Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Как относиться к чуду?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 06.03.2021, 16:36 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Как относиться к чуду?

Автор: Михаил Молотников

- Отец Александр: Тема о чудесах Божиих в жизни человека - одна из самых сложных, потому что она всегда связана с отношением человека к чуду. Это отношение исходит из общего мировоззрения человека, из его отношения к Богу. Закоренелые материалисты не признают ничего необъяснимого, не поддающегося исследованию. А таких явлений немало. Человек, серьезно, профессионально занимающийся точными науками, знает, что всегда в любом законе, определяющем физические, химические и иные явления, существуют исключения. Эти исключения могут возникать до бесконечности, можно даже вывести определенную закономерность их возникновения. К какому выводу может прийти человек, стоящий на строго материалистических позициях? Оставаясь на этих позициях, человек придет к выводу о принципиальной непознаваемости окружающего мира. Допустив же существование Надмирной Силы, то есть Бога, человек, столкнувшись с необъяснимым явлением, решит, что Бог играет его разумом, показывая, что невозможно загнать мир в прокрустово ложе науки. Оба вывода - хула на Творца, потому что Он создал человека по образу и подобию Своему, а значит, поделился с человеком и Своей творческой силой. Бог дал человеку разум именно для того, чтобы человек мог познать мир, его законы, его удивительную гармонию - и увидеть в этой гармонии и красоте отражение Самого Творца, познать Его благость.

Среди людей неверующих или слабоверных, то есть признающих, что "что-то там есть", даже среди людей, считающих себя христианами, православными, но не живущих жизнью Церкви, часто встречается прямо противоположное отношение к чудесным, необъяснимым событиям: они готовы принять любое чудо, всякое событие, причин которого они не видят (притом эти причины могут реально существовать), возводят в ранг чуда. В последнее время заметна тяга к чудесам и знамениям: у всех на памяти ажиотаж вокруг барабашек, НЛО, собеседников с "голосами из космоса" и т. д.

Как относиться к чуду? Беседа со священником Александром Союзовым

Такая позиция не менее, а может быть, даже более опасна, потому что такие люди становятся легкой добычей разного рода шарлатанов и бесовских сил и их адептов в реальном мире. Таких людей бесы всегда готовы прельщать эффектными "знамениями" и лжечудесами. В православной догматике это так и называется - прелесть. Состояние прелести очень опасно - оно может привести к полному разрушению психики и даже гибели человека.

Поэтому относиться к чуду нужно так, как учит Православная Церковь. Церковь признает чудо как проявление Благого Промысла Божия об отдельном человеке, семье, народе и даже целом мире. Но при этом Церковь учит трезвению. Что это такое? Это значит смиренно признавать себя грешником, недостойным милости Божией, и исследовать, от Бога ли это чудо или от врага рода человеческого.

- Михаил Молотников: Отец Александр, может быть, Вы укажете хотя бы самые общие признаки, по которым можно отличить чудо Божие от бесовского наваждения?

- О. А.: Самое главное сказал нам Господь наш Иисус Христос: по плодам их узнаете их. Отличительной чертой чудес Божиих является благой результат. Если человек после совершившегося с ним или рядом с ним чуда пришел к покаянию, если этот человек пришел к Богу, то это чудо подлинное, то есть Божие. Если же человек, соприкоснувшись с чудом, возгордился, если он начал превозноситься над другими людьми: "Я не такой, как все, я - избранный", - это явное прельщение; эта симптоматика характерна для целителей, экстрасенсов, которых сейчас стало видимо-невидимо.

Смело можно сказать, человек такой прельстился и впал в служение лукавому. В этом случае следует вспомнить Евангелие от Матфея (7, 20-22). Господь сказал: По плодам их узнаете их... Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли?". Но Господь говорит: И тогда объявлю Я им: "Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф. 7, 23), ибо не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). А воля Отца - это созидание и возрождение человека для Вечной жизни, а не взращивание эгоизма, превозношение над другими людьми. Ну и самый простой вопрос: получение выгоды с тех даров, которые человек приобрел каким-то образом, открыв - случайно или по сознательному произволению - дверь в другую реальность. История Православной Церкви знает имена многих святых подвижников, которые уже при жизни были чудотворцами, но никогда ни один из них не назначал цену за свою помощь. Больше того, те добровольные пожертвования, которые благодарный народ нес им, они отдавали в обители или раздавали нищим и убогим.

- М. М.: Наверное, к положительным плодам чуда можно отнести укрепление веры, радость, мир и покой на душе. А о прелести отцы Церкви утверждают, что она вызывает тревогу, беспокойство, неустойчивое состояние духа.

- О. А.: Безусловно. Что от лукавого, то всегда вызывает нездоровое волнение, потерю трезвения, нормальной оценки окружающей действительности. Человек как бы теряет контроль за своим состоянием. Почему мы об этом предупреждаем? Чтобы человек рассудительно, трезво подходил к тем или иным событиям, происходящим в его жизни. Утрата трезвения опасна. Человек, однажды прикоснувшись к прелести бесовской, чтобы вы ему ни говорили, будет только качать головой и поддакивать, а про себя думать: "Ну, ты мне говори что угодно, ты-то не видел, а я знаю. Личного опыта у тебя нет, поэтому я тебе не верю". Этот внутренний голосочек - от лукавого, он человека отделяет, отдаляет от других. Человек становится недосягаем и непроницаем, он себя щитом гордыни от всех отгораживает и не собирается никого слушать. Поэтому мы и говорим: если в вашей жизни произошло какое-то чудо, обязательно посоветуйтесь со священником, чтобы получить объективную оценку происшедшего. Ни в коем случае нельзя советоваться с какими-нибудь чародеями, ворожеями и колдунами, потому что это будет сразу же истолковано не в пользу вашего спасения, а в пользу вашего личного эгоизма, вашего личного превозношения.

Господь создал человека по образу Своему. Образ Божий должен чтиться в человеке, и перед другими людьми мы не должны ни превозноситься, ни унижаться. Мы должны высоко нести этот образ в своем сердце и уметь разглядеть его в других людях.

Следует особо поговорить о случаях исцеления. Физическое здоровье сейчас рассматривается как главная ценность. Однако следует помнить, что не всегда физическое здоровье возвращается человеку, так сказать, бесплатно. Особенно об этом следует помнить тем, кто обращается к знахарям, или экстрасенсам, как теперь говорят.

Если исцеление приходит не от Бога, человек теряет что-то духовное, а иногда он, получая исцеление одного какого-то органа, от одной какой-то болезни, приобретает другую, скрытую болезнь, более опасную, чем та, от которой он избавился. Следует всегда помнить слова Господа: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего... и тогда воздаст каждому по делам его (Мф. 16, 24-27).

- М. М.: Отец Александр, в истории Церкви известно много таких случаев, когда монахам и не только монахам, но и мирянам являлся свет или ангел, который говорил: "Я за твои добродетели приставлен к тебе, поклонись мне, и я больше никогда от тебя не отойду. Буду помогать тебе во всем". И вот человек, обманутый видением, поклонялся лжеангелу, а дальше - страшный хохот и отвратительные морды. И человек или с ума сходил, или погибал вовсе. Так что самое верное отношение - это не искать никаких знамений, не быть настроенным на их поиск.

- О. А.: Да, самая верная, трезвая позиция - это не искать чуда. Потому что стремление к чуду - это нездоровье души, неверие в Бога и Его добрую волю по отношению к нам. Дело в том, что настоящее Божие чудо происходит тогда, когда душа человека готова его принять, готова поверить в Бога, пойти за Ним. И тогда в помощь ей Господь посылает чудо - чудо избавления от опасности, помощи в трудной ситуации и даже исцеления.

Заканчивая наш диалог, следует напомнить нашим читателям слова Господа, обращенные к Апостолу Фоме: Блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Всегда следует сохранять смирение перед Господом, не требовать от Него во что бы то ни стало исполнения желания своего, но говорить: "Господи, если считаешь нужным, дай, если недостоин, то оставь меня в том состоянии, в котором я есть". Вот это, пожалуй, наиболее трезвая, твердая позиция верующего человека по отношению к чуду.

Фото: Татьяна Балашова

Чудеса и реальность
Сосуды


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (17.11.2009) | Автор: Михаил Молотников
Просмотров: 3321
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск






Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика