Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

«Дух протестантизма» празднует 500-летие
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 24.04.2018, 21:27 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Расписание занятий
взрослой Воскресной школы при Скорбященском храме



Христос Воскресе!
Пасха
Христос Воскресе!


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Литература, искусство

«Дух протестантизма» празднует 500-летие

Автор: Екатерина Шеко, доцент, зав.кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ

31 октября исполнилось ровно 500 лет революции Лютера против католицизма. 31 октября 1517 г. Лютер прибил свои тезисы к дверям церкви в Виттенберге, а уже через 6–7 лет его последователи начали погромы в католических храмах.

Мне кажется, стоит об этом вспомнить в связи с текущим юбилеем. Вспомнить и в связи с резолюцией II Ватиканского собора о необходимости «сближения с протестантами».
Протестантизм проявил себя как новое иконоборчество. Уничтожались в первую очередь лицевые изображения святых. Wiki помогает вспомнить, как это было:

Это алтарь часовни «Ян Ван Аркель» в соборе Утрехта. Рельеф XV века, найденный за ложной штукатуркой стены в ходе мероприятий по реставрации в 1919 году. Был разбит в 1572 году, в эпоху Реформации.

А это Цюрих в 1524 г.

Ниже – дидактическая картинка о революции Кальвина 1566 г.

А следующий фрагмент – уже не народный лубок. Это шедевр кисти Дирка ван Делена 1630 г. «Иконоборчество в церкви». Обратите внимание, как на втором плане дядька в шляпе крушит гору икон молотком!

Вот все изображение целиком. Но самое интересное – в деталях.

Фигура с красным хвостом непонятна, если не рассмотреть вблизи: красное платье – это облачение статуи Богоматери с Младенцем, которое закрывает вторую ногу у протестанта.

А на этом фрагменте хорошо виден молоток, занесенный над головой статуи епископа (изображение надо было не просто свергнуть, но расколотить!)

В левом краю картины робкий одинокий монах, глядя на бесчинства протестантов, в ужасе прячется за колонной:

Крушатся и низвергаются все лицевые изображения без исключения, в том числе и Распятие... Вы все еще полагаете, что это были «настоящие христиане»?

Кроме иконоборческих погромов протестанты устраивали шоу со вскрытием гробниц, уничтожением мощей и показательным осквернением самих стен храмов. Это фрагмент картины Эмануэля де Витте «Интерьер церкви в Дании», ок. 1650 г.:

Кстати, об этом Эмануэле Википедия пишет следующее: «Витте отличался крайностями в поведении, был азартным игроком, задирой, то и дело влезал в долги, постоянно менял место жительства, разрывал контракты с торговцами живописью. После разрыва с очередным кредитором повесился зимней ночью на городском мосту, верёвка оборвалась, тело рухнуло в канал, и было обнаружено только через несколько недель, уже весной». А было ему в тот момент уже 75 лет...

Когда протестантизм утвердился и слегка поуспокоился, то храмы с богослужением для реформаторов стали выглядеть так:

Интересно, как они мотивируют необходимость подобной крыши над кафедрой проповедника?

Очевидно, что стоять на ногах и слушать в пустом колонном зале проповедь пастора-реформатора, было действительно невыносимо. Протестанты подарили западному миру скамьи для «отдыха» – теперь и нам предлагают сделать то же...

Источник: https://renardetraisin.livejournal.com/149787.html


Концептуальные трансформации сакральности
Автор: Екатерина Шеко
Но ХХ век более точно фиксирует перемены – есть фотофакты, которые свидетельствуют о том, что храмовый декор неоднократно полностью обновлялся за эти 100 лет!

 


 

Лик святых женЛик святых жен
Автор: Екатерина Шеко
Нынешний иконописец обычно скован "знаниями" о правилах и канонах иконописания, нередко приобретенными из самых случайных (или дремучих) источников. И очень часто эти "знания" противоречат тем умениям, которыми уже владеет художник. А владеет он самой обычной советской художественной школой (уровня академического рисунка достигают немногие в наше время)

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: pravklin (24.12.2017) | Автор: Екатерина Шеко
Просмотров: 253
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск




Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2018 Яндекс.Метрика