Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Хамство в церкви
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 17.10.2021, 16:00 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Хамство в церкви

Автор: Наталия Гусева

Как часто приходится слышать от людей, с которыми сталкивает жизнь: "Был (-а) я в вашей церкви. Там меня та-ак обхамил(-а) священник (служка, свечница, бабка-прихожанка)!.. Теперь я туда ни ногой!" Слышишь - и горько, и больно, но ответить ничего не можешь, ибо - правда.

Хамство в церкви

Да и сама я, не встреться мне на пути "благочестивая" радетельница о молитве, возможно, пришла бы в храм лет на пять раньше. Зашла я, помнится, как-то на Родительскую субботу записки подать, шла Литургия, запели (как я уже сейчас понимаю) Символ веры. Я стою, слушаю - душе так хорошо-хорошо! Вдруг меня дергают за плечо, разворачивая и подталкивая к выходу, и шипят в ухо: "Молитвы надо сперва выучить, а потом уж в храм Божий приходить!!!" И - лет на пять меня от храма отвернуло напрочь...

Что же это такое: хамство в Церкви? Как с ним бороться и надо ли? Как на него реагировать тем, кому хамят, и тем, кто стоит рядом и слышит это?

Прежде всего, надо бы нам помнить откуда слово-то это - хамство. Это ведь производное от имени Хама - сына Ноева! Поступок Хама, наверняка, помнят все, кто регулярно ходит в Церковь, читает Священное Писание. Помнят и понимают всю некрасивость, грубость, непочтительность и низость этого поступка: "Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих" (Быт.9, 20-25).

Вот Хаму-то и уподобляемся мы, если ведем себя по-хамски. Хамство неприятно и противно везде: и в магазине, и на приеме у чиновника, но оно преступно, когда появляется в Церкви. Почему? Потому что Церковь - это не наш дом. Это у себя дома ты можешь вести себя так, как хочешь. И люди, раз побывавшие у тебя в гостях, могут более не прийти к хаму-хозяину. А Церковь - это Дом Божий! И ты в нем всего лишь гость-прихожанин (гость дорогой, жданный и любимый, но равный всем прочим, приглашенным на пир) или слуга - служка, свечница... И не думаю, что Хозяин был бы рад, что его слуга шпыняет пришедших к Нему гостей. Это с одной стороны.

С другой стороны, надо всегда помнить, как ты сам пришел в храм. Наверняка, очень немногие из нас могут похвастаться "врожденной" воцерковленностью. Большинство же пришло в Церковь, будучи уже взрослыми, понабившими шишек, с израненной душой, полной боли и скорбей. И пришли сюда - к Богу - по наитию, а многие от безысходности, потому что - или в петлю, или сюда, в храм: а вдруг да поможет Бог, Которого и не знал никогда?! Понимаете, у человека срабатывает генетическая память, потому что в своей собственной жизни он о Церкви и о Боге практически ничего хорошего и не слышит. А вот живет же в душе память предков и подталкивает своего неразумного потомка пра-пра-прабабушкина молитва оттуда, из-за гроба: иди в Церковь, повернись к Богу, дурашка!

И человек приходит с тем самым грузом страстей, огромной неуверенностью и страхом. Он приходит в храм, будучи практически убежденным, что тут все - святые. И до мысли о том, что ты идешь к Богу, а не к людям, надо еще дорасти! Надо еще научиться разделять эти понятия: Господь и люди, которые в Его Доме служат. И научиться прощать их немощи, и научиться не принимать их за обиду... Все это впереди у пока еще захожанина. А вот чтобы ему сделаться прихожанином, надо нам - уже доросшим и наученным - проявлять такт, участие и огромнейшую доброжелательность.

Опять-таки из своего опыта. Когда я стала ходить в храм, я просто шугалась всех прихожан, замирая от страха сделать что-то не то и не так. И как же я благодарна до сих пор, что свечница Валентина Ивановна учила меня писать записочки, объясняла разницу в требах, подарила книжку "Всенощное бдение и Литургия", рассказывала, как правильно здороваться с батюшкой, знакомила с церковными праздниками...

Еще эпизод из жизни. Один человек стал искать Бога. Пошел к баптистам - его обняли, обласкали, почти, можно сказать, обцеловали, но… что-то не то там было для него. Пошел к католикам - тоже уютно, удобно сидеть, музыка приятная - но тоже что-то не то. Пошел к правосланым - обхамили, на ногу наступили… Но именно в Православной Церкви он и остался - душа почувствовала что-то родное, что-то самое главное, невзирая на все внешние шероховатости.

Надо, конечно, бороться с "церковными ведьмами", очень надо, но - не самостоятельно, не самочинно, а с помощью священника.

Это то, что я хотела бы сказать нашим "борцам за чистоту рядов". А теперь то, что я обычно говорю, когда сталкиваюсь с рассказами о хамстве в Церкви во время своего служения на отделениях больницы.

Давайте посмотрим на вопрос хамства в храме немного с другой стороны. Вы - те, кто впервые пришел в храм, - опять-таки в силу своих привычек зачастую приходите туда, как, например, в ателье, прачечную или обувной магазин. То есть с требованием "обслужить по высшему разряду, а иначе - подать сюда жалобную книгу!" А частенько и с таким настроем: "Вот она, Я пришла к Тебе, Господи! Скажи спасибо и давай начинай помогать мне во всем и всегда!" Приходите, когда жареный петух клюнет. И отношение к Богу этакое товарно-денежное: "Я Тебе свечку и молебен, а Ты мне - работу прибыльную". А когда беда проходит - поведение-то не меняется. То есть, как бы говорите Богу: "Помог - спасибо, теперь иди снова за дверь; понадобишься - позову". Бог для вас нечто сродни "неотложке". Опять же, так происходит потому, что вы по-другому не умеете. Но ведь все мы учимся, все ходим в школу. И странно требовать от преподавателя ВУЗа, чтобы он принял на третий курс первоклашку с соответствующим багажом знаний.

Задача преподавателя - вежливо объяснить малышу, что сначала надо закончить школу. Но и у малыша есть задача: не "гнуть пальцы", не жаловаться в Министерство образования, а поверить и пойти учиться в свой первый класс. И вот что я хочу сказать: со стороны прихожан должна быть вежливость (не холодная, а доброжелательная), радость о заблудшей овечке, решившей вернуться в стадо; а со стороны захожан должно присутствовать терпение и смирение: вдруг, я не все знаю?.. Тогда период превращения захожанина в прихожанина пройдет наименее болезненно.

И снова из своих впечатлений. Помню, когда начинала читать Евангелие, я была буквально шокирована одним отрывком: И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф 15, 23-28).

Давайте перенесем этот отрывок в современные условия. Ну, допустим, хананеянка - это ваша подруга, она пришла в Церковь и услышала... Сначала вообще ничего не услышала, а потом и того "круче" - ее с псами сравнили! Что бы сказало большинство из вас? Да те же самые слова, что говорите и сейчас: "Да в эту вашу церковь я больше - ни ногой!" А вдумаемся-ка: кто сказал эти слова несчастной страдающей матери? Сам Христос! Тот, Кто пришел пострадать за нас, взять на Себя груз людских грехов, Кто пришел не к праведникам, но к грешникам, Сам источник Божественной Любви! И вдруг такие слова... Но, опять-таки, посмотрите на поведение жены: она не "гнет пальцы", не плюет вслед, она готова принять все сказанное и даже больше, только бы получить помощь.

Почему? Может, потому, что в этот момент она поняла, выстроила в своей душе правильную иерархию ценностей, поняла: надо что-то менять, надо перестраивать свою душу, а иначе ничего не получится. И она согласна быть "псом", если ей "авансом" перепадут хоть крохи от трапезы Божественного учения. И в тот самый момент, когда она принимает в себя это, когда она ставит на первое место Бога, она становится Божьей! И исцелилась дочь ее в тот час, - заметьте, ни по приходу женщины домой, а в тот же час, как она исповедала себя недостойной и грешной! То есть помощь Божия разлита везде, и Господь готов нам ее дать сразу и всем, только загвоздка вся - в нашей неготовности ее принять.

Потому что принимать ее мы готовы как должное, а не как "аванс". Поэтому, дорогие мои прихожане: дарите любовь свою как отблеск Любви Господина жатвы всем, кто приходит в храм впервые. Даже если они не так одеты, не там стоят, не так крестятся. Улыбка, доброе слово, мягкий голос - все это не ваша воля, а ваша обязанность перед истинным Господином и Главой Церкви.

И поэтому, дорогие мои захожане, требовать, чтобы в церкви вас встретили живые святые - это все равно, что требовать, чтобы в больнице лежали сплошь здоровые люди. Разберитесь в себе, поймите, что вы хотите от Бога, с чем вы пришли. Ведь и верующие болеют, скорбят, теряют близких, деньги и работу - все как и вне стен храма. Тут все дело в том, что внутри, в душе. Поэтому если у вас болит душа - вы потерпите и немощных ворчащих старушек, и невнимательную свечницу. И вам обязательно станет легче. Не физически, так духовно. А это, поверьте, совсем немало.

Помоги нам, Господи, в этом!

Наталья Гусева,
старшая сестра православного сестричества
при Санкт-Петербургской 15-ой городской больнице

Фото: Евгений Цапенко

Перекрытые ручейки
О правильном отношении к смерти


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (23.03.2012) | Автор: Наталия Гусева
Просмотров: 4394
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика