Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Иконография Небесных сил
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 21.11.2018, 00:47 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Духовное просвещение

Иконография Небесных сил

Автор: Епископ Балашихинский Николай

Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных

Иконография Небесных сил бесплотных берет свое начало в Ветхом Завете: первые изображения херувимов были сделаны пророком Моисеем по повелению Божию.

Конечно, мы не знаем, как именно выглядели изображения двух херувимов из золота чеканной работы… с распростертыми вверх крыльями (Исх. 25:18, 20), которыми Моисей украсил крышку ковчега откровения, но понимаем, что они не были какими-то декоративными элементами — это были священные изображения; их присутствие знаменовало то место, где Сам Бог пожелал открываться Своему пророку: Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою… посреди двух херувимов… о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым (Исх. 25:22). Обратим внимание на то, что в описании изображения херувимов упоминаются их лица (Исх. 25:20), хотя в целом эти изображения не носили антропоморфного характера.

Самые ранние изображения Небесных сил в христианском искусстве известны с III в. В римских катакомбах встречаются изображения ангела в виде юноши в белых одеждах (Благовещение в катакомбах Присциллы и др.) Но, в отличие от описания, приведенного в книге Исход, эти изображения антропоморфны и не имеют крыльев. Первое из дошедших до нас изображений крылатого ангела относится к концу IV в.; это мозаичное изображение ангела — символа евангелиста Матфея в базилике Санта-Пуденциана в Риме. В V—VI вв. бескрылые изображения встречаются все реже, а крылатых ангелов — предводителей Небесного воинства — начинают изображать, наряду с привычным изображением в гиматии и хитоне, уже и воинских одеждах (впервые в равеннских мозаиках). С VII в. известны изображения ангелов в придворных одеждах императорского двора — как слуг Царя Небесного; эти изображения называются лоратными (лор — лента, надеваемая поверх далматика). К этому времени относится строительство многих храмов, посвященных архангелу Михаилу и прочим Небесным силам.

Иконографический канон Небесных сил бесплотных начинал складываться под влиянием 35-го правила Лаодикийского Собора, утвердившего православное почитание ангелов.

Но широкое распространение изображений ангелов в храмовой росписи и на иконах относится к послеиконоборческому времени. Это и изображения в композиции Небесной литургии, где ангелы сослужат совершающему Литургию Христу Спасителю, и ветхозаветные сюжеты храмовой росписи, и композиция Собора Небесных сил бесплотных, весьма почитаемого на Руси.

В качестве примера изображений Небесных сил в искусстве домонгольской Руси назовем Златые врата собора Рождества Богородицы в Суздале. Изображения на вратах выполнены в технике золотой наводки на меди и содержат множество сюжетов из Ветхого и Нового Заветов, изображений из земной жизни Божией Матери и святых. В большинстве композиций изображены ангелы — начиная с херувимов и серафимов на западных вратах до чуда архангела Михаила в Хонех на южных. Время создания Златых врат — 30-е гг. XIII в.

Замечательная композиция «Свержение сатаны архангелом Михаилом», расположенная на южных вратах собора, имеет надписание: «Свержен бысть сатана архангелом Михаилом со отступными его силами и беси наречении быша». Архангел Михаил — лоратного типа, в правой руке у него длинное мерило — им, как копьем, он поражает свергаемого с небес сатану; в левой руке архангела — зерцало с крестом и аббревиатурой Иисуса Христа. Архангел, или Архистратиг Михаил помещен в сияющем золотом ореоле, вокруг которого расположены другие ангелы (их пять). Архистратигом Михаил именуется на основании свидетельства книги Иисуса Навина (Нав.5:14): близ Иерихона Навин встретил воина с обнаженным мечом, который на вопрос Навина отвечал: я вождь воинства Господня (Архистратиг силы Господни).

Архистратиг Михаил (в переводе с древнееврейского — кто как Бог), поставленный Господом над всеми девятью чинами Небесных сил бесплотных, низринул с небес возгордившегося ангела денницу с другими падшими духами. Архангел Михаил воззвал к прочим Небесным силам: Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу! Предание (праздничный канон 8 ноября, акафист архангелу Михаилу и др.) свидетельствует об участии Архистратига во многих событиях Ветхого и нового Завета. Эти события также запечатлены в сюжетах суздальских Златых врат.

Но древнейшей из дошедших до нас древнерусских икон Небесных сил бесплотных является все же икона, именуемая «Ангел Златые власы», написанная в конце XII в., видимо, в Новгороде — точное происхождение иконы не установлено, т. к. ее в сильно записанном виде обнаружили в запасниках Румянцевского музея в 1920-е гг. Сейчас она в Государственном Русском музее.

Еще одна древняя, XIII в., икона архангела Михаила из Спасского монастыря в Ярославле, была написана для несохранившегося храма архангела Михаила, построенного князем Константином Всеволодовичем в честь победы на реке Липице в 1216 г.

Архангел — лоратного типа; в правой руке у него мерило с драгоценным навершием, в левой — зерцало с изображением Спаса Еммануила. Одежды архангела — коричневые далматик, лор, красный плащ — украшены драгоценными камнями. Икона находится в Третьяковской галерее.

Зерцало с изображением Спаса Еммануила становится непременным атрибутом икон Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, причем держит зерцало не обязательно сам Архистратиг. На новгородской иконе-таблетке конца XV — начала XVI вв. из Софийского собора (Новгородский музей-заповедник) сфера с изображением Еммануила находится в центре композиции в окружении серафимов и херувимов. Стоящие на переднем плане архангелы Михаил и Гавриил не поддерживают сферу, а лишь касаются ее. Иконография Собора Небесных сил бесплотных получила распространение в Византии начиная с XI в.

На иконе конца XIII в. из Государственного Русского музея стоящие рядом архангелы Михаил и Гавриил поддерживают помещенную в центр композиции сферу с изображением Спаса Еммануила.

Еще одна интересная композиция — мозаика купола собора святого Марка в Венеции. В центре восседает благословляющий обеими руками Спаситель. Его окружают хоры ангельские — девять чинов Небесных сил бесплотных. Время создания композиции — середина XIV в.

На иконе «Архангел Михаил с деяниями» первой четверти XV в. из Архангельского собора Московского Кремля в среднике изображен Архистратиг Михаил в воинских доспехах с мечом. В 28 клеймах — сцены деяний его из Ветхого и Нового Заветов. Еще одна икона Архистратига Михаила (конец XVI в.) в воинских доспехах; икона находится в частном собрании. Предводитель Небесного воинства изображен с обнаженным мечом: именно таким его увидел Иисус Навин в окрестностях Иерихона.

Сходную композицию имеет и икона конца XVI—XVII вв. из Рыбинского музея-заповедника.

На иконе Симона Ушакова «Архангел Михаил, попирающий диавола» (1676 г., ГТГ) изображен Архистратиг Михаил в золотых воинских доспехах, с обнаженным огненным мечом, стоящий на полусферической зеленоватой поверхности земли. В левой руке архангела — печать Господня. Под ногами Архистратига — поверженный сатана и бесы в языках пламени. Сам Архистратиг изображен яркими красками, с обилием золота, а все остальные персонажи — монохромно, так, что икона производит впечатление недописанной, однако подпись Симона Ушакова слева на нижнем поле иконы говорит о том, что автор считал свою работу завершенной.

Над поверхностью земли, на втором плане, позади Архистратига, изображены император Константин Великий, великомученик Феодор Стратилат и четыре Евангелиста. Они стоят на фоне светло-бирюзового неба на облаках. На иконе есть еще один персонаж — человек в посадской одежде, стоящий со скрещенными на груди руками слева от архангела Михаила. В отличие от персонажей второго плана он изображен в цвете. Если присутствие на иконе великомученика Феодора и императора Константина можно объяснить тем, что икона была написана в год вступления на престол царя Феодора Алексеевича, то присутствие здесь таинственного простолюдина не понятно.

Развитием темы воинского служения Архистратига Михаила стало появление икон, где архангел изображен в виде скачущего на крылатом коне воина. Эта иконография появляется относительно поздно, в середине XVI в. (икона «Благословенно воинство Небесного Царя», созданная в Макриевских мастерских). Образ трубящего ангела с кадильницей и прочие детали этого иконографического извода навеяны текстом Откровения Иоанна Богослова.

Иконы Архистратига в виде скачущего всадника-воина получили широкое распространение.

Представляют интерес и иконы архангела Михаила как небесного покровителя. На иконе 1741 г. из музея-заповедника «Коломенское» Архистратиг представлен стоящим на фоне града Архангельска на берегу Северной Двины. Обращает на себя внимание то, насколько точно иконописец (а это был Григорий Попов) изобразил город: там есть даже часы на башне. В верхнем регистре иконы изображен в центре Спаситель — Царь царствующих и Господь господствующих. Ему предстоят Матерь Божия «Предста Царица» и Иоанн Предтеча. Справа и слева, на облацех — архангелы Селафиил, Уриил, Гавриил, Рафаил, Иегудиил и Варахиил (Иеремиила нет).

Завершим наш обзор фреской, находящейся в трапезной монастыря Дионисиат на Афоне (1603 г.)

На ней изображен Собор Небесных сил бесплотных, композиционно напоминающий изображение на суздальских Златых вратах. Архангелы Михаил и Гавриил держат сферу с изображением Спаса Еммануила, а прочие ангелы плотной группой стоят за ними. Под ногами Небесного воинства — поверженный сатана.

На Руси Небесные силы бесплотные — Воинство Небесное — воспринималось как покровители воинов земных, защитников Отечества. Молясь своим небесным покровителям, воины земли русской вдохновлялись примером стояния в правде Божией, который так наглядно был представлен в многочисленных Небесных силах бесплотных.



Воинская победа в памятниках иконографии
Автор: епископ Балашихинский Николай
Христианское понимание феномена победы было присуще не только авторам церковным, но и отечественным теоретикам военного искусства. Так, известный русский военный мыслитель ХIХ столетия генерал М. И. Драгомиров считал залогом воинской победы готовность воина к жертвенному служению – способности жертвовать собой, при том умение действовать так, чтобы эта жертва была, по возможности, полезна своим и гибельна врагу.



Иконография Сорока мучеников Севастийских
Автор: епископ Балашихинский Николай
В чинопоследованиях Великого поста день памяти Сорока мучеников Севастийских, 9 (22) марта, занимает особое место: в этот день совершается полиелейная служба мученикам и Литургия Преждеосвященных Даров




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: pravklin (26.07.2016) | Автор: Епископ Балашихинский Николай
Просмотров: 1136
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск






Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2018 Яндекс.Метрика