Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Монастырский комплекс Осиос Лукас
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 24.11.2017, 04:56 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Литература, искусство

Монастырский комплекс Осиос Лукас

Автор: Е.Д. Шеко

Наконец удалось реализовать мечту – увидеть хрестоматийный памятник византийской архитектуры – монастырский комплекс Осиос Лукас.

Как пишут в учебниках по истории искусств – «Кафоликон Осиос Лукас датируется первой половиной XI в. и является центральным памятником средневизантийской архитектуры и живописи».

Мозаики кафоликона широко известны и многократно опубликованы в сети, ибо в монастыре фотографировать не возбраняется (за что низкий поклон его насельникам)!

Поскольку памятник настолько известный, расскажу только о личных впечатлениях.

Главное, что меня поразило, это отсутствие изображений в поле зрения.

Входишь в храм и видишь дворцовый зал, облицованный темно-зеленым камнем с уровня пола почти до потолка.

Это памятник постиконоборческому синдрому. Художникам позволили поработать только на сводах.

В иконостасе, разумеется, икон первоначально не полагалось.

Они были вставлены позже, интересно – когда?

На фото из сети 2008 г. они были очень примитивного, но современного письма – эти же иконы есть на черно-белом фото в книге А.И. Комеча «Древнерусское зодчество конца X – начала XII в.», изданной в 1987 г.

Но теперь их уже заменили на гламур «афонских писем».

Своды в нартексе значительно ниже, здесь сохранились мозаики более удобные для созерцания.

Удивительно пластичный образ Христа над западным порталом – стилистически он отличается от всех остальных фигур.

 

 

 

Все остальные образы очень схематизированы, но это сделано мастерски. Образы не примитивны и не механистичны. Они достаточно живые, хотя и описаны жесткими прямолинейными контурами. Жаль, что других работ этой бригады мозаичистов не сохранилось – Осиос Лукас уникален.

 

 

Образ Христа над главным порталом фланкируют фигуры апостолов Петра и Павла очень странных пропорций. Если смотреть только на фото – кажется, что это результат кривизны арки.

Но на самом деле ноги апостолов не вписалиь по длине и были принудительно сокращены.

 

 

 

Получились несколько комичные карлики, что странно, учитывая мастерство художников, которое превосходно видно в других композициях.

Не менее мозаик интересны и росписи крипты – церкви св. Варвары. Стены крипты украшены фресками, современными мозаикам кафоликона (так пишет wiki). В алтарной преграде также первоначально не было икон.

Эти фрески плохо сохранились, хотя и многократно прописывались и поновлялись.

 

 

Судя по уцелевшим фрагментам, живопись была ближе к графике. Все описано жесткими контурами, как и в рисунке мозаик кафоликона.

Но мастерство художников было превосходным!

Росписи сохранились и в правом приделе кафоликона. Хотя здесь все очень сильно зареставрировано. Так, что уже трудно понять – где основа XI века, где романика XII, или еще более поздние вставки?

 

 

 

 

Но общее впечатление - полный восторг! Странно, что этот памятник 1-го ряда был включен в Список объектов Всемирного наследия только в 1990 г.

Доцент, зав.кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ, Е.Д. Шеко
Использованы материалы renardetraisin.livejournal.com

Фото: Е.Д. Шеко


Церковь святого Никиты близ Скопье
Автор: Екатерина Шеко
Храм был построен в 1316 г. под патронажем короля Милютина. Фрески XIV века были написаны известными художниками Михаилом Астрапой и Евтихием. Их подписи сохранились на щите изображения св. Феодора Тирона.

 


 

Борьба с пережитками
Автор: Екатерина Шеко
Борьба с пережитками традиционализма в Католической Церкви Франции ведется образцово-показательно. Разработаны специальные методики для "переубеждения" особо упертых и несговорчивых любителей историзма.
Православная Церковь, активно изучающая новейший опыт западных конфессий, должна быть готовой к развитию подобного сценария (так, на всякий случай…).

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: pravklin (20.12.2016) | Автор: Е.Д. Шеко
Просмотров: 317
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск




Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика