Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

"Иди, и ты поступай так же..."
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 27.01.2022, 17:58 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождество Христово
Рождество Христово
7 января -
Рождество Христово



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

"Иди, и ты поступай так же..."

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 22-ю по Пятидесятнице

«Добрый самарянин», Рембрандт

Как в древнее время, так и сейчас трезвомыслящие люди понимают, что без вечной жизни, бессмертия наша земная жизнь лишается своего смысла. Человек может стремиться достичь каких-то высот, стараться что-то сделать, создать, но всё это кончается прахом, тленом, уничтожается с его смертью. А ведь люди чувствуют, что смысл в жизни есть и должен быть, и они ищут смысл своего существования!

Две тысячи лет назад, когда Христос ходил по земле и учил, к Нему обратился с вопросом о смысле жизни иудей, законник, который был одним из просвещенных людей своего времени, хорошо знавших Священное Писание Ветхого Завета: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк. 10:25). Задавая этот вопрос, он понимал, что человек после смерти не исчезает полностью, ведь душа и ум, любовь, в конце концов, – не то, что может разложиться на составляющие молекулы, атомы и совершенно уйти в небытие.

Отвечая законнику, Христос отсылает его как человека сведущего в вопросах веры к тексту Священного Писания: В законе что́ написано? ка́к читаешь? – и тот приводит две заповеди об отношении к Богу и человеку, как бы суммирующие все десять заповедей ветхозаветного закона: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10:26-27).
Люди, живущие церковной жизнью, понимают, что без молитвы и Евангелия никакой веры быть не может, потому что невозможно любить Бога и не общаться с Ним. Однако даже у прихожан встречается странное отношение к Богу:

– Я люблю Бога, – говорит мне человек.
– Хорошо, а в чём выражается твоя любовь?
– Ну, я к Нему хорошо отношусь…

Хорошо относиться можно и к кошке с собакой, но это не равноценно любви к людям и к Богу. Отец и мать любят детей совсем иной любовью… Так почему Бог говорит нам о любви, и о какой любви в Евангелии идёт речь? 

Бог сотворил человека по Своему образу, предназначив ему бессмертие, вечную жизнь и радость. Но первые люди, предав любовь Божью на заре истории, изуродовав себя – и душу, и тело, исказили данную Богом природу, которую с тех пор все люди наследуют, и не захотели покаяться. Но Бог любит нас, несмотря на то, что мы продолжаем впадать в грех. Он проявляет Свою любовь к нам во всей полноте: Сам становится человеком, идёт на мучительную Крестную смерть для того, чтобы нас избавить от смерти, дать нам победу духовную и телесную и возможность обрести вечную жизнь.
Настоящая любовь может быть только взаимной, но Бог не требует от нас взаимности, Он её просто ждёт. Человек должен сделать выбор сам, и поскольку, Господь сделал всё возможное – претерпел страдания, распялся за нас, вариантов у нас немного: мы либо отвечаем на Его любовь, либо нет.
Но как мы можем ответить на эту удивительную любовь Божью? Уже в Ветхом Завете, почти три с половиной тысячелетия назад, был дан ответ на этот вопрос, и первая заповедь о любви говорит: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим (Лк. 10:27). 

Сердце мы понимаем обычно как орган наших чувств. Душа – это всё то, что оживотворяет тело, даёт нам жизнь, крепость – это все наши силы, разумение – наши мысли. То есть речь идёт о полноценной любви, которая может стать единственно возможным ответом на любовь Божью. А изредка молиться и в церковь заходить по большим праздникам – это не любовь и вера, а самообман ради утешения себя самого. Если человек говорит: "Я тебя люблю", – а сам где-то пропадает постоянно, кто ж ему поверит?

А ведь Господь зовёт нас с Собой, в Свой дом, дом вечности, и если мы жаждем этой вечной жизни с Ним, мы будем всем сердцем к этому стремиться! Всё Евангелие направлено на то, чтобы научить нас этой любви. Она способна согреть всю нашу жизнь не только там, но уже здесь и сейчас, в этой жизни.

Одна из сторон этой любви заключается в том, что человек создан по Образу Божьему, он – некий портрет Божий, а значит, любовь к Богу немыслима без любви к людям. Человек – портрет Божий, пусть искажённый, в чём-то изуродованный, но всё же это образ Творца. В Первом послании апостола Иоанна говорится о том, что научиться любить Бога можно, лишь научившись любить людей. Полюбить человека – значит полюбить его внутренний мир, душу, его жизнь, но это требует от нас определённых усилий! Об этом и говорит вторая ветхозаветная заповедь: Возлюби... ближнего своего как самого себя  (Лк. 10:27). 

А кто они, мои ближние? И иудей, и мусульманин, и язычник – в древности и сейчас – скажут, что это друзья, члены семьи, родственники, и даже, если смотреть глубже, – свой народ. И это правильно, но не до конца. Обращаясь к Своим последователям всех времен, Иисус Христос поднимает планку выше, и на этот вопрос отвечает притчей о милосердном самарянине. 

Самаряне – народ, родственный иудеям. Но вера самарян не была чиста: наряду с верой в Единого Бога в ней присутствовало множество суеверий, как и в наше время, когда многие "православные" люди сторонятся чёрных кошек, верят в колдунов, а заодно и в Бога! Поэтому евреи считали самарян врагами, хуже язычников, и эта ненависть была взаимной.

В притче о милосердном самарянине рассказывается, что на иудея, шедшего по дороге из Иерусалима в Иерихон, напали разбойники, которые его избили, изранили, ограбили и бросили умирать под палящим солнцем. Мимо шли люди – внешне очень благочестивые, которые не только в храм ходили, но и принимали участие в храмовых богослужениях, – левит и священник. Но, увидев умирающего у дороги иудея, единоверца, "ближнего своего", они не захотели ним возиться. Грязный лежит, весь в крови: жалко, конечно, но некогда, да и мало ли – проблемы ещё возникнут какие-нибудь... Ну ничего, Бог ему поможет. А чужой человек, самарянин, от которого доброго никто не ждал, увидев в беде врага – иудея – остановился, чтобы помочь.

В нашем современном обществе тоже распространено такое отношение: "Понаехали тут, неизвестно кто!" А одна женщина-москвичка рассказывала случай, произошедший с ней не так давно. Она взяла такси, чтобы доехать до храма, и водитель, совершенно чужой человек, приезжий – таджик или узбек – не взял с неё денег, потому что она ехала в храм молиться! Очень показательный случай.

Самарянин из притчи промыл раны иудею сухим вином, которое путешественники всегда брали с собой в дорогу, смазал их оливковым маслом, чтобы они быстрее зажили, перевязал. Иудей идти не мог, поэтому самарянин посадил его на своего осла, а сам пошёл рядом и, дойдя до гостиницы, оставил там пострадавшего, оплатив хозяину его пребывание. Самарянин попросил хозяина позаботиться об этом несчастном человеке и пообещал на обратном пути возместить возможные дополнительные расходы.

Рассказав притчу, Христос спросил слушателей (и одновременно нас с вами): Кто из этих троих... был ближний попавшемуся разбойникам? И законнику ничего не оставалось, как ответить: Оказавший ему милость – видимо, произнести "самарянин" у него даже язык не поворачивался. Правильно, и для нас близким является всякий, оказавший милость, но главное – вывод, прозвучавший в заключении: Иди, и ты поступай так же (Лк. 10:36-37).

Мы должны поступать так, как самарянин. Каждый из нас идёт своим жизненным путём, и всякий человек, который нуждается в наших помощи, поддержке, милосердии – это ближний, независимо от степени родства. Понятно, что родные и друзья – самые близкие нам люди, но помогать мы должны всем, даже врагам.

Но как это исполнить? Христос показывает это на Своём примере, Он ради нас умирает на Кресте, чтобы Своей смертью победить нашу! Подобно милосердному самарянину из притчи, омывшему раны вином, Господь дарует нам иное средство – покаяние, чтобы мы могли очиститься от греха. 
Греческое слово "елей" употребляется не только в значении "масло", но и как "милость". Милостью и благодатью в Своих таинствах Господь врачует наши раны. Но отдаёт ради этого не часть Своего богатства, а Свою жизнь и ждёт от нас ответа. Ответим ли мы на Его любовь? Если не ответим, останемся без неё, но если ответим – будем жить с ней и в этой жизни, и в вечности! Аминь. 

 


"Кто мой ближний?"
Вечный смысл любви к человеку

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (17.12.2021)
Просмотров: 189
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика