Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Композитор А.Д. Кастальский: к 160-летию со дня рождения
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 17.08.2017, 12:34 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Литература, искусство

Композитор А.Д. Кастальский: к 160-летию со дня рождения

Автор: священник Анатолий Трушин

«Пока жив Александр Дмитриевич, жива русская музыка:
он владеет русским голосоведением
и доведет свое уменье до высшего мастерства».

Из воспоминаний Н.А. Римского-Корсакова

 

 

Александр Дмитриевич Кастальский родился 16 (28) ноября 1856 г. в семье московского священника и магистра богословия Димитрия Ивановича Кастальского1. В семье Кастальских было девять детей, пятеро из которых были мальчиками. Но никто из сыновей священника Димитрия так и не пошел по стопам своего отца: четверо пошли по технической линии, а Александр решил посвятить себя музыке и поступил в Московскую консерваторию.

 

 

Из воспоминаний самого Александра Кастальского мы знаем, что особой тяги к знаниям, да и к самой музыке у него в детстве не было: «отец, не замечая за мной особого влечения к музыке, поместил меня во Вторую московскую гимназию, где я учился с грехом пополам. Но моя мать, бойко игравшая на фортепиано, а в юности певшая и регентовавшая в институтском церковном хоре, вероятно, заметила во мне некоторое музыкальное дарование, так как пробовала учить меня на фортепиано и заставляла петь варламовские и гурилевские романсы и песни. Один из моих многочисленных дядей, большой любитель народных песен, просвещал и меня по этой части. Если прибавить посещение церковных служб с певчими (помню начало одного пасхального концерта, где басы начинали: «Днесь усяка плоть веселится...») да колокольный звон, – то этим, кажется, и исчерпывались мои музыкальные впечатления и художественное образование в период 8–18-ти лет. Помню, я что-то пилил на двухрублевой скрипке, дудел в какие-то дудки; любил играть на гребенке, натягивая на нее бумажку (под руководством вышеупомянутого дяди), а также неизменно таперствовал по слуху на семейных вечеринках. Пробовал и сочинять (что - хорошо не помню), причем необходимые теоретические сведения почерпал из какого-то старинного отцовского энциклопедического словаря. Но эти занятия были так, между прочим: я увлекался химией, чтением сельскохозяйственных книг и, по окончании гимназии, собирался поступить в Петровскую сельскохозяйственную академию.

Поворот на музыкальную дорогу произошел совершенно неожиданно: одному из консерваторских преподавателей, П.Т. Коневу, случилось как-то в гостях услыхать мою импровизацию на фортепиано (1874 г.). Он стал склонять меня к поступлению в консерваторию, часто зазывал к себе, играл мне Бетховена, Шопена, Шумана, заставлял меня прелюдировать за фортепиано и... я поверил в свои музыкальные способности2».

В период с 1876 по 1881 гг. Кастальский учился в Московской консерватории3. Теорию музыки он проходил под руководством П.И. Чайковского, Н.А. Губерта и С.И. Танеева. Но, несмотря на консерваторские уроки, Александр Дмитриевич по большей части занимался самообразованием. Из его автобиографии мы знаем о том, что и музыка была ему не особо в радость: «Не скажу, чтобы я чересчур увлекся музыкой, поступив в Московскую консерваторию (1875 г.). Мои дарования никем, кроме Конева, особенно замечены не были, да и сам я проходил курс не борзо, одолевая науку не без труда; не прочь был при случае и увильнуть от уроков (ходить в консерваторию приходилось пешком и далеко, иногда по два раза в день). Фортепианными упражнениями надоедал домашним. Помню, одно лето перенесли мою рояль в садовую беседку; погода стояла жаркая, и я упражнялся, наливая себе за ворот воды для прохлады.

Мое музыкальное развитие заключалось, главным образом, в слушании симфонических концертов и репетиций к ним; помогал в оркестре, играя в группе ударных. Зарабатываемые уроками небольшие деньжонки я нередко тратил на покупку партитур исполняемых сочинений. Изучал «Руслана», симфонии Бородина, оркестровое «Садко» Римского-Корсакова, сборники песен Балакирева, Мельгунова. Думаю, что этим путем развил себя больше, чем консерваторскими задачами. К классикам особого тяготения не имел.

П.Г. Чесноков, А.Д. Кастальский, Н.М. Данилин
в группе второго выпуска хорового подотдела. Май 1926 г.

Припоминаю в этом же периоде хорошее исполнение хором Сахарова Литургии Чайковского, которая, при моем тогдашнем тяготении к бородинско-мусоргско-корсаковско- балакиревскому направлению, не произвела на меня особого впечатления. Вообще, в церковной музыке был полным профаном, хотя и чувствовал эффекты хоровой звучности.

Несколько позднее я имел счастливый случай познакомиться с образцовым ведением хорового дела, посещая репетиции хора Большого театра под управлением У.О. Авранека. И здесь, на спевках духовных концертов, впервые познакомился с Турчаниновым, Есауловым, Львовым, концертами Бортнянского и прочим».

В 1883 г., вернувшись с военной службы из 3-й батареи 1-й гренадерской артиллерийской бригады имени Его Высочества Карла Прусского в Кремле, будущий композитор решил начать трудовую карьеру на ниве народного образования и отправился служить учителем в провинциальный город Козлов. Там он занимался музыкально-просветительской деятельностью, преподавал в железнодорожном Техническом училище, организовал хор и оркестр из рабочих и служащих. Тогда же создал свои первые сочинения (дуэты для виолончели с духовыми инструментами, наброски оперы «Мцыри», впоследствии уничтоженные, и др.). В 1884 г. Александр вернулся в родную Москву и некоторое время занимался музыкой с рабочими Прохоровской Трехгорной мануфактуры – одного из самых крупных в те годы в России предприятий по производству тканей. В то же время он давал уроки музыки в московских городских школах, делал различные аранжировки и руководил несколькими любительскими хорами.

С 1887 г. Александр Дмитриевич был приглашён4 в Московское Синодальное училище церковного пения в качестве преподавателя фортепиано5. С 1891 г. Кастальский – исполняющий обязанности помощника регента Синодального хора. В 1897 г. он становится помощником регента, с 1901 г. – исполняющим обязанности регента, а с 1903 г. – вторым регентом. Всё это время, до октября 1907 г., главным регентом и руководителем Синодального хора был Василий Сергеевич Орлов6. Кастальский же был руководителем хора с октября 1907 г. по февраль 1910 г., когда его на этой должности сменил Николай Данилин. С этого же года Кастальский становится директором Московского Синодального училища.

Александр Дмитриевич попал в Синодальное училище и Синодальный хор накануне их реформирования, целью которого было создание церковно-музыкального центра, призванного заниматься восстановлением и изданием древних церковных роспевов, обработкой их в духе русской церковной традиции и образцовым исполнением этих обработок. В стенах Синодального училища церковного пения Кастальский и сложился как родоначальник нового направления в русской духовной музыке, основанного на развитии древних обиходных роспевов и традиций народного пения. Но до того, как он смог сказать новое слово в деле обработок и гармонизаций древних церковных песнопений и роспевов, им уже были предприняты первые такие попытки. Однако эти пробы были найдены неудовлетворительными, так как в этот период7 главенствовало мнение С.И. Танеева, что церковные мелодии надо не гармонизовать, а контрапунктировать по образцу западных мастеров XV-XVI вв. Кастальский подобной техники не имел, хотя и пробовал иногда применять разные контрапунктические методы к православным песнопениям. Позже найденный подход Кастальского к обработке древних церковных роспевов стал для большинства музыкантов бесспорен. Его сочинения вдохновили многих композиторов на творческие поиски. В их числе был и Сергей Васильевич Рахманинов.

Известно, что пути этих композиторов часто пересекались: оба были москвичами, оба – выпускниками Московской консерватории, оба испытали сильное влияние С.В. Смоленского8. Известно и то, что Рахманинов на рубеже веков был свидетелем триумфа духовной музыки Кастальского. В 1903 г., накануне первого авторского концерта старшего коллеги, Рахманинов получил от него ноты кондака «Со святыми упокой» и икоса «Сам Един» с надписью: «Глубокоуважаемому Сергею Васильевичу Рахманинову от А. Кастальского в знак напоминания ему о том, что есть на белом свете область, где терпеливо, но настойчиво ждут вдохновений Рахманинова». Такое вдохновение пришло к Рахманинову через семь лет, когда летом 1910 г. он принялся за сочинение Литургии, обратившись за советами к Кастальскому. Прозвучавшая впервые 25 ноября 1910 г. в исполнении Синодального хора Литургия принесла Рахманинову заслуженную славу.

Неоднократно посещавший Москву церковный композитор протоиерей Михаил Лисицын писал: «Что такое Синодальный хор? Мне кажется, он прямое музыкальное воплощение Москвы и московского Успенского собора. Что он вырос из пения «попов» Успенского собора и представляет его культурное продолжение – это может видеть всякий. Зайдите в Успенский собор к службе в будний день, и вы будете перенесены в XVII век. Вы услышите унисонное пение, украшенное подголосками и случайно, как искры, брошенными аккордами. Поют одни священники, все басы. Пение схоже со старообрядческим (там тоже XVII век), но есть и разница: нет той гнусавости, более чистое произношение. Но все же XVII век. Манера пения Синодального хора имеет корень тут. Творчество его корифея А.Д. Кастальского развилось из этого зерна. <.. .> Манера гармонизации у г. Кастальского подголосочная, безалаберность, по местам московская, как в живописной орнаментике Василия Блаженного. Точно снопы искр мечутся у него иногда звуки безалаберно, во все стороны, но в этом есть своя красота, свое единство».

Необычайно деятельный и умный, Кастальский сумел привести Синодальное училище церковного пения в цветущее состояние. Синодальное училище представлялось ему «единственной и совершенно оригинальной народно-художественной музыкальной академией церковного и вообще хорового пения». В 1910–1913 гг. Синодальный хор покорил Европу своим мастерством и красотой русского церковного пения. Итальянские газеты называли его концерты «праздником искусства».

Как теоретик музыки, Кастальский специализировался в гармонии русской народной песни, особенно пристально – в последний, советский период своей жизни. Учёный настаивал на том, что звуковысотная система русской народной музыки самостоятельна, то есть независима от «школьно-композиторской практики» (по-видимому, следует понимать – независима от западноевропейской, классико-романтической практики композиции), что она «покоится на других, своих основаниях и в устройстве звукорядов и ладов, и распределении каденций, и ритмической свободы, и её богатства, и расположении голосов, и гармонических созвучий, и манеры их соединения». При том, что Кастальский категорически отвергал самую идею западного влияния на русский музыкальный фольклор, он тем не менее анализировал тот же самый фольклор с применением категорий и терминов западноевропейской тональной гармонии, находя в русской народной песне «мажор с повышенной IV ступенью» (вместо лидийского), «минор с низкой II ступенью» (вместо фригийского) и т. п. Своё представление о «народной» музыкальной системе Кастальский стремился внедрить в преподавание, в виде особого курса «русской гармонии на народно-национальной основе».

После революции Кастальский, пытаясь спасти училище, идет к Луначарскому9 и даже находит у него понимание. Но его ставят перед выбором: либо полный развал училища (что произошло с Синодальным хором), либо перевод его в ведение Наркомпроса и, соответственно, реформирование. В 1918 г. училище было преобразовано в Народную хоровую академию. Но церковной музыке Кастальский всё равно не изменил. В одной из своих статей 1918 г. он писал: «Помимо широкого изучения народной песни и музыки, тесно связанных с обиходными напевами, церковный художник должен быть хорошо осведомлен в русском народном искусстве вообще, чувствовать связь между различными его отраслями, угадывать цельность всего храмового искусства; должен знать подробности и архитектурного национального стиля (церковного в частности) с его символикой, разбираться в школах и эпохах русской иконописи, ее идеях и воплощениях, отличать свое от наносного извне и во фресках, и орнаменте, и одеяниях, и утвари. Впитать в себя образцы словесного народного творчества, знать народный быт, обряды и прочее, словом, проникнуться идеями народности в широком объеме. В своей специальной области, помимо знания напевов, порядка церковных служб, устава, ритуала, поэтического содержания богослужебных текстов, ему придется разбираться в вопросах церковно-художественных, различать церковно-музыкальные настроения, знать или, вернее, чувствовать, что соответствует храмовому искусству и что не подходит, словом, усвоить церковный стиль. Думается, что такой специальной подготовкой можно воспитать русских художников для нашей церковно-музыкальной нивы. Общеконсерваторское образование при этом не только не будет помехой, но, напротив, поможет им ярче оттенить музыкально-национальные особенности церковного стиля и вообще русского народного склада».

Пять лет спустя академию соединили с консерваторией, и жильцы Синодального дома стали ее преподавателями. Между тем, несмотря на всеобщее уважение людей, Александра Дмитриевича тоже начали притеснять

и его «уплотнили» (в его квартиру въехали инженер и литератор, ее приходил смотреть рабочий, отец пятерых детей). Кастальский и его семья голодали, выручала лишь помощь Рахманинова из-за рубежа10. Благодаря этому «долларовому баловству», как говорил сам Кастальский, на столе иногда появлялся сыр и другие, ставшие деликатесными, продукты.

17 декабря 1926 г. Александр Дмитриевич Кастальский умер. До самой своей смерти Кастальский, прозванный в творческой среде «красным профессором», писал заказанные ему церковные песнопения. Под подушкой Кастальского было найдено последнее его сочинение, которое он писал уже будучи на смертном одре – «Во Царствии Твоем».

Вспоминая последние дни и отпевание великого композитора, музыковед Е.Н. Лебедева писала, что при одной из встреч Кастальский «сказал Данилину, но так, чтобы кроме него никто этого не мог слышать: «Ты меня отпой». Тут же были и Наталья Лаврентьевна, и сын А.Д., но этого не слыхали. Данилин совершил положительно подвиг, исполняя волю покойного. Он первый пропел панихиду у гроба А.Д., позвал духовенство, пел заупокойные сочинения Кастальского, провел все отпевание. И когда после отпевания понесли гроб к консерватории и затем к бывшему Синодальному училищу, квартире А.Д., то старые «синодалы» мощными голосами пели по улице «Святый Боже», пели почти до кладбища с перерывами, и при опускании гроба в могилу раздавалась далеко «Вечная память». Словом, ученики сплотились у свежей могилы дорогого учителя на Новодевичьем кладбище и дали друг другу слово продолжать его дело, сплотиться и организовать музей его имени в его комнате».

Старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, кандидат искусствоведения Светлана Георгиевна Зверева следующими словами характеризует жизнь и творчество Александра Дмитриевича Кастальского: «Действительно, творчество

Кастальского не оставляет равнодушными тех, кто открыт к русскому музыкальному наследию и к русскому мелосу, поскольку Кастальский и роспев, Кастальский и русская музыкальная интонация – это синонимы.

Диапазон задач, которые ставил перед собой Александр Дмитриевич, очень широк. В его наследии есть сочинения, предназначенные для парадных и рядовых богослужений, для профессиональных и любительских хоров, для смешанных и однородных составов, для концерта и храма. Однако в духовно-музыкальном наследии Кастальского нет «общих» или слабых мест. Даже самые скромные задачи композитор выполнял безукоризненно и с великолепным чувством стиля».

Точное число работ Александра Дмитриевича Кастальского не установлено. В начале XX в. было опубликовано и перечислено в каталоге П.И. Юргенсона 73 духовных хора. В начале XXI в. исследователи располагают сведениями уже об около 150 духовно-музыкальных сочинениях и переложениях Кастальского.

***

Вниманию читателя мы предлагаем сочинение Александра Дмитриевича Кастальского «Милосердия двери». Мы же в свою очередь сделали переложение этого сочинения для мужского хора.

Это песнопение является не только обработкой нескольких знаменных попевок, соединенных им в одно целое, но и одним из первых его удачных сочинений на церковно- музыкальном поприще, которое вошло в репертуар многих церковных хоров. И именно это сочинение по выбору Степана Смоленского, который в 1901 г. был назначен на пост управляющего Придворной певческой капеллой в Петербурге, «прозвучало перед святым праведным Иоанном Кронштадтским. Он пришел в величайшее умиление и горячо молился, слушая «Милосердия двери» Кастальского11».

 

 

 

 

Источник: www.mepar.ru

Композитор А.Д. Кастальский: к 160-летию со дня рождения (Часть 2)


 

1 Получив степень магистра богословия за работу «О домашнем употреблении Библии у славян», Дмитрий Иванович в 1848 г. был принят на службу в Московскую духовную семинарию, где преподавал патрологию, логику, психологию, латинский и немецкий языки. В декабре 1851 г. митрополит Московский Филарет рукоположил его в священный сан и назначил священником Николаевской церкви при Московской духовной семинарии. С 1853 г. отец Димитрий служил в разных московских храмах и был верным помощником и сподвижником святителя Филарета. После его смерти отец Димитрий основал епархиальное женское Филаретовское училище. Открытие его состоялось в 1875 г. Известный московский священник, проповедник и духовный писатель, отец Димитрий окончил свои дни 26 ноября 1891 г., будучи настоятелем Казанского собора на Красной площади.

2 Александр Дмитриевич Кастальский. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке.

3 Завершил курс консерватории Кастальский уже много лет спустя экстерном - в 1893 г. в композиторском классе С.И.Танеева, сдав экзамен на звание свободного художника.

4 Александр Кастальский поступил в преподаватели Синодального училища по рекомендации своего консерваторского профессора Петра Ильича Чайковского. Несмотря на признание Кастальского, что он отнюдь не относился к самым прилежным ученикам Чайковского и «не прочь был при случае увильнуть от уроков», Петр Ильич безошибочно определил его дарование как талант духовного композитора.

5 В последующие годы Кастальский вел также сольфеджио, контрапункт свободного стиля, музыкальные формы, народную музыку, обычное пение, методику церковного пения, уставное пение.

6 Василий Сергеевич умер 10 ноября (23 ноября) 1907 г.

7 До 1890-х гг.

8 Собственно говоря, Степан Васильевич Смоленский и являлся той путеводной звездой, которой и начал руководствоваться, после своих неудачных попыток обработок роспевов и песнопений, Александр Кастальский. Результаты деятельности Смоленского в Москве превзошли все ожидания. В созданной им атмосфере громадного пиетета перед церковно-певческим наследием родилось композиторское направление, деятелями которого стали многие преподаватели и ученики Синодального училища.

9 Анатолий Васильевич Луначарский (11 [23] ноября 1875 - 26 декабря 1933) - российский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.

10 Именно к С.В.Рахманинову обратился А.Д.Кастальский с просьбой найти ему место, чтобы уехать из России. В 1924 г. появилось предложение о работе преподавателем музыки в Антиох-колледже в штате Охайо, но Кастальский, к тому времени уже тяжело больной, не смог его принять.

11 С.Г.Зверева. Александр Дмитриевич Кастальский: судьба церковного композитора на переломе эпох.

Список использованной литературы

  1. Асафьев Б.В. А.Д.Кастальский: Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1910.
  2. Асафьев Б.В. [подписано B'А.Кастальский. Духовно-музыкальные сочинения: Нотография. М., 1916.
  3. Беляев В.М. Основы народного многоголосия. М., 1948.
  4. Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Выпуск 1. М.: «Советский композитор», 1974.
  5. Зверева С.Г. Александр Кастальский: Идеи. Творчество. Судьба. М.: Вузовская книга, 1999.
  6. Зверева С.Г. А.Д.Кастальский // История русской музыки: в 10-ти томах. Том 10А. М.: Музыка, 1997.
  7. Зверева С.Г. Александр Кастальский. Статьи, материалы, воспоминания, переписка. М.: 2006.
  8. Зверева С.Г. Александр Дмитриевич Кастальский: судьба церковного композитора на переломе эпох. Электронный ресурс.
  9. Кастальский А.Д. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке. // Музыкальный современник, М., 1915, №2.
  10. Кастальский Александр Дмитриевич. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.
  11. Компанейский Н.И. А.Д.Кастальский. По поводу 4-го выпуска его духовно-музыкальных сочинений. // Русская музыкальная газета, М., 1902, №13-14.
  12. Липаев И. О концерте Синодального хора. // Русская музыкальная газета, М., 1898, №4.
  13. Особенности народно-русской музыкальной системы. М. - СПб., 1923.
  14. Финдейзен Н.Ф. Синодальное училище церковного пения в Москве. // «Русская музыкальная газета», М., 1898, №4.

 


 

Памяти Н.М. Данилина (21 ноября 1878 г. – 6 февраля 1945 г.)
Автор: Священник Анатолий Трушин
Николай Михайлович Данилин прославился, прежде всего, как выдающийся церковный регент и хоровой дирижер. Многим современникам Данилина не была известна его композиторская деятельность. Более того — большинство даже не подозревало, что Николай Михайлович еще и церковную музыку писал. Все песнопения были им написаны примерно в период с 1910 по 1920 гг.

 


 

Композитор А. В. Никольский. Часть 1
Автор: Диакон Анатолий Трушин
Он действовал целенаправленно, заранее составлял темы и планы песнопений, которые надо было впоследствии изучать. Так же он подробно расписал весь репертуар к каждой службе, чтобы каждое песнопение подходило друг к другу характером.

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: pravklin (26.01.2017) | Автор: священник Анатолий Трушин
Просмотров: 514
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск


Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика