Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

История государственного законодательства о капелланах в армии
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 19.09.2017, 21:49 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Церковь и общество

История государственного законодательства о капелланах в армии

Автор: Диакон Павел Трошин

Государственные законы, в которых упоминаются военные священники, датируются 1647 г. При царе Алексее Михайловиче был разработан документ «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей»1, в котором говорится о полковых священниках. Мы видим, что государство уделяло внимание духовномуокормлению воинов. В 1716 г. император Петр I издал «Воинский устав», в котором появились главы «О священнослужителях». В них говорилось о постоянном нахождении священников в полку и на флоте и об обязанностях полкового духовенства. Православный священник охранялся законом. В артикуле 13-м воинского Устава говорилось: «Всем офицерам и рядовым надлежит священников любить и почитать, и никто да не дерзает оным, как словом, так и делом досаду чинить, и презирать, и ругаться. А кто против того погрешит, иметь по изобретению его преступления вдвое так, как бы-то над простолюдином (над другим) учинил, наказан быть»2. В 1720 г. был издан Морской устав. В нем были опубликованы права, обязанности и оговорено материальное положение духовенства, находившегося на флоте, также были определены религиозно-нравственные отношения. В 1721 г. 5 марта было издано учебное пособие, которое имело название: «Пункты, что иеромонахи, на флоте Российском корабельном обретающимся надлежит исполнять». В них рассказывалось об отношении священнослужителей между собой и поведении их на флоте. «Первый известный пример назначения на должность полевого обер-священника относится к 1746 году»3. Генерал-фельдмаршал Ласси попросил Священный Синод назначить на должность обер-священника протопопа Антипа Мартемьянова.

«12 июня 1890 года вышло положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомства, в соответствии с которым вместо должности главного священника гвардии, гренадер, армии и флота учреждалась должность протопресвитера военного и морского ведомства»4. Православие было государственной религией. Вера и исполнение Заповедей Божиих тысячу лет поддерживали русский народ, помогали ему выстоять в самых сложных обстоятельствах, являлись духовным фундаментом Российского государства и его армии. «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7:24–25). Так и Вооруженные силы должны быть основаны на православной вере, которая является тем самым камнем, о который разобьются все супостаты.

Для Православной Церкви было хорошо иметь покровительство государства, но были в этом и негативные стороны. Например, только Православная Церковь имела обер-прокурора и была подотчетна государственной власти и ограничена, поэтому в своей деятельности. Обер-прокурор имел возможность направлять деятельность Синода и что-то ставить на повестку его рассмотрения, а что-то снимать. Обер-прокуроры были разными, одни настоящими верующими, другие вольнодумцами.

Устав о предупреждении и пресечении преступлений гласил: «Хотя Православная вера господствующая, но иноверцы, инославцы пользуются повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной»5. Это статья 92-я. Статья 97-я говорила, что только Православие могло убеждать, то есть имело право вести миссионерскую деятельность. В соответствии со статьей 98-й, «никто без ведома и благословения епархиального архиерея проповедовать иноверным Православия, да не дерзает». То есть даже у Православной Церкви право миссионерской деятельности было ограничено определенными рамками. Не всякий мог пойти и проповедовать, что Православие есть истина по отношению к другим религиям. Только человек специально назначенный имел на это право.

Католические и лютеранские капитаны появились при Петре I. До него немцев практически не было в Русской Армии. В уставе 1706 г. глава 9-я гласила: «Всем вообще к нашему Войску принадлежащим, несмотря на то, кто какой они есть веры или народа они суть, между собою христианскую любовь имети»6. Всякие несогласия на религиозной почве законодательно пресекались. «Устав о полевой и кавалерийской службе 1797 года определял порядок следования военнослужащих на богослужение. В соответствии с 25-й главой этого Устава в воскресные и праздничные дни весь личный состав (и православные и не православные) должен был идти в церковь строем под руководством одного из офицеров»7. Православные военнослужащие могли посещать храм и участвовать в Таинствах.

Важнейшим высочайшим постановлением для деятельности военного духовенства был указ Святейшему Правительствующему Синоду утвердить «Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств»8. После принятия данного документа структура управления военным духовенством и взаимоотношений с епархиальным не претерпела принципиальных изменений вплоть до расформирования института военного духовенства декретом советской власти от 16 января 1918 г.

В XX в. началось возрождение духовенства в армии. Были приняты договоры, соглашения, законы о взаимодействии Церкви и армии. «Первым таким документом было Совместное заявление о сотрудничестве, подписанное 2 марта 1994 г. министром обороны РФ Павлом Грачевым и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Через три года, 4 апреля 1997 г. министр обороны РФ Игорь Родионов и Святейший Патриарх заключили новое Соглашение о сотрудничестве…»9.

Благодаря этим решениям Церковь может вести катехизаторскую и просветительскую работу в воинских частях. Верующие военнослужащие могут общаться со священниками, участвовать в Святых Таинствах. Священнослужители воспитывают воинов в христианском, патриотическом духе. В 1998 г. 28 марта был принят федеральный закон № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», которым предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу священнослужителям (до 150 человек в год), посвященным в духовный сан и занимающим:

а) должность в религиозных организациях;

б) должность помощника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими, — на время исполнения обязанностей по указанной должности. Тем самым было разрешено находиться священнослужителям в воинских частях и на флоте, вести свою пасторскую деятельность и не нарушать Устав.

Установить, что право на получение отсрочки от призыва на военную службу священнослужителям, названным в пункте 1 настоящего Указа, предоставляется с 1 октября 2012 г. при условии, что священнослужители прошли (проходят) специальную подготовку, необходимую для исполнения обязанностей по должности помощника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими10.

Мы видим, что государство предоставило возможность священнослужителям нести проповедь о Христе верующим, которые проходят воинскую службу в армии и на флоте. Это очень важно для солдат, которые нуждаются в отеческом слове священника, который поддерживает их в сложных армейских условиях.

Современная законодательно-правовая база и церковно-государственные отношения позволили создать условия для церковного окормления военнослужащих в местах прохождения их воинского долга. Священнослужитель может объяснить воину слова Господа Иисуса Христа:

· Возлюбите врагов ваших (Мф. 5:42–48);

· Если тебя ударят по правой щеке, подставь левую (Мф. 5: 39);

· Не убий (Исх. 20:13).

Он обязан помочь молодому солдату преодолеть сложности армейской службы. Положительный результат взаимодействия Церкви и армии доказали пять священников. «Первые пятеро священников — помощников командира по работе с верующими, назначенные в 2011 г. на эти должности в частях Западного военного округа, уже доказали эффективность своей работы по предупреждению правонарушений, связанных с межличностными взаимоотношениями среди военнослужащих — в соединениях и воинских частях, где сегодня работают священники, за прошедший период времени не произошло ни одного преступления, связанного с так называемой „дедовщиной“»11.

11 декабря 2015 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин провел расширенное заседание коллегии Министерства обороны Российской Федерации. По приглашению министра обороны С. К. Шойгу Патриарх Московский и всея Руси Кирилл присутствовал на этом заседании коллегии, где глава государства определил приоритетные задачи в сфере обороны на 2016 год и на перспективу12. Это свидетельствует о том, что участие Русской Православной Церкви в духовном окормлении военнослужащих получает высокую оценку со стороны государства.

  1. Ивашко М.И. и др. Господь — знамя мое! Кн. 1. 2-е изд., испр. и доп. М.: Светоч, 2005. С. 50.
  2. Котков В. Военное духовенство России. Полковой священник // URL: voinstvo.com/1616.html (дата обращения 13.04.2016).
  3. Ивашков М.И. и др. Военное духовенство в Русской армии // URL: www.pobeda.ru/content/view/7263/ (дата обращения 04.04.2016).
  4. Рогоза В. Кому подчинялось военное духовенство в Российской империи? // URL: www.guidelife.ru/life.php? AIS=14702 (дата обращения 04.04.2016).
  5. Беляков А. П. Решение межрелигиозных проблем в вооруженных силах дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. М., 2004. № 3. С. 103.
  6. Там же. С.105.
  7. Там же. С. 106.
  8. Указ Святейшему Правительствующему Синоду // Вестник военного духовенства. СПб. 1890. № 14. С. 417.
  9. Мозговой С. Взаимоотношения Армии и Церкви в Российской Федерации // URL: pipss. revues. org/ 390 (дата обращения 05.04.2016).
  10. Указ о предоставлении священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу // URL: президент.рф/документы/15960 (дата обращения 11.04.2016).
  11. Клин Б. Нужны ли сегодня священники при армии? // URL: odonvv.ru/forum/25-116-1 (дата обращения 26.02.2016).
  12. Лукичев Б. Патриарх Кирилл и военное духовенство // URL: http://radonezh.ru/analytics/patriarkh-kirill-i-voennoe-dukhovenstvo-154052.html (дата обращения 12.03.2016).

Источник: www.mepar.ru,
Фото: Илья Варламов

 


 

Пасха на фронте (из дневника полкового священника)
Автор: протоиерей Митрофан Сребрянский
К 12-ти часам ночи наша церковь и двор наполнились богомольцами всего отряда. Солдаты были все в полной боевой амуниции на всякий случай: война! Я облачился, раздал генералу, офицерам и многим солдатам свечи, в руки взял сделанный из доски трехсвещник, и наша сарай-церковка засветилась множеством огней.

 


 

Стало ли меньше православных в России?Стало ли меньше православных в России?
Автор: протоиерей Игорь Ковалев
Последние годы более активно происходит процесс самоопределения людей в вопросе веры. Что здесь имеется в виду: до недавнего времени многие люди относили себя к Православию только вследствие национальной традиции и того факта, что сами они были крещены; при этом они отнюдь не жили так, как учит Церковь, и ни в какой степени не стремились к общению с Богом. Теперь эти люди, основываясь на той информации, которую они почерпнули из СМИ и интернета, смогли определиться и решить, что они не являются членами Русской Православной Церкви, отнеся при этом себя к атеистам, агностикам и т.д. Отсюда следствие…

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Церковь и общество | Добавил: pravklin (21.07.2016) | Автор: Диакон Павел Трошин
Просмотров: 413
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск



Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика