Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Навсегда ли смертен человек?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 27.05.2018, 22:35 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Расписание занятий
взрослой Воскресной школы при Скорбященском храме



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Как мы веруем

Навсегда ли смертен человек?

Автор: протоиерей Борис Балашов

Почему человек, предназначенный к вечной радостной жизни в раю, оказался смертным и больным грехом? Мы не знали бы ответа на этот вопрос, если бы Сам Бог не открыл это людям.

Бог создал человека как Свое высшее творение, которое призвано соединить материальный мир с духовным. Как личность человек есть образ Божий и призван стать богоподобным, т.е. в меру сил и возможностей дорастать до Бога в совершенствовании своих качеств: ума, любви и всего остального. Почему это было возможно в райском мире? Потому что человек – это своего рода портрет Божий по совершенству своего ума и духовно-нравственной жизни. По призванию и назначению человек сотворен выше ангелов.

По отношению к материальному миру – как живому, так и неживому – человек должен был стать его мудрым, доброжелательным и заботливым распорядителем или хозяином. Человек – вершина и венец всего сотворенного Богом.

Тело человека было создано из того же материала, из которого Бог создал растения и все живые существа как на земле, так и в воде. О создании человеческого тела в Библии говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт. 2, 7). Человеческое тело устроено аналогично высшим животным, только более тонко и совершенно, поскольку предназначено к иному образу жизни.

Но у человека, в отличие от всех животных, была и другая сторона его бытия: «И вдунул (Бог) в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Человек имеет в себе некое Божественное дыхание – бессмертную душу, чем вместе со своим творческим умом принципиально отличается от всех животных.

Человек был силен и могуч своим умом, которым его наделил Создатель. В гармоничном единении взаимной любви с Богом и полном доверии Ему человек мог бесконечно совершенствоваться. Он фактически был царем материального мира. Чтобы стать существом любящим и совершенным, он был наделен Творцом даром свободы. Никакие животные такого дара не имеют: они живут по инстинкту.

Дух человека способен вмещать в себя Самого Бога, Которого весь мир не может вместить.

Человек был счастлив в райском мире. Но этому счастью завидовал враг – впавший в грех гордыни ангел, которого мы называем дьяволом. С его подачи человек решил, что он и без Бога может быть совершенным и великим, может сам для себя быть богом и сам решать, что хорошо, а что плохо.

Гордыня закрывает человеческое сердце от Бога и от людей и сосредотачивает все внимание на самом себе.

Так сломались любовь и доверие к Богу, а по сути, произошло предательство человеком своего Творца. Следствием этого стало искажение семейных отношений, а так как человек был царем земного мира, то и этот мир оказался поврежденным грехом. Поскольку люди не захотели признать свой грех и покаяться, их природа претерпела серьезные изменения. Тело стало подвержено болезни и подвластно смерти.

Особенно изувеченной после совершенного греха оказалась человеческая душа. Естественные потребности и желания вышли из нужного и необходимого русла, превратились в болезненные страсти, несущие страдания и боль, и стали беспорядочно управлять человеком.

В таком состоянии вкушение плодов дерева жизни, дающих бессмертие, стало бы катастрофой для людей: все их духовные и телесные страсти – греховные болезни тела и души – оказались бы «законсервированы» и получили бы право вечности. Тогда оказалось бы невозможным исцеление человеческих душ и воскресение людей для счастливой и радостной вечности.

В вечерней стихире богослужения Прощеного воскресенья есть такие слова: «Льстивый же сатана… прельстил меня вкушением (запретного, несущего смерть плода) и лишил Божией славы, и предал меня преисподней смерти, возвратив в землю» (в русском переводе).

После грехопадения и лишения райского состояния путь к вечности через вкушение плодов от дерева жизни стал закрыт. Как образно сказано в Библии, Бог «поставил на востоке у сада Едемского (рая) херувима (ангела) и пламенный меч обращающийся (вращающийся), чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3, 24).

На этот вопрос содержится ответ в вечерней стихире праздника Рождества Христова (приводим в русском переводе): «Приидите, будем радоваться о Господе, изъясняя эту тайну. Отделявшая нас от Бога преграда разрушена, огненный меч отстраняется, херувим удаляется от дерева жизни, и я причащаюсь райской пищи, от которой был изгнан за непослушание».

Сын Божий стал Сыном Человеческим, Своими словами и всей Своей жизнью показал человеку, как надо жить, верить и любить. Иисус Христос победил силу греха, смерть и Воскрес, чтобы к этой победе привести всех людей, которые отзовутся на Божию любовь. Начало этого пути – осознание собственных грехов и своей неправды перед Богом, людьми и самим собой. Это и есть путь покаяния, т.е. полного поворота в жизни, переоценки своих мыслей, чувств, стремлений, ценностей, взаимоотношений с людьми. Буквальный перевод греческого слова «покаяние» – это перемена всего умонастроения, т.е. направления деятельности ума, чувств и самой жизни.

Разве теперь может существовать бесконечная дистанция между Богом и человеком, когда Сам Бог стал Человеком, чтобы исцелить людей от последствий грехопадения и вернуть их в светлый мир вечной жизни?!

Поэтому Православная Церковь вновь и вновь зовет своих чад к борьбе с последствиями грехопадения человеческого рода за духовное оздоровление наших душ и всей жизни. Оно происходит в нашей церковной жизни, когда мы искренне стремимся совершать свое покаяние, преодолевать раздоры и обиды, общаться с Богом в чтении Священного Писания Нового Завета и вдумчивой молитве. В таинстве Святого Причастия Господь приходит в нашу жизнь, освящая нас Самим Собой и помогая идти по пути духовного выздоровления. Особенно это важно в подготовительное время к встрече Воскресения Христа – в дни Великого поста.



Начало Великого поста
Первые дни Великого поста. Канон Андрея Критского

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: pravklin (20.02.2018) | Автор: протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 238
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск




Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2018 Яндекс.Метрика