Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Композитор Л.Д. Малашкин: к 175-летию со дня рождения
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 23.11.2017, 23:38 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Литература, искусство

Композитор Л.Д. Малашкин: к 175-летию со дня рождения

Автор: священник Анатолий Трушин

 

«О, если б мог выразить в звуке всю силу страданий моих,
в душе твоей стихли бы муки, и ропот сомнений затих...»
Г.А. Лишин

 


Л.Д. Малашкин

Леонид Дмитриевич Малашкин родился в родовом имении своих родителей Дмитрия Даниловича и Пелагеи Гавриловны Малашкиных, которое находилось в селе Казарь Рязанской губернии. Рано обнаружив музыкальные способности маленьких братьев Леонида и Николая, родители начали обучать их игре на фортепиано под руководством домашнего учителя. Очень скоро стало ясно, что этих уроков недостаточно для стремительно развивающегося таланта сыновей, и, после окончания курса в местной гимназии, отправили их в Московское коммерческое училище. Обучаясь здесь, Леонид продолжил заниматься музыкой у Юлии Петровны Бушера, в то время как брат Николай увлекся точными науками. Вскоре учителем будущего композитора стал известный тогда русский пианист и педагог Александр Иванович Дюбюк1, у которого учился выдающийся музыкант Милий Балакирев.

Любовь к музыке была столь сильна, что заставила Леонида бросить свое обучение в училище. Родители же в свою очередь отозвали его обратно в Рязанскую губернию и отправили в поместье заниматься сельским хозяйством, но и помещик из Леонида Дмитриевича не получился. Брат Николай позже вспоминал: «Дедушка думал было пристроить его к хозяйству полевому летом и посылал первое время в поле, но Леонид Дмитриевич собирал вокруг мужиков и баб, заставляя их петь песни, и записывал напевы, а работа стояла на точке замерзания». В конце концов, отец, видя любовь своего сына к музыке, отпустил его в Москву, где тот поступил на юридический факультет Московского университета, одновременно зарабатывая уроками игры на фортепиано. Но не прельстили юношу и лекции юридического факультета – лишь два года он ходил на них вольнослушателем.

Завершить свое музыкальное образование Малашкин решил за границей, в Германии, куда отправился в 1864 г. Перед отъездом он женился на вдове Анне Павловне Карташёвой, урожденной Сырейщиковой, в браке с которой родились шестеро детей.

В Берлине Леонид Дмитриевич учился у основателя Берлинской консерватории Юлиуса Штерна2, композитора Фридриха Киля3, осваивал дирижирование у знаменитого тогда капельмейстера Карла Готфрида Вильгельма Тауберта4, изучал теорию и композицию. К тому же он быстро овладел игрой на фисгармонии, которая одна могла заменить целый оркестр. Он прекрасно играл на органе, его даже считали органистом. Причиной удивительной игры на органе называли то обстоятельство, что «он учился в Берлине у Карла Хаупта, учителя великого Мендельсона, Хаупт у Фишера, Фишер же слышал самого Баха». Рецензент «Московского листка» в 1902 г. писал: «На этом инструменте (тут имеется в виду фисгармонь. – Авт.) Леонид Дмитриевич играл до того задушевно и поразительно, что многие не могли удержаться от слез, слушая его».

В Берлине началась и его творческая деятельность, было создано много музыкальных произведений. Очень скоро Берлинский академический оркестр в одном из крупнейших концертных залов исполнил его симфонию «Жизнь художника». Германские критики высоко оценили сочинения композитора, часто исполнявшиеся в Берлине, и предсказывали ему блестящее будущее. Окрыленный первыми успехами, Малашкин вернулся в Россию в 1870 г. и направился в Петербург.

В те годы законодателем «музыкальной моды» и распорядителем концертной жизни обеих российских столиц был Николай Григорьевич Рубинштейн, основатель и директор Московской консерватории. Вот как об их знакомстве в 1902 г., уже после смерти Малашкина, писала газета «Московский листок»: «Когда Леонид Дмитриевич по приезде в Россию приехал к Рубинштейну и передал ему свою симфонию и попросил исполнить ее на одном из симфонических вечеров, Николай Григорьевич, неприятно пораженный, что начинающий композитор заговорил с ним, как равный с равным, постарался дать ему это заметить и, небрежно перелистывая симфонию, стал делать замечания. Молодой и самолюбивый композитор, не привыкший за границей к такому отношению, вспыхнул и, взяв из рук его свою рукопись, сказал, что он к нему приехал не как к музыканту, но как к директору, чтобы узнать одно: будут исполнять его вещи или нет? Николай Григорьевич чрезвычайно обиделся и объявил, что в Петербурге вещи Малашкина никогда исполняться не будут». После этого события Леонид Дмитриевич приступил к самостоятельной концертной деятельности.

15 марта 1873 г. в зале Дворянского собрания в Петербурге был дан концерт с участием вокалистов Александры Павловны Крутиковой5 и Фёдора Калиновича Никольского. На этом концерте также выступил под управлением Малашкина Оркестр русской оперы. Крутикова исполнила «Отчего, скажи, мой любимый серп», а Никольский – «Не страшна мне Волга-матушка»; музыку к обеим песням написал Леонид Дмитриевич. Сам же он представил слушателям свою «Русскую симфонию на народные темы».

Через две недели, 28 марта, уже в Московском дворянском собрании был заявлен «Большой вокальный и инструментальный концерт» Фёдора Никольского с участием Александры Крутиковой, Сергея Демидова и оркестра под управлением Леонида Малашкина», где последний продирижировал своей «Торжественной» симфонией.

В номере московской газеты «Русские ведомости» от 4 апреля 1873 г. вышла статья Петра Ильича Чайковского «Последние недели концертного сезона». О Малашкине в ней говорилось следующее: «Заключился концертный сезон самым жалким образом, т.е. концертом композитора господина Леонида Малашкина. <...> В его тоскливых и бесцельных музыкальных переливаниях все же видна школа, заметны теоретические сведения, слышен кропотливый труд усидчивого подбирания музыкальных звуков, достойный лучших целей. Ни в «Русской», ни в «Триумфальной» симфонии я не встретил ни одной искры таланта, ни одной естественно, просто изложенной музыкальной фразы, ничего похожего на симфоническую разработку. Высидев какую-нибудь отрывочную идейку, господин Малашкин принимается повторять ее на всевозможные лады, полагая, вероятно, что это механическое перестановление фразы из тона в тон и есть полифонно-симфоническая разработка. Инструментует он свою музыку массивно, тяжело, безэффектно, без умения чередовать группы различных оркестровых инструментов, словом, бездарно до последней степени. И эти-то свои ученически бесцветные, томительно монотонные произведения господин Малашкин совершенно серьезно называет симфониями!»

Были, конечно, оценки и другого рода. Например, музыкальный обозреватель газеты «Русский мир» Фёдор Николаевич Берг6, отмечая недостатки сочинений Малашкина, утверждал также, что «он бесспорно даровит и в качестве симфониста достиг уже замечательных результатов. <...> Симфония эта прекрасно оркестрована, местами весьма эффектна, не лишена грандиозности, свидетельствующей о том, что композитор умеет пользоваться оркестровыми эффектами, не впадая в крайность. В симфонии заметно пристрастие к основной теме, к которой автор возвращается и в последнем аллегро; но адажио и особенно скерцо производят впечатление, и этого достаточно, чтобы признать за композитором большое дарование».

Из этих отрывков мы можем понять, что соотечественники неоднозначно относились к творчеству Малашкина. Одни говорили, что «его симфония, русская симфония, живо рисующая русскую жизнь». Другие слышали в ней «местами подражание то Гектору Берлиозу, то Рихарду Вагнеру», отмечали «монотонность», считали, что «колорит не может не утомлять».

В то же время музыкальная Российская Империя второй половины XIX в. буквально вся пела романсы Леонида Малашкина. В таких сочинениях, как: «Я встретил Вас», «О, если б мог выразить в звуке!..», «Проклятие», «Элегия» (с виолончелью), «Прошу я лишь вниманья», «Расстались гордо мы», «Одинокая слеза», «Так жизнь молодая», «Я вновь один» – он продолжал музыкальные традиции жанра, заложенные Александром Алябьевым. Любовь к этому типу сочинений, возможно, перешла к нему от его же юношеского учителя, композитора Александра Дюбюка. Современники вспоминали, что Малашкин превосходно исполнял и сам свои романсы, аккомпанируя при этом на фисгармонии: «Не имея никакого голоса, Леонид Дмитриевич так удивительно напевал или «рассказывал» свои прелестные романсы, что этим своим непередаваемым выражением вызывал невольные слезы».

Известный романс «Я встретил Вас...» на стихи Фёдора Тютчева был введен в широкую исполнительскую практику двумя выдающимися певцами Фёдором Ивановичем Шаляпиным и, уже позднее, Иваном Семеновичем Козловским. Как утверждает музыковед Галина Павлова, этот романс является слегка измененным сочинением Леонида Малашкина: «...известно, что в доме композитора в Рязани часто устраивались музыкальные вечера; из раскрытых окон, выходивших в городской сад, отчетливо были слышны голоса, исполняющие песни и романсы, доносились звуки фортепиано и виолончели, на которых играли дочери Малашкина, аккомпанируя поющим. Гуляющая в саду публика собиралась у дома и слушала, наслаждаясь бесплатным концертом, и, конечно, многие, уходя, уносили в памяти запавший в душу напев.


Дом Малашкиных в Рязанской губернии

Возможно, романс «Я встретил Вас» пели дуэтом, даже хором. И, передаваясь из уст в уста, мелодия его незаметно менялась, возникали ее различные варианты». Эта мысль Павловой подтверждается книгой «Серенада на все времена» Л.С. Мархасёва: «...несколько лет назад в нотных хранилищах Ленинграда и Москвы были найдены ноты романса Малашкина «Я встретил Вас», изданные в Москве в 1881 г. тиражом не более трехсот экземпляров. Немудрено, что этот крошечный тираж не только мгновенно разошелся, но и за целый век (век!) потерялся».

В 1876 г. композитор и критик Александр Николаевич Серов7 предложил Леониду Дмитриевичу место 2-го капельмейстера при опере в Киеве. Малашкин принял это предложение. В 1878 г., в Киеве, он написал свою самую известную оперу – «Илья Муромец», исполненную в том же году. Как писала газета «Московские ведомости»: «...опера была принята с величайшим восторгом, благодарные слушатели преподнесли автору золотые часы». Но, как это часто бывает, сочинение не продержалось долго в репертуаре театра и в скором времени было забыто.

В 80-е гг. XIX в. Малашкин часто выступал, и, в основном, это были концерты духовной музыки. Вот как писал публицист газеты «Современные известия» об одном таком концерте, состоявшемся в Рязани: «Музыкальная жизнь нашего города, как и большинства провинциальных городов, стоит на жалком уровне развития. Все, что представляет настоящий художественный интерес, игнорируется, а все вульгарное нравится и привлекает слушателя. Концерт, данный 26 апреля Л.Д. Малашкиным, доказал еще раз, что мы мало подготовлены к уразумению настоящих красот и мало ценим наши отечественные таланты, несмотря на то, что личность концертанта должна быть известна многим».

22 марта 1887 г. в Москве состоялся духовный концерт, о котором писал «Московский листок»: «В первый раз в Москве исполнены важнейшие песнопения из Литургии святого Иоанна Златоустого, Киево-Печерского лаврского напева под управлением Л.Д. Малашкина при участии хора С. Васильева и собственные произведения Л.Д. Малашкина... Все до одного номера переложений из Литургии Киево-Печерского напева поражают ухо слушателя духовной строгостью и серьезностью мотива, производя замечательно сильное впечатление».

С 1888 г. Малашкин жил в Москве, где преподавал пение в Новоспасском монастыре. Он также продолжал заниматься изданием своих многочисленных переложений с древних церковных распевов и публикацией оригинальных сочинений, давать концерты. «Московские церковные ведомости» писали: «Одна из главнейших заслуг Малашкина та, что он, благодаря своим концертам, познакомил Россию с чудными песнопениями Киевского распева, до сих пор совершенно не известными регентам и любителям церковного пения»8.

29 января 1902 г., проболев четыре дня, Леонид Дмитриевич Малашкин скончался от кровоизлияния в мозг. Похороны известного композитора были очень скромные. «Небольшая группа родственников покойного и бывших учеников его, вот и все, что собралось проводить и отдать ему последний долг; на гроб был возложен только один венок от семьи покойного».

Последний труд Малашкина – сборник старинных песен – вышел после смерти. Из воспоминаний его племянницы, Клавдии Николаевны Малашкиной, мы можем узнать, что «после его кончины в рабочем столе осталась масса начатых работ духовных и светских и новая опера. Отзывчивый на чужое горе, он был истинным христианином и раздавал все, что получал за свои труды по музыке, помогая многим, и потому не оставил состояния. Почти не осталось его фотографий, он не любил сниматься и всячески избегал этого. Редкий снимок можно найти в семейном архиве у потомков композитора».

* * *

На протяжении многих лет преподавания в Киевской духовной семинарии Леонид Дмитриевич изучал напевы Киево-Печерской лавры. Там же он создал капитальный труд – гармонизованный на четыре голоса полный церковный «обиход» по напеву этого монастыря, содержащий Литургию, Всенощное бдение и отдельные песнопения. Все эти переложения были первоначально изданы за епархиальный счет и оказали значительное влияние на церковное пение. В скором времени все издание было раскуплено. Самих же духовно-музыкальных сочинений Малашкина не так много, и в основном они являются миниатюрами, которые были написаны для разных составов голосов. Среди них выделяются песнопения цикла служб Божественной литургии и Всенощного бдения, Рождества Христова и Пресвятой Богородицы, а также духовные концерты и песнопения: «Торжествуй, наша обитель», «Векую шаташася», «Херувимская №3» и «Свете тихий».

О его духовном творчестве современники писали: «У него все написано красиво и благородно; красота мелодий, отличное голосоведение, совершенное знакомство и владение всеми форматами музыкального искусства... В духовных мелодиях его истинно религиозное чувство и настроение, он изучал соответственные духу православия музыкальные образы, у него мелодия тесно связана с текстом».

 

1 Александр Иванович Дюбюк (1812-1898) – российский пианист, композитор, музыкальный педагог.
2 Юлиус Штерн (1820-1883) – немецкий скрипач, дирижёр и музыкальный педагог. В 1850 г. Штерн вместе с Теодором Куллаком и Адольфом Бернхардом Марксом основал в Берлине частную консерваторию, известную как Консерватория Штерна. С 1857 г. он остался её единоличным руководителем.
3 Фридрих Киль (1821-1885) – немецкий композитор.
4 Карл Готфрид Вильгельм Тауберт (1811-1891) – германский пианист, композитор и дирижёр.
5 Александра Павловна Крутикова (1851-1919) – русская оперная и камерная певица (контральто, меццо-со- прано), солистка Мариинского (1872-1876) и Большого (1880-1891) театров, заслуженная артистка императорских театров (1902), супруга певца Богомира Корсова и мать певицы Люсет Корсовой.
6 Фёдор Николаевич Берг (1839-1909) – русский поэт, прозаик, журналист.
7 Александр Николаевич Серов (1820-1871) – русский композитор и музыкальный критик; действительный стат ский советник; отец живописца Валентина Александровича Серова.
8 По описанию современников, Леонид Малашкин был очень скромен и даже застенчив, старался избегать светского общества. Причиной тому, по всей видимости, стали физические дефекты, полученные им еще в детстве, когда няня уронила его с лестницы. Он на всю жизнь остался хромым, а один глаз косил. Однако это не помешало ему найти свое семейное счастье.

 

Список использованной литературы

1. Revue hebdomadaire des nouvelles musicales de la Belgique et de l'etranger. Paris: Le Guide musical, 1872, ¹25.
2. Александрина E. «Забытый композитор» Леонид Малашкин. http://portal-logos.ru/index.php/ svyatyni-zemli-ryazanskoj/kalendar-pamyatnykh-dat/ item/495-zabytyj-kompozitor-leonid-malashkin (элек-тронный ресурс).
3. Левик С.Ю. Записки оперного певца. М., 1962.
4. Лемешев С.Я. Путь к искусству. М., 1974.
5. Малашкина К.Н. Биография известного композитора Леонида Дмитриевича Малашкина. Ряз., 1903.
6. Малашкин С. Круговорот воспоминаний // Нева, Лг.,2005,№11.
7. Словари и энциклопедии на Академике. Малашкин Л.Д. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/ 1543413 (электронный ресурс).
8. Сорокина Л.С Любовью к России, http:// rodnaya-storona.ru/node/356 (электронный ресурс).
9. Уколова Е„ Уколов В. Душа без маски. М., 2004.
10. Ширинский Н.А. Леонид Дмитриевич Малашкин (1832-1902). Об этом ныне почти забытом русском композиторе // «Московский журнал», М., 2009, №9. С. 66-74.
11. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб, 1904, Т. 82. Малашкин Л.Д.


Источник: mepar.ru

 


Композитор П.М. Воротников
Автор: Священник Анатолий Трушин
Продолжая изучать гармонию и контрапункт, он начал преподавать в Елисаветградской школе регентов и активно сочинять не только инструментальную, но также и духовную музыку…

 


С. А. Дегтярев. К 250-летию со дня рождения композитора
Автор: священник Анатолий Трушин
Добившись таких вершин славы, которых не достиг ни один из крепостных музыкантов, он, однако, всю жизнь испытывал тяжесть своего несвободного положения, о чем свидетельствуют распоряжения графа Шереметева. Обещанная и годами ожидавшаяся вольная была дана сенатом (поскольку после смерти графа не обнаружилось необходимых документов) лишь в 1815 г. — через 2 года после смерти самого Дегтярева


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: pravklin (18.10.2017) | Автор: священник Анатолий Трушин
Просмотров: 113
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск




Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика