Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Иконография святых мучеников. Часть 1
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 25.04.2024, 04:51 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Иконография святых мучеников. Часть 1

Автор: епископ Балашихинский Николай

Кровию твоею честною землю освятил еси,
и венец нетленный приял еси…

Служба мученику общая,
стихира на "Господи, воззвах"


Какие удивительные слова слышим мы в "Чине освящения храма, от архиерея творимого"! Яко свят еси, Боже наш, иже на пострадавших по Тебе честных мученицех почиваеши… Господь утверждает храм Свой - Дом небоподобный- на святых мучениках.

Высота мученического служения становится понятной уже из самого значения греческого слова μάρτυς - "свидетель". Прежде всего, мученичество есть следование путем Христовым, повторение страстей и искупительной жертвы Христовой. Единородный Сын Божий выступает как первообраз мученичества, свидетельства собственной кровью - вспомним Его ответ Пилату: Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать (μάρτυρήσω) об истине (Ин. 18:37).

Это слово относится и к апостолам - свидетелям жизни и воскресения Христа: явившись им после воскресения, Христос говорит: Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями (μάρτυρες) в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1:8). В. В. Болотов называл мученичество продолжением апостольского служения в мире: с распространением гонений на христиан подвиг свидетельства принимают на себя мученики, которые своей добровольной смертью за веру Христову свидетельствуют о победе Христа над смертью.

Св. архидиакон Стефан

Св. архидиакон Стефан, XVI в.

Священное Писание содержит описание подвига первого христианского мученика, архидиакона Стефана. Предстоя пред осудившим его синедрионом, первомученик Стефан, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7:55-56). Этим Стефан свидетельствовал о Царствии Небесном, открывшемся для него во время и в результате мученичества. Само мученичество Стефана напоминает страсти Христовы. Когда его побивали каменьями, он воскликнул громким голосом: Господи, не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил (Деян. 7:60). Сравним его слова с тем, что говорил Христос на Кресте: Отче прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:34). Начиная со Стефана, в своем мученичестве следуют путем Христа и все свидетели - мученики последующих времен.

Первые изображения святых мучеников в христианской традиции появляются практически одновременно с развитием их почитания. Первоначально это были, видимо, надгробные изображения, смысл которых заключался в победе над смертью и спасении для Царства Небесного. Такими свидетельствами для раннехристианского искусства были ветхозаветные сюжеты: Даниил во рву со львами, три отрока в пещи огненной,

Три отрока в пещи

"Три отрока в пещи", XVII в.

а также Ной, пророк Иона и другие.

Первые изображения собственно мучеников появляются в мартириумах - храмах, возведенных над могилами мучеников. Ранние фрески изображали там святых мучеников в их прославленном состоянии - смерть побеждена, торжествует вечная жизнь. Такова была иконография мучеников от времени утверждения в IV-V вв. до периода иконоборчества.

В куполе храма св. великомученика Георгия в Салониках (конец IV в.) сохранились мозаичные изображения мучеников Онисифора, Порфирия, Косьмы, Приска. В сочетании с изображением окруженного ангелами Христа Спасителя с крестом в руке эти образы символизировали Горний Иерусалим. Изображения мучеников - свидетелей Христовой победы, занимают прочное место в системе храмовой росписи: в армянском трактате "Против иконоборцев", написанном в начале VII в. Вртанесом Кертохом, наряду с сюжетами христологического цикла упоминаются присутствовавшие в храмовых росписях изображения пророков, апостолов, архидиакона Стефана и других мучеников.

Избиение преподобных отцов в Синае и Раифе, ГРМ, XVI в.

Избиение преподобных отцов в Синае и Раифе, ГРМ, XVI в.

Циклы росписей исторического характера, иллюстрирующих житие того святого, чьи мощи находились в данном сооружении, появляются уже в мартириумах. Следует упомянуть некоторые особенности иконографии мучеников раннего периода. Почти на всех изображениях, начиная с первомученика Стефана, присутствует крест. Он изображается в руках святого и является символом и апостольского благовествования, и символом жертвенности. В иконографии мучеников используется красный цвет как образное выражение страданий за веру, и красные одежды мучеников - символ пролитой крови. По словам Тертуллиана, кровь христиан была тем семенем, из которого произрастала вера.

Как известно, начиная со времени правления императора Декия (249-251) и вплоть до Миланского эдикта 313 г., преследования христиан имели своей целью не столько казнь христиан, сколько принуждение их к отречению - отсюда изощренные пытки (причем выдержавшие их не всегда подвергались казни), описание которых мы находим во множестве житий. Гонения данного периода наряду с мучениками дают множество исповедников. Преследованию подвергались в это время прежде всего предстоятели церквей.

Наиболее жестокими были гонения в конце царствования Диоклетиана (284-305) и последующие годы: был издан ряд эдиктов, лишавших христиан всяких гражданских прав; в тюрьму заключали всех представителей клира - от них требовали отказа от христианства и принесения жертв. Эдикт 304 г. предписывал всех вообще христиан повсеместно принуждать к принесению жертв, применяя любые пытки. Мученичество не прекратилось даже после Миланского эдикта 313 г., провозгласившего полную веротерпимость. Страдальцы за веру появлялись при императорах-арианах в Персидской империи, в различных странах, где христианство сталкивалось с язычеством, в ходе борьбы ислама с христианством и т. д.

После прекращения гонений развившееся в IV-V вв. почитание мучеников определенным образом регламентировалось. Празднование памяти святого становилось торжеством общецерковным; дни памяти различных мучеников (dies natalis - дни рождения для жизни вечной) объединялись в годовой цикл, составлялись мартирологи. Складывалась и общепринятая иконография.

Святые мученики на иконах предстают не в своем земном служении, а в своей небесной славе, предстоящими Богу в Царстве Небесном. Появляющиеся позднее на иконах житийные клейма служат лишь дополнением к основному образу, изображающему святого во славе. Вырабатываются определенные типы изображения, позднее (начиная с XVI в.) фиксируемые в иконописных подлинниках.

Первые изображения святых мучеников на Руси представляли собой типичные для византийской иконографии послеиконоборческого периода изображения святых в небесной славе. Вот несколько примеров.

Хранящееся в Третьяковской галерее мозаичное изображение великомученика Димитрия Солунского начала XII в. из соборного храма Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (взорванного в 1935 г.) представляет собой ростовую фигуру полностью вооруженного воина в доспехах золотого цвета, на золотом фоне. Великомученик Димитрий предстает здесь не столько как мученик, скорее это мужественный воин-победитель - славянские народы почитали его как своего небесного покровителя. Отметим, что в традиционной иконографии великомученика Димитрия - в том числе, в базилике св. Димитрия в Салониках V в., великомученик изображался в хитоне и плаще с тавлием.

Вмч. Георгий, ГТГ, XVII в.

Вмч. Георгий, ГТГ, XVII в.

Таковы же и две иконы великомученика Георгия - из Третьяковской галереи и музеев Московского Кремля.

Вмч. Георгий, ММК, XVII в.

Вмч. Георгий, ММК, XVII в.

Разница лишь в том, что вместо золота для этих икон характерен цвет красный - мученический. Но это, прежде всего, воин-победитель - покровитель русского воинства.

Совсем по-иному представлены великомученики Димитрий и Георгий, да и другие мученики, на иконах с житийными клеймами. Здесь мы видим, что именно и какой ценой они преодолели. Это наглядная иллюстрация жития.

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Поступив на военную службу, будущий святой своим умом, храбростью, физической силой достиг звания тысяченачальника и сделался любимцем императора Диоклетиана - талантливого правителя, но фанатичного приверженца римских богов. Диоклетиан пытался реанимировать в Римской империи отмирающее язычество и вошел в историю, как уже указывали выше, в качестве одного из самых жестоких гонителей христиан.

Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь святого была полна сильных и убедительных возражений против бесчеловечного императорского указа о преследовании христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Его заключили в темницу, где положили спиной на землю, ноги заковали в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Подвижник мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда палачи Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. Видя бесполезность дальнейший истязательств, император приказал отрубить мечом голову святому. Святой великомученик Георгий отошел ко Христу в Никомидии в 303 г.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от веры Христовой, а также за чудодейственную помощь людям в опасности называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца находились в палестинском городе Лидде в храме, носящем его имя, а честная глава его - в Риме в храме, тоже посвященном ему.

Традиционное для русской иконописи изображение великомученика Георгия - сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия: в окрестностях города Бейрута в озере жил змей, часто пожиравший людей той местности. Суеверные жители для смягчения ярости змея стали приносить ему человеческие жертвы, и однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления чудовища. Внезапно появившийся воин на белом коне копьем поразил змея и спас девицу. Это был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он не только прекратил человеческие жертвоприношения, но и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Святой Георгий почитается и как покровитель русского воинства. Изображение святого Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом - "древним змием" (Откр.12:3; 20:2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.

Вмч. Георгий в житии, ГРМ, XIV в.

Вмч. Георгий в житии, ГРМ, XIV в.

Икона великомученика Георгия в житии (начала XIV в.) из Государственного русского музея в среднике имеет изображение великомученика, поражающего змия, а в клеймах - последовательный рассказ о перенесенных великомучеником страданиях.

Вмч. Георгий в житии, ГРМ, XIV в.

Вмч. Димитрий Солунский в житии, Ростовский кремль, XIV в.

Иконы великомученика Димитрия Солунского, также начала XIV в., из государственного музея-заповедника "Ростовский кремль" и великомученика Феодора Стратилата конца XIV в. из Новгородского музея-заповедника столь же подробны (даже количество клейм совпадает - их 14). В среднике - ростовые изображения святых.

Упомянем здесь основные моменты жития великомученика Димитрия с тем, чтобы понятнее были сюжеты клейм иконы. Святой родился в городе Солуни в Греции; родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 г., назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать ко Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий - христианин. Возвращаясь из похода против сарматов, населявших причерноморские степи, Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов германец Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Ученик Димитрия, юноша Нестор, навестил Димитрия в темнице, и святой благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить как победителя, но вместо этого его казнили как христианина.

По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 г. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе святого совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни. С VII в. из раки святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, что было засвидетельствовано в летописных источниках того времени. По этой причине великомученик именуется Мироточивым.

Великомученик Феодор происходил из города Евхаит (в Малой Азии, ныне Турции) и был воеводой (по-гречески - "стратилатом") в городе Гераклее, близ Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он расположил к себе сердца горожан, и многие язычники, видя его добродетельную жизнь, принимали веру Христову. Когда слух об этом дошел до императора Ликиния (308-323 гг.), соправителя Константина, он прибыл в Гераклею и принуждал Феодора поклониться идолам. Когда же святой Феодор остался непоколебимым, разгневанный правитель приказал подвергнуть исповедника Христова жестоким мучениям.

Вмч. Феодор Стратилат в житии, Новгород, XV в.

Вмч. Феодор Стратилат в житии, Новгород, XV в.

Святого Феодора растянули на земле, били железными прутьями, строгали его тело острым железом, палили огнем и, наконец, распяли на кресте и выкололи глаза. Ночью ангел явился мученику, снял его с креста и совершенно исцелил его. Наутро слуги Ликиния, посланные бросить тело святого Феодора в море, увидев его совершенно здоровым, уверовали во Христа. Уверовало также и много других язычников, видевших чудо Божие. Узнав об этом, Ликиний приказал обезглавить святого Феодора, и он умер в 319 г.

Епископ Балашихинский Николай
Источник: www.mepar.ru

ОКОНЧАНИЕ СТАТЬИ


О мученичестве
Автор: протоиерей Борис Балашов
Мудрые христианские родители, воспитывая детей, готовили их не только для земной жизни, но и для Вечной. Если мы рождаем детей только для земной жизни, значит, мы даем им жизнь для того, чтобы они умерли. Ведь всё земное смертно. Подлинный же смысл деторождения…



Мученичество в современном миреВозможно ли мученичество в современном мире и в чем оно может заключаться?
Автор: Протоиерей Алексий Тюков
Вспоминаются строки из письма священномученика Вениамина митрополита Петроградского, которое он написал после вынесения ему смертного приговора, незадолго до расстрела, из тюрьмы своим духовным чадам. Там были примерно следующие слова: «Когда я в юности читал жития древних мучеников Христовых, я очень печалился, что ныне другое время и что сейчас уже невозможно пострадать за веру Христову так, как исповедовали ее древние мученики. Но вот времена изменились, и Господь зовет нас к этому страданию, исповеданию истины»




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (06.03.2013) | Автор: Епископ Балашихинский Николай
Просмотров: 5552
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика