Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

«Дух протестантизма» празднует 500-летие
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 17.10.2018, 10:18 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Литература, искусство

«Дух протестантизма» празднует 500-летие

Автор: Екатерина Шеко, доцент, зав.кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ

31 октября исполнилось ровно 500 лет революции Лютера против католицизма. 31 октября 1517 г. Лютер прибил свои тезисы к дверям церкви в Виттенберге, а уже через 6–7 лет его последователи начали погромы в католических храмах.

Мне кажется, стоит об этом вспомнить в связи с текущим юбилеем. Вспомнить и в связи с резолюцией II Ватиканского собора о необходимости «сближения с протестантами».
Протестантизм проявил себя как новое иконоборчество. Уничтожались в первую очередь лицевые изображения святых. Wiki помогает вспомнить, как это было:

Это алтарь часовни «Ян Ван Аркель» в соборе Утрехта. Рельеф XV века, найденный за ложной штукатуркой стены в ходе мероприятий по реставрации в 1919 году. Был разбит в 1572 году, в эпоху Реформации.

А это Цюрих в 1524 г.

Ниже – дидактическая картинка о революции Кальвина 1566 г.

А следующий фрагмент – уже не народный лубок. Это шедевр кисти Дирка ван Делена 1630 г. «Иконоборчество в церкви». Обратите внимание, как на втором плане дядька в шляпе крушит гору икон молотком!

Вот все изображение целиком. Но самое интересное – в деталях.

Фигура с красным хвостом непонятна, если не рассмотреть вблизи: красное платье – это облачение статуи Богоматери с Младенцем, которое закрывает вторую ногу у протестанта.

А на этом фрагменте хорошо виден молоток, занесенный над головой статуи епископа (изображение надо было не просто свергнуть, но расколотить!)

В левом краю картины робкий одинокий монах, глядя на бесчинства протестантов, в ужасе прячется за колонной:

Крушатся и низвергаются все лицевые изображения без исключения, в том числе и Распятие... Вы все еще полагаете, что это были «настоящие христиане»?

Кроме иконоборческих погромов протестанты устраивали шоу со вскрытием гробниц, уничтожением мощей и показательным осквернением самих стен храмов. Это фрагмент картины Эмануэля де Витте «Интерьер церкви в Дании», ок. 1650 г.:

Кстати, об этом Эмануэле Википедия пишет следующее: «Витте отличался крайностями в поведении, был азартным игроком, задирой, то и дело влезал в долги, постоянно менял место жительства, разрывал контракты с торговцами живописью. После разрыва с очередным кредитором повесился зимней ночью на городском мосту, верёвка оборвалась, тело рухнуло в канал, и было обнаружено только через несколько недель, уже весной». А было ему в тот момент уже 75 лет...

Когда протестантизм утвердился и слегка поуспокоился, то храмы с богослужением для реформаторов стали выглядеть так:

Интересно, как они мотивируют необходимость подобной крыши над кафедрой проповедника?

Очевидно, что стоять на ногах и слушать в пустом колонном зале проповедь пастора-реформатора, было действительно невыносимо. Протестанты подарили западному миру скамьи для «отдыха» – теперь и нам предлагают сделать то же...

Источник: https://renardetraisin.livejournal.com/149787.html


Концептуальные трансформации сакральности
Автор: Екатерина Шеко
Но ХХ век более точно фиксирует перемены – есть фотофакты, которые свидетельствуют о том, что храмовый декор неоднократно полностью обновлялся за эти 100 лет!

 


 

Лик святых женЛик святых жен
Автор: Екатерина Шеко
Нынешний иконописец обычно скован "знаниями" о правилах и канонах иконописания, нередко приобретенными из самых случайных (или дремучих) источников. И очень часто эти "знания" противоречат тем умениям, которыми уже владеет художник. А владеет он самой обычной советской художественной школой (уровня академического рисунка достигают немногие в наше время)

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: pravklin (24.12.2017) | Автор: Екатерина Шеко
Просмотров: 357
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск






Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2018 Яндекс.Метрика