в каждом предмете. Дэ делает предмет тем, что он есть. Дэ - это внутренняя связь индивидуума с универсальным дао. Согласно даосизму, необходимо принимать дэ таким, какое оно есть и в себе и во всем мире. Отсюда следует установка на так называемый принцип "бездействия"41. Мир - это дао. Дао гармонично, цель каждого даоса - слияние с дао через недеяние, вхождение в гармоничные отношения с ним. Главная цель даоса - позволить потоку дао совершать через себя свою естественную работу; даос должен принимать мир таким, какой он есть, ценить в нем его естественность и не пытаться его подстроить под себя: "…недеяние, или невмешательство: это особое состояние вхождения в поток существования, объединение своего "я" с энергетическими волнами ци, проносящимися по Вселенной, и достижение недвойственности с объектом своего интереса"42. Даос не стремится управлять природой, он стремится отдаться ей.

Недеяние раскрывает отношение человека к миру. Отношение человека к самому себе раскрывается в понятии "самотакости". Каждая вещь и существо есть манифестация своей собственной природы. Вещи находятся в изменении, при этом эти изменения не определяются никакими внешними силами, но сама природа вещей неизменна. Все, что происходит в мире, предопределено, но не кармой, т.е. внешним по отношению к человеку законом, как в индуизме или теософии, а собственной природой мира. Вещи и люди таковы, каковы они есть благодаря своей природе, и только она определяет все. Ничего изменить нельзя, никакую карму в даосизме не улучшишь. Природа такова, какова она есть, она "своетака"43. Как пишет Е.А. Торчинов, "…своетакость есть качество Дао, ибо оно всегда тождественно самому себе, не определяясь ничем иным, кроме собственной природы"44. Таким образом, природу даосизм считает мерилом всех вещей45. Идея естественности доходит у современных даосов до того, что они отказываются в своей повседневной жизни использовать блага современной цивилизации.

Большое значение в даосизме имеет учение о инь и янь, мужском и женском начале, которые проистекают из Дао. Инь и янь - это две ипостаси энергии ци, каждое из этих противоположных начал содержит в себе потенцию другого, все в мире есть результат взаимодействия инь и янь46. Из учения о инь и янь следует идея о том, что добро и зло равны и равнозависимы. А значит, зло есть естественное состояние мира, как, впрочем, и добро. Ци47, или юаньци, имеет много значений: это и первоматерия, и основная материя природы, и жизненная сила и т.д. Ци является единой основой универсума, источником и носителем жизненности и жизненной силы48.

В даосизме человек рассматривается как единое психосоматическое целое, не разделяемое на душу и тело. Человек по природе бессмертен, но индивидуальным бессмертием обладают только даосы. Например, обычный человек после смерти перестает существовать как индивидуум, но его природа не умирает. Как пишет Е.А. Торчинов, даосы верят, что "…как индивиды, единичные и неповторимые, они (обычные люди. - В.П.) неизбежно смертны, переходя в момент смерти в некую иную форму существования (даже в виде "лапки насекомого или печени мыши"). При этом данная трансформация сугубо спонтанна и не регулируется какими-либо причинными отношениями типа индийской кармы. Так продолжается до тех пор, пока индивид остается лишь объектом трансформаций. Но если он обращается к даоской психотехнической практике,… то из объекта трансформации он становится субъектом процесса, обретя собственное бессмертие…"49. Такой взгляд на посмертное бытие человека противоречит как христианскому, так и теософскому учению50.

Принципиальным отличием даосизма от эзотерических оккультных учений51 является отсутствие в даосизме каких бы то ни было иерархических институтов52: у даосов нет никаких учителей над учителями и никаких космических иерархий.

В даосизме присутствует институт монашества, хотя монашескому пути не отдается преимущество пред путем брака, более того, в прошлом руководство многих даосских школ обязательно должно было вступать в брак, поскольку сан руководителя школы передавался только по наследству53. Даосизм воспринял монашество из буддизма, но произошло это далеко не сразу: "…добуддийский даосизм отрицал идею целомудрия и безбрачия, что в первые века существования буддизма в Китае было важным пунктом в полемике между двумя религиями"54.

Верующие даосы в традиционных даосских общинах делятся на три категории. Самая низшая из них - миряне, содержащие и обслуживающие даосские храмы. Далее следует низшее духовенство - т.н. "наставники закона". В функции "наставников закона" входят малые обряды: изгнание демонов, отправление культа "обычных божеств", т.е. тех, кто когда-то были обычными людьми, но стали просветленными даосами. Высший сан - это ортодоксальные священнослужители даоши. Даоши совершают даосские службы, направленные на обновление общины. Даосы считают, что высокопоставленные даоши дают возможность рядовым даосам через себя соприкоснуться с дао55.

Итак, даосские практики, равно как и даосские представления о Боге и человеке, полностью чужды христианству. С теософией даосизм так же не имеет ничего общего, в частности учение о Брахмане не имеет ничего общего с учением о дао; в даосизме нет идеи духовного прогресса, нет учения о карме и о космической иерархии. Даосизм несовместим ни с христианством, ни с теософией. Уверения же теософов в обратном можно расценивать только как проявление элементарного невежества и нежелания изучать предмет, о котором они делают много столь смелых заявлений. В том случае если правоверный теософ вдруг пожелает стать ортодоксальным даосом, ему придется отказаться от идеи единства религий и выбросить книги классиков оккультизма на свалку. Впрочем, по нашему глубокому убеждению, именно там им будет самое место.

©Питанов В.Ю.

Начало статьи


Справедливы ли учения о карме и реинкарнации? Часть 1
Справедливы ли учения о карме и реинкарнации? Часть 2
Справедливы ли учения о карме и реинкарнации? Часть 3 Промысл Божий

Литература
29 Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., Лань. 1998. С.131.
30 Там же. С.134.
31 Там же. С.130.
32 Краткий путеводитель по мировым религиям / Кент Кедл, Дин К. Халверзон. Даосизм. СПб., 2000. С.79-80.
33 Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., Азбука-классика; Петербургское Востоковедение. 2005. С.176.
34 Краткий путеводитель по мировым религиям / Кент Кедл, Дин К. Халверзон. Даосизм. СПб., 2000. С.83.
35 Фролов И.Т. Философский словарь. М., Республика. 2001. С.142.
36 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., КМП Сирин. 1993. Т.2 (3). С.50.
37 Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., Лань. 1998. С.214.
38 См.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда. http://apologet.orthodox.ru/
39 Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., Лань. 1998. С.217.
40 Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., Азбука-классика; Петербургское Востоковедение. 2005. С.178.
41 Краткий путеводитель по мировым религиям / Кент Кедл, Дин К. Халверзон. Даосизм. СПб., 2000. С.80-81.
42 Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., Азбука-классика; Петербургское Востоковедение. 2005. С.186.
43 Там же. С.187.
44 Там же. С.188.
45 Краткий путеводитель по мировым религиям / Кент Кедл, Дин К. Халверзон. Даосизм. СПб., 2000. С.83.
46 Фролов И.Т. Философский словарь. М., Республика. 2001. С.217.
47 Там же. С.647.
48 Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., Азбука-классика; Петербургское Востоковедение. 2005. С.169.
49 Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., Лань. 1998. С.74-75.
50 См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.orthodox.ru/
51 См. там же
52 Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., Азбука-классика; Петербургское Востоковедение. 2005. С.173.
53 Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., Лань. 1998. С.321-322.
54 Там же. С. 321
55 Там же. С.404-405.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Осторожно: секты | Добавил: Pravklin (04.02.2011) | Автор: Виталий Питанов
Просмотров: 4793 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 Евгений.  
0
В 12 песне Бхагаватам написано, что "и признаком мудрости человека станет только священный шнур. Духовное состояние будет устанавливаться только по внешним признакам. ...... И тот, кто очень ловок в жонглировании словами, будет считаться сведущим ученым....дерзкий наглец будет считаться правдивым."

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика