Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Композитор Петр Ильич Чайковский. Часть 3
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 26.10.2021, 10:44 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Литература, искусство

Композитор Петр Ильич Чайковский. Часть 3

Автор: Священник Анатолий Трушин

Духовная музыка

Период после смерти Дмитрия Степановича Бортнянского ознаменован упадком церковного национального музыкального развития и творчества. В это же время начинает появляться потребность в более глубоком осмыслении процесса развития церковного пения, как неотъемлемой части всей русской национальной культуры. Следствием этого стало обращение к различным жанрам и формам духовной музыки таких крупнейших композиторов, как Михаил Глинка, Милий Балакирев, Николай Римский-Корсаков. О проявлении интереса к истокам певческой культуры в России, к древним церковным распевам во второй половине XIX в. свидетельствует также и известная попытка НиколаяПотулова создать «Обиход церковного пения» на основе гармонизации древних распевов в строгом стиле. Однако этот опыт не увенчался успехом, так как эта работа, по словам
И. Гарднера, представляла собой «чисто механическое приложение элементарных правил хоральной гармонии к каждой ноте данных уставных распевов без осознания их ладовой природы, структуры, системы».

К величественному пласту церковной музыки Чайковский впервые обратился в 1878 г. Начиная с этого момента мотивы церковных песнопений начинают присутствовать у него и в некоторых светских произведениях. Например, написанный им в 1878 г. «Детский альбом» начинался пьесой «Утренняя молитва», а завершался — «В церкви». Эти два произведения являются изложением песнопения «Царю Небесный» 6-го гласа. После революции «Утренняя молитва» была переименована в «Утреннее размышление», а финальная часть«В церкви» — просто в «Хор».

Первым значительным шагом Петра Ильича на пути развития церковного пения, как явления национального и самобытного, не зависящего от влияния западной музыки, является «Литургия святого Иоанна Златоуста, op. 41». Этот литургийный цикл становится едва ли не первым примером яркого авторского художественного воплощения и творчества в духовной музыке.

Модест Чайковский, обобщая появившиеся рецензии, писал: «Одним не нравилась «не церковность» музыки, в смысле «отсутствия сходства» с тем, что обыкновенно слышно при богослужениях, т. е. с сочинениями Бортнянского, Сарти, Львова и Березовского, другим — тоже «не церковность» в смысле отсутствия древнецерковногостиля… Третьи остались недовольны бедностью пикантных и интересных музыкальных сочетаний, четвертые, наоборот… взывали к строгости стиля Палестрины. Наконец, пятые, преимущественно из духовных лиц, негодовали без всякого повода, просто так, на дерзкую попытку «светского» композитора и говорили «Куда он лезет в церковную музыку?! Писал бы польки, да вальсы, да оперы!»

После премьеры5 «Литургия святого Иоанна Златоуста» Петра Ильича была запрещена для исполнения в храмах. К примеру, ее не было разрешено исполнить на заупокойной Литургии по Николаю Рубинштейну в 1881 г. Это было связано с распрями между Чайковским и Придворной певческой капеллой, которая на тот момент исполняла роль цензора духовных песнопений. Запрет отменился сам собой только со смертью Чайковского: Синодальный хор, исполнивший Литургию на московской панихиде по композитору, с тех пор ежегодно пел ее в день памяти композитора, обычно в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. Та же традиция поддерживалась в соборе Александро-Невской лавры, где отпевали композитора.

Следующим огромным шагом в деле развития и поворота к национальной самобытной церковной музыке является «Всенощное бдение», op. 52. Оно сочинялось с мая 1881 г. по 25 ноября 1882 г., в основном в Каменке, на Украине. Как и Литургия святого Иоанна Златоуста, Всенощное бдение было написано после сильного жизненного потрясения — умирает Николай Рубинштейн, друг Петра Ильича. В связи с этим печальным событием он писал фон Мекк: «В голове темно, — да иначе и быть не может, ввиду таких неразрешимых для слабого ума вопросов как смерть, цель и смысл жизни, бесконечность или конечность ее; зато в душу мою все больше проникает свет веры… Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде я не умел».

В письме к своему брату, Модесту Ильичу, композитор сообщает: «Я хочу не столько теоретически, сколько чутьем артиста до некоторой только степени отрезвить церковную музыку от чрезмерного европеизма… Всенощная будет гораздо менее европейская, чем моя обедня; впрочем, это отчасти произойдет оттого, что здесь меньше случаев, когда можно увлечься и сочинять. Здесь я буду перелагателем с обихода более, чем свободно творящим художником».

Работая над этим великим трудом, Чайковский часто бывает в Киево-Печерской лавре:«Там, — пишет он к своему брату Модесту, — поют на свой древний лад, с соблюдением тысячелетней традиции, без нот и, следовательно, без претензий на концертность… но зато что это за самобытное, оригинальное и величественно прекрасное богослужебное пение»6.

Первое исполнение «Всенощного бдения» состоялось 27 июня 1882 г. в Москве, в зале Промышленной выставки. В предисловии к первому изданию, которое вышло в 1883 г., было написано следующее: «Настоящий труд мой есть опыт четырехголосной гармонизации большинства неизменяемых и некоторых изменяемых богослужебных песнопений, употребляемых на Великой вечерни и утрени. Иные из этих подлинных церковных напевов (заимствованных из нотных книг издания Святейшего Синода) я оставил неприкосновенными; в других позволил себе некоторые незначительные отклонения; в третьих же, наконец, местами вовсе уклонился от точного следования напеву, отдавшись влечению собственного музыкального чувства. При гармонизации церковных мелодий я держался тесных границ так называемого строгого стиля, т. е. безусловно избегал хроматизма и лишь в самом ограниченном числе случаев дозволял себе употребление диссонирующих звукосочетаний». И ведь на самом деле, стремясь как можно точнее передать традиционные старинные распевы, Чайковский часто делит их на такты разного размера, а иногда вообще отказывается от такого деления, отделяя тактовой чертой большие смысловые разделы. В результате появляются такты в 25, 40 или 50 четвертей. Например, заключается «Всенощное бдение» песнопением «Взбранной воеводе», которое написано у него без деления на такты. По мысли композитора, оно должно распеваться как бы на одном дыхании.

Другим духовным опусом композитора, которому Петр Ильич не дает специального номера, является «Девять духовно-музыкальных композиций». Поводом к началу работы над сборником послужило обещание, данное Чайковским императору Александру III при личной аудиенции 7 марта 1884 г. Осенью того же года государь осведомился у Михаила Балакирева как директора Придворной певческой капеллы об исполнении заказа, и Балакирев уведомил об этом Чайковского. В письме к Анатолию Чайковскому из Мюнхена от 7 ноября 1884 г. композитор сообщает: «Оказывается, что государь, вследствие не так понятых слов моих, очень удивляется, что я до сих пор ничего не написал со времени моего представления ему для Церкви. И вот я решился поскорее написать «Иже херувимы». Написал их даже 2, но еще не переписал…» Несколькими днями позже, в Давосе, была сочинена Херувимская № 3. 17 ноября все три Херувимские были отправлены с письмом к Балакиреву в Петербург. Петр Ильич объяснял, что при разговоре с государем на вопрос последнего, намерен ли Чайковский еще писать для Церкви, композитор ответил, что «намерен и очень этого желаю, но, вероятно, я как-нибудь неясно ответил и государь имел основание думать, что я тотчас же приступлю к этой работе. В сущности, я намеревался когда-нибудь основательно заняться сочинением церковной музыки, а не теперь. Но ввиду того, что государь ожидает от меня херувимской, я чувствовал, что не могу покойно заняться чем бы то ни было, пока не исполню того, что он считает моим обещанием».

Работа над новыми хорами из этого опуса продолжалась с ноября 1884 г. по весну 1885 г. Первое же исполнение некоторых новых песнопений состоялось 17 февраля 1886 г. на духовно-музыкальном вечере в Московской консерватории, который организовал сам Петр Ильич. На этом концерте были исполнены: «Иже херувимы» F-Dur, «Тебе поем», «Да исправится» и «Блажени, яже избрал».В этот день прозвучали и написанные в это же время духовные хоры Николая Римского-Корсакова и Евстафия Азеева.

Продолжение статьи

Композитор Петр Ильич Чайковский. Часть 1

Композитор Петр Ильич Чайковский. Часть 2


5 Первый выход авторского литургийного цикла на концертную эстраду произошел 18 декабря 1880 г.: в зале Благородного собрания в Москве, в рамках светского мероприятия, организованного Русским музыкальным обществом (РМО), состоялось исполнение «одиннадцати номеров из литургических песнопений, сочинения П.Чайковского» (так было указано в афише). Какие же объективные и субъективные факторы способствовали одному из знаковых событий в процессе миграции или диффузии настоящего жанра?

Наиболее ощутимый, как бы лежащий на поверхности фактор был связан с невозможностью исполнения Литургии Иоанна Златоуста, ор. 41 П.Чайковского в храме. Не в силу признания ее несоответствия духу православного богослужения (напротив, в одной из рецензий на состоявшийся концерт утверждалось, что Литургия «производит молитвенное настроение»), а по формальному поводу ее публикации издательством П.Юргенсона и первым ее исполнением в храме без санкции директора Императорской Придворной певческой капеллы Н.Бахметева. Поэтому, по признанию большого почитателя таланта П.Чайковского известного педагога-просветителя второй половины XIX в. С.Рачинского, исполнение Литургии в концертном зале было мерой вынужденной, хотя само исполнение (а скорее всего «обстановка исполнения» светского концерта, не соответствующая характеру произведения, предназначавшегося для богослужения Ц А. К) «произвело на людей благочестивых тягостное впечатление».

Другой немаловажный фактор, способствовавший появлению литургийного цикла на концертной эстраде, на наш взгляд, связан с уже упоминавшимися сущностными признаками эпохи Нового времени. Для России середины и всей второй половины XIX века были характерны тенденции, связанные с расширением ее культурного пространства, включая и наметившийся поворот к истокам церковно-певческих традиций, и всестороннее развитие светской профессиональной музыкальной культуры.Это и создание шедевров в целом ряде жанров (опера, симфония, романс, камерный инструментальный жанр и др.), а также становление русской национальной исполнительской школы, музыкальной науки; концертно-просветительская деятельность Русского музыкального и хорового обществ, Бесплатной музыкальной школы и проч. Все это не могло не подготовить почву для миграции богослужебного жанра в сторону концертности.

Нельзя также обойти вниманием и фактор, связанный с весьма деликатными и тонкими вопросами национального достоинства и вероисповедания. Именно эти вопросы стали главенствующими в статье редактора газеты «Русь» славянофила И.Аксакова от 14 февраля 1881 г. Основную мысль этой статьи, касающуюся концертного исполнения литургийного цикла П.Чайковского, можно сформулировать словами М.Рахмановой о том, что Аксаков трактовал «исполнение литургии в данных условиях как вопиющий факт безверия интеллигенции и полного ее неуважения к народным чувствам и обычаям».

6 Владимир Мартынов «История богослужебного пения». http://fanread.ru/book/9551160/?page=23

Список использованной литературы

  1. Альшванг А. П. И. Чайковский. 3-е изд. М., 1970 (Классики мировой музыкальной культуры).
  2. Асафьев Б.В. О музыке Чайковского. Л.: Музыка, 1972.
  3. Будяковский А. Е. Жизнь Петра Ильича Чайковского. СПб: КультИнформПресс, 2003.
  4. Воспоминания о П. И. Чайковском (сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина.Ред. В. В. Протопопов). 3-е изд. М., 1979; 4-е изд. Л., 1980.
  5. Давыдов Ю. Записки о П. И. Чайковском. М., 1962.
  6. Должанский А. Музыка Чайковского. Симфонические произведения. Научно-популярные очерки. Л., 1960.
  7. Житомирский Д. Балеты П. И. Чайковского. 2-е изд. М., 1957.
  8. Кашкин Н. Д. Воспоминания о П. И. Чайковском. М., 1954.
  9. Кашкин Н. Д. Избранные статьи о П. И. Чайковском. М., 1954.
  10. Ларош Г. Избранные статьи. Вып. 2. П. И. Чайковский. Л., 1975.
  11. Музыкальная энциклопедия. Т. 6. М.: Советская энциклопедия, 1982.
  12. Оперы П. И. Чайковского. Путеводитель. М., 1970.
  13. Орлова Е.М. П. И. Чайковский. М., 1980.
  14. Прибегина Г. А. Петр Ильич Чайковский. М.: Музыка, 1972.
  15. Ручьевская Е. А. Петр Ильич Чайковский. Популярная монография. Л.: Музыка, 1985.
  16. Туманина Н. Чайковский. Путь к мастерству. М., 1962.
  17. Туманина Н. Чайковский. Великий мастер. М., 1968.
  18. Чайковский П. о симфонической музыке. Избранные отрывки из писем и статей / Под ред. И. Ф. Кунина. М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
  19. Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского.
  20. Электронный ресурс: Владимир Мартынов «История богослужебного пения» http://fanread.ru/book/9551160/?page=23

Источник: mepar.ru


Загадка Чайковского. Часть 1
Автор: Наталья Двинина-Мирошниченко
Для меня до сих пор остается загадкой феномен Чайковского: почему именно он и его творчество являются для людей во всем мире символом русской национальной музыки, которой мы гордимся и не перестаем восхищаться?



Константин Константинович Романов (К.Р.) и Петр Ильич Чайковский
Автор: Елена Кислова
Великий князь Константин Константинович Романов - один из самых ярких и одаренных представителей своей династии. Поэт, музыкант, драматург, переводчик, президент Российской Академии наук, основатель Пушкинского дома, кадровый военный, отец девятерых детей… Он стал известен в литературных кругах под псевдонимом "К.Р."
Константин Константинович много лет состоял в дружеской переписке с Петром Ильичом Чайковским. Этой дружбой дорожили оба. Знакомство их произошло весной 1880 года.
В выпуске телепрограммы "Дорога к храму" мы поговорим о судьбах двух выдающихся людей, творениями которых до сих пор восхищаются люди.





Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: Pravklin (25.02.2016) | Автор: Священник Анатолий Трушин
Просмотров: 1636
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика