Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Иконография Небесных сил
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 21.11.2017, 14:48 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Духовное просвещение

Иконография Небесных сил

Автор: Епископ Балашихинский Николай

Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных

Иконография Небесных сил бесплотных берет свое начало в Ветхом Завете: первые изображения херувимов были сделаны пророком Моисеем по повелению Божию.

Конечно, мы не знаем, как именно выглядели изображения двух херувимов из золота чеканной работы… с распростертыми вверх крыльями (Исх. 25:18, 20), которыми Моисей украсил крышку ковчега откровения, но понимаем, что они не были какими-то декоративными элементами — это были священные изображения; их присутствие знаменовало то место, где Сам Бог пожелал открываться Своему пророку: Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою… посреди двух херувимов… о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым (Исх. 25:22). Обратим внимание на то, что в описании изображения херувимов упоминаются их лица (Исх. 25:20), хотя в целом эти изображения не носили антропоморфного характера.

Самые ранние изображения Небесных сил в христианском искусстве известны с III в. В римских катакомбах встречаются изображения ангела в виде юноши в белых одеждах (Благовещение в катакомбах Присциллы и др.) Но, в отличие от описания, приведенного в книге Исход, эти изображения антропоморфны и не имеют крыльев. Первое из дошедших до нас изображений крылатого ангела относится к концу IV в.; это мозаичное изображение ангела — символа евангелиста Матфея в базилике Санта-Пуденциана в Риме. В V—VI вв. бескрылые изображения встречаются все реже, а крылатых ангелов — предводителей Небесного воинства — начинают изображать, наряду с привычным изображением в гиматии и хитоне, уже и воинских одеждах (впервые в равеннских мозаиках). С VII в. известны изображения ангелов в придворных одеждах императорского двора — как слуг Царя Небесного; эти изображения называются лоратными (лор — лента, надеваемая поверх далматика). К этому времени относится строительство многих храмов, посвященных архангелу Михаилу и прочим Небесным силам.

Иконографический канон Небесных сил бесплотных начинал складываться под влиянием 35-го правила Лаодикийского Собора, утвердившего православное почитание ангелов.

Но широкое распространение изображений ангелов в храмовой росписи и на иконах относится к послеиконоборческому времени. Это и изображения в композиции Небесной литургии, где ангелы сослужат совершающему Литургию Христу Спасителю, и ветхозаветные сюжеты храмовой росписи, и композиция Собора Небесных сил бесплотных, весьма почитаемого на Руси.

В качестве примера изображений Небесных сил в искусстве домонгольской Руси назовем Златые врата собора Рождества Богородицы в Суздале. Изображения на вратах выполнены в технике золотой наводки на меди и содержат множество сюжетов из Ветхого и Нового Заветов, изображений из земной жизни Божией Матери и святых. В большинстве композиций изображены ангелы — начиная с херувимов и серафимов на западных вратах до чуда архангела Михаила в Хонех на южных. Время создания Златых врат — 30-е гг. XIII в.

Замечательная композиция «Свержение сатаны архангелом Михаилом», расположенная на южных вратах собора, имеет надписание: «Свержен бысть сатана архангелом Михаилом со отступными его силами и беси наречении быша». Архангел Михаил — лоратного типа, в правой руке у него длинное мерило — им, как копьем, он поражает свергаемого с небес сатану; в левой руке архангела — зерцало с крестом и аббревиатурой Иисуса Христа. Архангел, или Архистратиг Михаил помещен в сияющем золотом ореоле, вокруг которого расположены другие ангелы (их пять). Архистратигом Михаил именуется на основании свидетельства книги Иисуса Навина (Нав.5:14): близ Иерихона Навин встретил воина с обнаженным мечом, который на вопрос Навина отвечал: я вождь воинства Господня (Архистратиг силы Господни).

Архистратиг Михаил (в переводе с древнееврейского — кто как Бог), поставленный Господом над всеми девятью чинами Небесных сил бесплотных, низринул с небес возгордившегося ангела денницу с другими падшими духами. Архангел Михаил воззвал к прочим Небесным силам: Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу! Предание (праздничный канон 8 ноября, акафист архангелу Михаилу и др.) свидетельствует об участии Архистратига во многих событиях Ветхого и нового Завета. Эти события также запечатлены в сюжетах суздальских Златых врат.

Но древнейшей из дошедших до нас древнерусских икон Небесных сил бесплотных является все же икона, именуемая «Ангел Златые власы», написанная в конце XII в., видимо, в Новгороде — точное происхождение иконы не установлено, т. к. ее в сильно записанном виде обнаружили в запасниках Румянцевского музея в 1920-е гг. Сейчас она в Государственном Русском музее.

Еще одна древняя, XIII в., икона архангела Михаила из Спасского монастыря в Ярославле, была написана для несохранившегося храма архангела Михаила, построенного князем Константином Всеволодовичем в честь победы на реке Липице в 1216 г.

Архангел — лоратного типа; в правой руке у него мерило с драгоценным навершием, в левой — зерцало с изображением Спаса Еммануила. Одежды архангела — коричневые далматик, лор, красный плащ — украшены драгоценными камнями. Икона находится в Третьяковской галерее.

Зерцало с изображением Спаса Еммануила становится непременным атрибутом икон Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, причем держит зерцало не обязательно сам Архистратиг. На новгородской иконе-таблетке конца XV — начала XVI вв. из Софийского собора (Новгородский музей-заповедник) сфера с изображением Еммануила находится в центре композиции в окружении серафимов и херувимов. Стоящие на переднем плане архангелы Михаил и Гавриил не поддерживают сферу, а лишь касаются ее. Иконография Собора Небесных сил бесплотных получила распространение в Византии начиная с XI в.

На иконе конца XIII в. из Государственного Русского музея стоящие рядом архангелы Михаил и Гавриил поддерживают помещенную в центр композиции сферу с изображением Спаса Еммануила.

Еще одна интересная композиция — мозаика купола собора святого Марка в Венеции. В центре восседает благословляющий обеими руками Спаситель. Его окружают хоры ангельские — девять чинов Небесных сил бесплотных. Время создания композиции — середина XIV в.

На иконе «Архангел Михаил с деяниями» первой четверти XV в. из Архангельского собора Московского Кремля в среднике изображен Архистратиг Михаил в воинских доспехах с мечом. В 28 клеймах — сцены деяний его из Ветхого и Нового Заветов. Еще одна икона Архистратига Михаила (конец XVI в.) в воинских доспехах; икона находится в частном собрании. Предводитель Небесного воинства изображен с обнаженным мечом: именно таким его увидел Иисус Навин в окрестностях Иерихона.

Сходную композицию имеет и икона конца XVI—XVII вв. из Рыбинского музея-заповедника.

На иконе Симона Ушакова «Архангел Михаил, попирающий диавола» (1676 г., ГТГ) изображен Архистратиг Михаил в золотых воинских доспехах, с обнаженным огненным мечом, стоящий на полусферической зеленоватой поверхности земли. В левой руке архангела — печать Господня. Под ногами Архистратига — поверженный сатана и бесы в языках пламени. Сам Архистратиг изображен яркими красками, с обилием золота, а все остальные персонажи — монохромно, так, что икона производит впечатление недописанной, однако подпись Симона Ушакова слева на нижнем поле иконы говорит о том, что автор считал свою работу завершенной.

Над поверхностью земли, на втором плане, позади Архистратига, изображены император Константин Великий, великомученик Феодор Стратилат и четыре Евангелиста. Они стоят на фоне светло-бирюзового неба на облаках. На иконе есть еще один персонаж — человек в посадской одежде, стоящий со скрещенными на груди руками слева от архангела Михаила. В отличие от персонажей второго плана он изображен в цвете. Если присутствие на иконе великомученика Феодора и императора Константина можно объяснить тем, что икона была написана в год вступления на престол царя Феодора Алексеевича, то присутствие здесь таинственного простолюдина не понятно.

Развитием темы воинского служения Архистратига Михаила стало появление икон, где архангел изображен в виде скачущего на крылатом коне воина. Эта иконография появляется относительно поздно, в середине XVI в. (икона «Благословенно воинство Небесного Царя», созданная в Макриевских мастерских). Образ трубящего ангела с кадильницей и прочие детали этого иконографического извода навеяны текстом Откровения Иоанна Богослова.

Иконы Архистратига в виде скачущего всадника-воина получили широкое распространение.

Представляют интерес и иконы архангела Михаила как небесного покровителя. На иконе 1741 г. из музея-заповедника «Коломенское» Архистратиг представлен стоящим на фоне града Архангельска на берегу Северной Двины. Обращает на себя внимание то, насколько точно иконописец (а это был Григорий Попов) изобразил город: там есть даже часы на башне. В верхнем регистре иконы изображен в центре Спаситель — Царь царствующих и Господь господствующих. Ему предстоят Матерь Божия «Предста Царица» и Иоанн Предтеча. Справа и слева, на облацех — архангелы Селафиил, Уриил, Гавриил, Рафаил, Иегудиил и Варахиил (Иеремиила нет).

Завершим наш обзор фреской, находящейся в трапезной монастыря Дионисиат на Афоне (1603 г.)

На ней изображен Собор Небесных сил бесплотных, композиционно напоминающий изображение на суздальских Златых вратах. Архангелы Михаил и Гавриил держат сферу с изображением Спаса Еммануила, а прочие ангелы плотной группой стоят за ними. Под ногами Небесного воинства — поверженный сатана.

На Руси Небесные силы бесплотные — Воинство Небесное — воспринималось как покровители воинов земных, защитников Отечества. Молясь своим небесным покровителям, воины земли русской вдохновлялись примером стояния в правде Божией, который так наглядно был представлен в многочисленных Небесных силах бесплотных.



Воинская победа в памятниках иконографии
Автор: епископ Балашихинский Николай
Христианское понимание феномена победы было присуще не только авторам церковным, но и отечественным теоретикам военного искусства. Так, известный русский военный мыслитель ХIХ столетия генерал М. И. Драгомиров считал залогом воинской победы готовность воина к жертвенному служению – способности жертвовать собой, при том умение действовать так, чтобы эта жертва была, по возможности, полезна своим и гибельна врагу.



Иконография Сорока мучеников Севастийских
Автор: епископ Балашихинский Николай
В чинопоследованиях Великого поста день памяти Сорока мучеников Севастийских, 9 (22) марта, занимает особое место: в этот день совершается полиелейная служба мученикам и Литургия Преждеосвященных Даров




Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: pravklin (26.07.2016) | Автор: Епископ Балашихинский Николай
Просмотров: 667
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск



Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика