Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

"Какая наибольшая заповедь в законе?"
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 08.12.2021, 12:28 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождественский пост
Рождественский пост
28 ноября - 6 января
Рождественский пост



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

"Какая наибольшая заповедь в законе?"

Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении. 

Дорогие братья и сестры, мы сегодня слышали ответ Христа на вопрос, который нас тоже волнует, и присоединяемся к вопрошающему, но с другим акцентом и иной мотивацией.

Иисус Христос ходит и проповедует Евангелие Царствия Божия. Люди воспринимают Его как Пророка, Который объясняет то, что открыто Богом человеку, и некий законник спрашивает Христа: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? (Мф. 22:36).

Славянский текст доносит до нас, что этот человек не просто вопрошал, а искушал Иисуса, это была проверка. Ведь, в отличие от простых рыбаков, законник знает Священное Писание вдоль и поперек.

Но в чём горечь этого вопроса? Не в том даже, что он провоцировал мудреца, Учителя, Равви, а в том, что в нём отражены искания человека древнего мира. Христос говорит о спасении людей: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18:27). И в этом суть, кричащая боль вопрошающего законника, выразившая стенание всех людей ветхозаветного времени: "Ну что мне сделать, чтобы избежать смерти, спастись?"

Спасать нужно того, кто реально погибает – не пластырь накладывать, а выполнять сложнейшую операцию над смертельно больным – тем, кто "увяз в болоте" и кого реально нужно оттуда вытягивать. 

Боль человека древнего мира и заключается в том, что нет способа спасения от смерти, она неминуемо приближается. А небольшой кучке еврейского народа открыто, что через связь с Богом и исполнение Его заповедей возможно это спасение – полноценная, бесконечная и счастливая жизнь. "Исполняй заповеди!" –  повторяет Сам Христос. Но возможно ли это? Способен ли человек исполнить их хотя бы наполовину? Нет, и законник прекрасно это понимает. Он пользуется детским приемом: есть общий перечень правил, но вдруг можно выделить одно, исполнив которое ты, сделаешься лучше. Однако и остальные правила никто не отменял.

На человеческом опыте было ясно, что все данные Богом заповеди человеку самому исполнить невозможно, и единственный способ достичь совершенства – обрести полную связь с Богом. Стремиться жить так, чтобы твоя воля сочеталась с Его Промыслом. 

Законник это прекрасно знает, но видя Мудреца, Который проповедует, исцеляет и воскрешает, хочет, как ребенок, получить ответ: а может, есть что-то самое главное, что позволит остальные заповеди как бы отодвинуть в сторону, но в то же время, получить желанный приз.

Иисус Христос отвечает ему очень серьезно: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37-39). Сердце – не просто мышца, которая перекачивает кровь. Это и разум, и наша способность мыслить и действовать. То есть возлюбить Бога и сердцем, и душой, и разумением – значит, воспринять Его всем своим существом. Все богатство своего внутреннего мира, принадлежащее нам и только нам, отдать Богу (к Которому по факту, мы обращаемся, когда есть желание и полчаса).

То есть человек во всем своем составе должен служить делу своего спасения, прислушиваясь к тому, чего хочет от нас Бог. И дело тут не в количестве заповедей: ты или строишь с Ним отношения и доверяешь Ему полностью, или твоя вера – это игра. 

Возлюби ближнего твоего, как самого себя. В славянском переводе используется слово не "ближнего", а "искреннего". Мы редко используем это драгоценное слово "искренность", потому что проще оказывается сказать "честность". Искренность подразумевает самую тесную связь с кем-либо – женой, другом, ребёнком, кем-то иным. Поэтому мы можем научиться подражать Богу, только тогда, когда пребываем в этой связи, когда мы учимся любить, ведь Имя Бога – Любовь.

А как мы научимся любить Бога, если не пытаемся учиться любить своих ближних? Поэтому доверительные отношения с Богом рождаются тогда, когда я пытаюсь не просто Ему доверять, а следовать Ему, расти в меру Его роста, а значит, учиться любить. 

Даже после этих ответов нам кажется, что заповедь о любви неисполнима. Но как в древнем мире, так и во время земной жизни Христа, и сейчас, заповедь о любви звучит одинаково, свежо и актуально. Хочешь обрести жизнь вечную – живи с Богом, доверяй Ему и строй вместе с Ним путь своего спасения! Аминь.

 


Электронная версия газеты "Клин Православный" (26 сентября 2021)

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (08.10.2021)
Просмотров: 196
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика