Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Композитор А.А. Егоров: к 130-летию со дня рождения
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 21.10.2017, 18:58 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Литература, искусство

Композитор А.А. Егоров: к 130-летию со дня рождения

Автор: священник Анатолий Трушин

 

Александр Александрович Егоров родился 19 (30) апреля 1887 г. в Санкт-Петербурге. Выбор Капеллы в качестве образовательного учреждения для Егорова не был случайным: придворным певчим служил его отец, Александр Яковлевич. Поэтому знакомство с Капеллой, её артистами и концертами, как и с миром музыки вообще, началось для Александра Александровича с малых лет. Лет с 7 он уже участвовал как аккомпаниатор в домашних музыкальных вечерах, на которых собирались артисты и певцы Капеллы.

Обучаясь в регентский классах, изучал теоретические предметы под руководством Анатолия Константиновича Лядова, Николая Александровича Соколова. Получил педагогическую практику дирижирования хором и оркестром у Евстафия Степановича Азеева и Николая Семеновича Кленовского. Окончив обучение, в 1907 г. был приглашен в Капеллу в качестве преподавателя общего курса фортепиано, элементарной теории музыки, сольфеджио и хорового пения (1907–1914). В то же время он руководил хоровыми коллективами и преподавал музыкальную грамоту в городских школах Санкт-Петербурга. В это же время активно занимался просветительской работой. Читал лекции по музыкально-теоретическим предметам на курсах переподготовки для инструкторов рабочих клубов и на вечерних курсах педагогов хорового пения в школах. Вел группу партитурного чтения для руководителей хоров.

В 1912 г. Александр Александрович экстерном закончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу теории композиции у Анатолия Константиновича Лядова со званием свободного художника. Осенью этого же года, по рекомендации профессора М.Г. Климова, он был приглашён в консерваторию в качестве руководителя ученического хора. Александр Константинович Глазунов был наставником и присутствовал на первых занятиях Егорова с хором, внимательно следя за тем, как они ведутся. Вместе с ним на этих занятиях также присутствовал и Станислав Иванович Габель1, очень интересовавшийся хором. Позднее Егоров в своих воспоминаниях напишет: «Трудно передать то внутреннее волнение, которое я испытывал от присутствия выдающихся музыкантов: с одной стороны, они были для меня исключительными экзаменаторами, а с другой – я должен был показать свои хоровые знания и дирижёрские навыки, полученные мною ранее в Капелле…Всё же занятия с ученическим хором дали мне очень много в практическом отношении, так как я мог теоретические и практические знания проверить и осмыслить в серьёзной и очень интересной работе». С началом Первой мировой войны в 1914 г. занятия с ученическим хором были прекращены. В этом же году Егоров, вместе с семьей, переехал в Могилев, где вплоть до 1918 г. преподавал пение, музыкальную грамоту и сольфеджио в Могилёвской женской гимназии. Здесь же он в 1919 г. основал Гомельскую народную консерваторию имени Николая Андреевича Римского-Корсакова, где являлся преподавателем элементарной теории музыки, сольфеджио и гармонии. В 1920 г. Александр Александрович вернулся в Петроград. Его пригласили быть преподавателем музыкальной грамоты на Военно-музыкантских курсах, а затем – начальником (заведующим) учебной частью этих курсов (1920–1923). Руководил музыкальным кружком Военно-инженерной академии (1920–1924).

В 1934 г. педагогический факультет Ленинградской консерватории был преобразован в инструкторско-хоровой, и на должность ее руководителя был приглашен Александр Егоров. Вместе с консерваторией в 1941 г. был в эвакуации в Ташкенте, откуда вернулся в 1943 г. Во время эвакуации создал «Антологический сборник узбекской хоровой литературы» и написал статью «Хоровое пение в Узбекистане». С 1946 по 1950 гг. он был деканом дирижерского факультета. Здесь он большое внимание уделял подготовке молодых хоровых дирижеров, а также работе хорового класса. Утром 25 мая 1959 г. Александр Александрович Егоров скончался. Будучи талантливым педагогом, Александр Александрович, ставший одним из ведущих представителей хорового искусства в России, также написал и ряд фундаментальных теоретических работ2. Некоторые из них до сегодняшнего дня используются как учебные пособия.

Еще в молодые годы Егоров проявил себя как композитор, опирающийся на классическое наследие и в то же время способный развивать певческие традиции. Незаурядное дарование Александра Александровича было замечено современниками, которые отмечали солидные музыкальные достоинства его ранних сочинений, их мелодическое и гармоническое соответствие поэтическим текстам. Александр Александрович оставил много сочинений: более 100 хоровых и инструментальных, около 60 переложений для хора, более 40 романсов и мелодекламаций. В его обширном композиторском инструментальном наследии – произведения для симфонического оркестра («Баллада», «Драматическая увертюра», марш, трио, прелюдия), струнного оркестра (сюита, квартет), Скерцино для четырех фаготов, Тема с вариациями для трубы, пьесы для фортепиано, камерная вокальная музыка (в основном в рукописи). Он также принимал деятельное участие в редактировании и другого нотного материала3.

Основное направление его творчества принадлежит светским и духовным хоровым произведениям. Среди них – поэмы «Россия», «Спартак»; кантаты «Песня о России», «Памяти С.М. Кирова», «Слава тебе, богатырь на Неве» (к 250-летию Санкт-Петербурга), хоры а-capрella на стихи русских и советских поэтов и хоровые обработки народных русских, украинских, казахских, башкирских, чувашских, таджикских, узбекских, азербайджанских, татарских песен (всего 107 обработок народных песен). Также важное место принадлежит переложениям для хора a-capрella известных романсов и инструментальных произведений. Среди них «Венгерские танцы» Й. Брамса, сюита «Пер Гюнт» Э. Грига, «Концертный вальс» А.К. Глазунова, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Элегия» Ж. Массне, «Ночной смотр» М.И. Глинки, «Итальянская полька» С.В. Рахманинова и многие другие.

Личная дружба4 Егорова с Альбертом Ивановичем Кеше5 содействовала активному участию в работе музыкальной комиссии по изданию «Духовных песен с нотами». В нотные сборники, опубликованные в 1927 г., включены сочинения для хора, сольного и церковного пения. Они были опубликованы под псевдонимами Е. Горин и С.А.

Словами Александра Емельяновича Никлусова, ученика, а впоследствии – профессора кафедры хорового дирижирования Санкт-Петербургской консерватории, можно охарактеризовать всю жизнь и деятельность Александра Егорова: «…Основным делом своей жизни Александр Александрович считал педагогическую работу в консерватории. Являясь руководителем хорового класса, он очень любил эти занятия. И очень огорчался, если по какой-то случайности, непредвиденности они не состоялись. На занятия хорового класса Егоров приходил задолго до начала, следил за подготовкой зала, проверял хоровые партии, строй фортепиано и т. п. Эмоциональность, одухотворенность профессора увлекала студентов. Великолепное владение фортепиано, отличная память, блестящая эрудиция Егорова удивляла многих.

<…> Хор Александра Александровича являлся основой творческой деятельности. В композиторском творчестве все значительное было написано для хора. В педагогической же деятельности все было направлено на воспитание специалистов хора. За большие заслуги в развитии музыкального искусства Егоров был награжден медалями и Почетными грамотами; ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР»...

__________

1 Станислав Иванович Габель (1849–1924) – оперный певец (бас-кантанте), вокальный педагог, композитор, режиссёр.

2 Среди ценных методических трудов Егорова – «Основы хорового письма» (первое исследование данной темы на русском языке, изданное в 1939 г.), «Теория и практика работы с хором» (1951 г.), «Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин» (1958 г.). В рукописи остались «Этюды для курса техники дирижирования» (1947 г.). Он также перевел с французского языка учебник Александра Жак Альбера Лавиньяка «Теоретический и практический курс музыкального диктанта» (издано в 1936 г.).

3 Например, в период 1936–1938 гг. Егоров восстановил утраченный фрагмент партитуры кантаты «К радости» Петра Ильича Чайковского по сохранившимся в библиотеке голосам, которая при жизни автора не издавалась и, кроме выпускного экзамена, не исполнялась. В 1890 г. Чайковский писал Юргенсону в ответ на предложение об издании этого произведения: «Рукопись кантаты в консерватории в Петербурге. Печатать ее я не желаю, ибо это юношеское произведение без будущности». Любопытно, что в 1936 г. в газете «Известия» появилось следующее сообщение: «Ода «К радости», неизвестная кантата Чайковского, написанная для оркестра, хора и солистов, найдена в Ленинградской консерватории при разборе нотных архивов». Рукописные голоса кантаты, с печатью РМО, хранятся в настоящее время в фонде оркестровых голосов нотного отдела библиотеки Санкт-Петербургской консерватории.

4 Альберт Кеше высоко ценил профессиональные советы Александра Александровича не только в редактировании духовных музыкальных сочинений, но также и в вопросах хорового искусства.

5 Альберт Иванович Кеше (15 (27) марта 1889 – 25 ноября 1961) – композитор, регент.

 

 

Источник: www.mepar.ru


Композитор А. В. Никольский. Часть 1
Автор: Диакон Анатолий Трушин
Он действовал целенаправленно, заранее составлял темы и планы песнопений, которые надо было впоследствии изучать. Так же он подробно расписал весь репертуар к каждой службе, чтобы каждое песнопение подходило друг к другу характером.

 


 

О композиторе А.В. Александрове
Автор: диакон Анатолий Трушин
Александр Васильевич Александров вошел в историю церковного и советского музыкального искусства главным образом как автор неоспоримо прекрасных, неповторимо оригинальных песен, а также как создатель единственного в своем роде Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской армии. Александр Васильевич - автор гимна СССР, а теперь его музыка является и гимном Российской Федерации.

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: jula (29.05.2017)
Просмотров: 321
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск



Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика