Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Как жить христианину?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 27.10.2021, 16:15 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

Как жить христианину?

Проповедь протоиерея Александра Союзова в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – время, когда в полном смысле начинается новый церковный год, хотя Церковное новолетие или начало индикта мы праздновали 14 сентября.

Повторяя эти слова – новолетие, начало индикта – мы часто не задумываемся об их изначальном смысле. Греческое и латинское слово "индикт" обозначает  – установление нового размера ежегодного налога для подданных Римской империи. Налог разными императорами устанавливался на разный срок: на пятнадцать или пять лет и пересматривался по истечении этого времени. Но зачем это слово нам, православным христианам, и почему оно вошло в церковный обиход? Какое отношение оно имеет к празднику Рождества Пресвятой Богородицы?

Если вы помните, начало церковного индикта разделяет два богородичных праздника – Успение и Рождество Пресвятой Богородицы, и это те два события, которые являют нам пример подлинно христианской жизни.

Некоторые считают, что Богородице посвящено не так много праздников: Рождество, Введение во храм,  Благовещение, Успение. Кто-то добавляет еще Сретение, но, несмотря на непосредственное участие Девы Марии, это все же праздник Господский. Всего четыре праздника, где на богослужении читается один и тот же отрывок из Евангелия от Луки, – мало?

Но если мы заглянем в календарь, то увидим, что каждую неделю есть праздники, посвященные Богородице – праздники чтимых икон Божией Матери. А чтимых икон Богородицы и не перечесть. Почему это так? Потому что Божия Матерь явила собой пример жизни христианской — жизни с Богом. 

Так как же жить христианину? Очень просто – как белой вороне. «Но ведь все вокруг – серые,  и вы, христиане, должны быть серыми». А мы, к сожалению, и сами выделяться не хотим: с одной стороны, желаем оставаться христианами, но с другой – не привлекать  к себе внимания ни на работе, ни дома... Те же новости, те же сплетни, то же осуждение, и никакого стремления к вечной жизни.

Вчера перечитывал слова Григория Богослова, святого IV века, родители которого, а также брат и сестра, причислены к лику святых. Время было непростое, и вот цитата: "Залепи свои уши воском, чтобы туда не проникала нечистота", – та самая нечистота, которой мы с вами позволяем себя вымарывать, делать нас теми самыми серыми воронами. 

Кто мешает нам быть похожими на Божью Матерь? Только мы сами со своими эмоциями. Страх, гнев, тревога, обида, тоска и отчаяние, которые показывают одно: отсутствие веры, отсутствие упования на Бога! Представьте, что хотя бы на один час вы заткнули уши, закрыли повязкой глаза, заклеили пластырем рот и остались наедине с собой. Сколько времени из этих шестидесяти минут вы пробудете с Богом? В лучшем случае, пять-семь. А всё остальное время будете "путешествовать", осуждать, "перемывать кости", обижаться, тревожиться и тосковать, но не радоваться тому, что у вас есть целый час для общения с Богом! 

Это то, что отличает нас и наших современников от родителей Девы Марии, которые жили с Богом, несмотря на укоры окружающих. Ведь не родить наследника для человека традиционной иудейской культуры означало быть в немилости у Бога. У нас сейчас иначе: до определенного возраста многие радуются своей необременённости детьми. Но когда проходит время, часто понимают, что уже поздно. Раньше это было страшным проклятием: у отца Божией Матери священник не принял жертву, фактически, прогнал от алтаря со словами, что у него есть какой-то страшный нераскаянный грех, раз жена родить не может.

Иоаким и Анна знали, что нет на них такого греха, жили они в послушании Богу и не роптали, жили свято. Не было у них  наших эмоций: страха, гнева, тревоги, обиды и тоски, лишь вера и упование на Бога!

Треть своих доходов они отдавали нищим, треть – храму, и только одну треть оставляли себе. Всё это мы прекрасно помним, но не знаем, как тяжело было им находиться в такой изоляции. Иоаким искренне принёс жертву Богу, а священник говорит ему: "Иди, ты – грешник. Твоя жертва Богу не нужна!".
Это тот самый пример жизни, который молитвами святых праведных Богоотец Иоакима и Анны был преподан Богородице, чтобы и Она прошла Свой нелегкий путь на земле в полном доверии Богу. 

Представим себе: в три годика ребёнка отдают в школу-интернат (при храме), где Дева Мария живёт и воспитывается (хотя некоторые современные родители, возможно, обрадовались бы такой возможности). А затем, когда другим девицам пора замуж, Она даёт обет безбрачия!

Есть такое хорошее русское слово – "юродство", когда благочестие скрывается от всех, а поведение нарушает все установленные обществом социально-бытовые нормы. Не положено было тогда девицам так поступать. Да и позднее в монастырских правилах было закреплено, что девицы могут посвятить себя служению Богу по окончании репродуктивного возраста. Это сейчас у нас поломался изначальный уклад: в монастыри принимают и молодых людей, и девушек, а раньше всё было четко.

Время раздумий между Успением и Рождеством Божьей Матери для нас заканчивается. Есть еще неделя до Крестовоздвижения, когда Христос и Святая Церковь буквально призывают каждого христианина взять свой крест и следовать за Господом: вступить в новый церковный год, чтобы совершить приношение – не кесарю, а Богу принести себя самого. 

Начало новолетия, Рождество Божьей Матери, Крестовоздвижение, а затем – Введение во храм Пресвятой Богородицы, это праздники которые настраивают нас на выполнение великого замысла  Божьего о человеке — его обОжения. На кого мы будем равняться на этом пути? Сможем ли заклеить уши и уста, чтобы нечистоты не вливались и не исходили из нас или будем такими же серенькими воронами, как все? Пресвятая Богородица, помоги и спаси нас!

 


Электронная версия газеты "Клин Православный" (26 сентября 2021)

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (01.10.2021)
Просмотров: 147
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика