Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Если один из родителей против воспитания детей в вере
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 01.07.2022, 02:09 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события
Пеший поход
«Дорога в Лавру»


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Семь-я

Если один из родителей против воспитания детей в вере

Автор: Диакон Иоанн Иванов

Такие ситуации встречаются нередко. Один из супругов может начать воцерковляться и соответственно хочет, чтобы и дети участвовали в церковной жизни, а другой - категорически против. Что делать в такой ситуации: разводиться, водить детей в храм против воли неверующего супруга или искать какой-то другой выход?

Родитель не хочет воспитания детей в вере

В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви", официальном документе, говорится о пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям. Однако в 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в "Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью" признал кроме прелюбодеяния (и прочих) еще серьезную причину для развода: посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей. Подорвав духовное здоровье ребенка, оторвав его от крепкого внутреннего стержня - веры во Христа, мы можем способствовать его физическому уничтожению (например, суициду). Поэтому, если кто-либо из супругов покушается на духовную или физическую жизнь своего ребенка, то этот супруг является угрозой, серьезной опасностью для существования и ребенка, и семьи. Церковь это подтверждает (см. "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви". М., 2000. С.104-108. Гл. X.3.-X.4).

Общность веры супругов, являющихся членами Тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак "только в Господе" (1 Кор. 7:39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения. Семья - это домашняя Церковь, которую образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Конечно, существуют семьи, разделенные по вере, где один супруг может быть христианином, а другой исповедовать иную веру или даже быть атеистом. В любом случае их общность в браке связывает взаимное чувство любви. "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин. 4:16) - значит, не лишается благословения и такой семейный союз, хотя в нем и будут определенные проблемы.

Плодами любви мужа и жены становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака. Апостол Павел призывает нас: "Не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф. 6:4). "Дети - не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение… Нерадение о детях - больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию… Нам нет извинения, если дети у нас развращены", - наставляет святитель Иоанн Златоуст. Преподобный Ефрем Сирин учит: "Блажен, кто воспитывает детей богоугодно". "Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил", - пишет святитель Тихон Задонский.

Давайте попробуем смоделировать итог воспитания ребенка в условиях, подобных заданным в начале статьи. Неверующий муж хочет жить со своей верующей супругой, но не желает, чтобы она ходила в Церковь, не разрешает брать с собой ребёнка в храм, богохульствует, клевещет на Церковь и священников. Вот этот человек, которому не нужен Бог и не нужна вера, отводит жену и ребенка от Христа. Жена, не сумев выдержать испытаний, ниспосылаемых Богом, обрекает на погибель свою душу - ведь она предала Господа, - а также губит душу своего ребенка, лишая его Христа, Евангелия и Церкви. И ребенок, не имеющий внутреннего стержня, всегда будет готов купиться на любой соблазн современного общества. При серьезном жизненном испытании такой ребенок не найдет верного выхода, потому что правильный ответ знает верующий в Господа Нашего Иисуса Христа: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14:6).

Перед верующим супругом стоит очевидный выбор не столько за себя, сколько за своего ребенка. Он может погубить душу своего чада, подменив необходимую и правильную духовную пищу на яд, отвернув детское сердце от Божиего Света, лишив ребенка Церкви и Спасительных Таинств. "Пожалев" мужа (в некоторых случаях это означает отказаться от Церкви), верующая супруга, очевидно, может обречь свое дитя - плод любви - на духовную погибель.

Однако в этой ситуации развод - это самая крайняя мера. Надо попробовать проанализировать: были ли попытки искренне доброго, мирного разговора с мужем на эту тему, обсуждались ли причины его категоричного отношения к вере и христианскому воспитанию ребенка? Вероятно, стоит предложить побеседовать на тему взаимоотношений между супругами (не конкретно в этой семье, а вообще). Любовь и желание быть рядом предполагают очень внимательное отношение к духовным ценностям каждого из супругов, и если человек искренне любит другого, а не просто хочет владеть им как собственностью, то он постарается понять позицию другого. Необходимо проанализировать и свое поведение: не является ли в данном случае "пример христианки" провокацией для мужа? Зачастую наш личный пример может отталкивать ближнего от веры и доверия. В таком случае во имя сохранения семьи начать придется с себя, важно показать личный пример миротворчества, умения поступиться своими амбициями. Супруг должен увидеть веру своей жены и стремление сохранить мир, желание помогать и терпеть. Надо постараться выбрать подходящее время для такой беседы, помолиться, убедиться в правильном душевном настрое. Важно не доказать, а понять; не упрекать, а поддержать.

Можно попробовать договориться с мужем о том, чтобы он не мешал христианскому воспитанию ребенка, а со своей стороны - не раздражать супруга чрезмерно частыми походами в храм. Надо объяснить, что в общем деле воспитания детей нельзя ронять авторитет ни матери, ни отца - это пагубно повлияет на личность ребенка. В результате публичных семейных ссор между мужем и женой, в результате "перетягивания одеяла" в воспитании дети вырастают лицемерами. Таким детям родители в будущем будут не нужны, они не захотят любить ни одного, ни другого. "Любящие, - по словам Сент-Экзюпери, - это не те, кто смотрят друг на друга, а те, кто смотрят в одну сторону", в сторону полноценного воспитания детей. В диалоге с мужем важно понять: что оба супруга собираются вложить в любимое дитя? Что послужит фундаментом в формировании его личности? Какими духовными ориентирами он будет руководствоваться в различных жизненных ситуациях? Сможет ли обращаться к Богу в трудностях и укрепляться благодатной помощью? Если человек собирается выбрать сторону добра и Света, то его очевидный выбор - Христос.

Во времена правления языческих императоров именно женщины-христианки подавали пример стойкости всему христианскому миру. Они никогда не отказывались от Христа, так как верили, что их ждет Вечная Жизнь с Богом. Более того, своей стойкостью и верой они нередко и мужей приводили ко Христу. Следует приложить все усилия для сохранения семьи, а также мира в семье. Очень советую по примеру жен-мучениц свою сложную семейную ситуацию и всю свою жизнь доверить Богу. Надо просить у Господа Бога помощи во вразумлении супруга, смягчении его сердца и достойном христианском воспитании ребенка. Следует пытаться договориться с о своей "второй половиной" и не раздражать ее.

Что еще можно посоветовать человеку, находящемуся в такой ситуации? Положитесь на Волю Божию, т.к. по словам святого апостола Павла, "неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим" (1 Кор.7:14)". Значит, надежда есть. Кто знает, возможно, пройдет несколько месяцев или даже лет, и вы вместе с супругом (супругой) и детьми будете ходить в храм и участвовать в Таинствах. Желаю вам проявить стойкость в вашей вере и твердо держаться за Христа и за Церковь, так как без них нет спасения.

Фото: Геннадий Алексеев

Несколько мыслей о воспитании детей
Добрые воспоминания


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Семь-я | Добавил: Pravklin (12.03.2012) | Автор: Диакон Иоанн Иванов
Просмотров: 5386
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика