Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Навсегда ли смертен человек?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 15.11.2018, 15:15 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Как мы веруем

Навсегда ли смертен человек?

Автор: протоиерей Борис Балашов

Почему человек, предназначенный к вечной радостной жизни в раю, оказался смертным и больным грехом? Мы не знали бы ответа на этот вопрос, если бы Сам Бог не открыл это людям.

Бог создал человека как Свое высшее творение, которое призвано соединить материальный мир с духовным. Как личность человек есть образ Божий и призван стать богоподобным, т.е. в меру сил и возможностей дорастать до Бога в совершенствовании своих качеств: ума, любви и всего остального. Почему это было возможно в райском мире? Потому что человек – это своего рода портрет Божий по совершенству своего ума и духовно-нравственной жизни. По призванию и назначению человек сотворен выше ангелов.

По отношению к материальному миру – как живому, так и неживому – человек должен был стать его мудрым, доброжелательным и заботливым распорядителем или хозяином. Человек – вершина и венец всего сотворенного Богом.

Тело человека было создано из того же материала, из которого Бог создал растения и все живые существа как на земле, так и в воде. О создании человеческого тела в Библии говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт. 2, 7). Человеческое тело устроено аналогично высшим животным, только более тонко и совершенно, поскольку предназначено к иному образу жизни.

Но у человека, в отличие от всех животных, была и другая сторона его бытия: «И вдунул (Бог) в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Человек имеет в себе некое Божественное дыхание – бессмертную душу, чем вместе со своим творческим умом принципиально отличается от всех животных.

Человек был силен и могуч своим умом, которым его наделил Создатель. В гармоничном единении взаимной любви с Богом и полном доверии Ему человек мог бесконечно совершенствоваться. Он фактически был царем материального мира. Чтобы стать существом любящим и совершенным, он был наделен Творцом даром свободы. Никакие животные такого дара не имеют: они живут по инстинкту.

Дух человека способен вмещать в себя Самого Бога, Которого весь мир не может вместить.

Человек был счастлив в райском мире. Но этому счастью завидовал враг – впавший в грех гордыни ангел, которого мы называем дьяволом. С его подачи человек решил, что он и без Бога может быть совершенным и великим, может сам для себя быть богом и сам решать, что хорошо, а что плохо.

Гордыня закрывает человеческое сердце от Бога и от людей и сосредотачивает все внимание на самом себе.

Так сломались любовь и доверие к Богу, а по сути, произошло предательство человеком своего Творца. Следствием этого стало искажение семейных отношений, а так как человек был царем земного мира, то и этот мир оказался поврежденным грехом. Поскольку люди не захотели признать свой грех и покаяться, их природа претерпела серьезные изменения. Тело стало подвержено болезни и подвластно смерти.

Особенно изувеченной после совершенного греха оказалась человеческая душа. Естественные потребности и желания вышли из нужного и необходимого русла, превратились в болезненные страсти, несущие страдания и боль, и стали беспорядочно управлять человеком.

В таком состоянии вкушение плодов дерева жизни, дающих бессмертие, стало бы катастрофой для людей: все их духовные и телесные страсти – греховные болезни тела и души – оказались бы «законсервированы» и получили бы право вечности. Тогда оказалось бы невозможным исцеление человеческих душ и воскресение людей для счастливой и радостной вечности.

В вечерней стихире богослужения Прощеного воскресенья есть такие слова: «Льстивый же сатана… прельстил меня вкушением (запретного, несущего смерть плода) и лишил Божией славы, и предал меня преисподней смерти, возвратив в землю» (в русском переводе).

После грехопадения и лишения райского состояния путь к вечности через вкушение плодов от дерева жизни стал закрыт. Как образно сказано в Библии, Бог «поставил на востоке у сада Едемского (рая) херувима (ангела) и пламенный меч обращающийся (вращающийся), чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3, 24).

На этот вопрос содержится ответ в вечерней стихире праздника Рождества Христова (приводим в русском переводе): «Приидите, будем радоваться о Господе, изъясняя эту тайну. Отделявшая нас от Бога преграда разрушена, огненный меч отстраняется, херувим удаляется от дерева жизни, и я причащаюсь райской пищи, от которой был изгнан за непослушание».

Сын Божий стал Сыном Человеческим, Своими словами и всей Своей жизнью показал человеку, как надо жить, верить и любить. Иисус Христос победил силу греха, смерть и Воскрес, чтобы к этой победе привести всех людей, которые отзовутся на Божию любовь. Начало этого пути – осознание собственных грехов и своей неправды перед Богом, людьми и самим собой. Это и есть путь покаяния, т.е. полного поворота в жизни, переоценки своих мыслей, чувств, стремлений, ценностей, взаимоотношений с людьми. Буквальный перевод греческого слова «покаяние» – это перемена всего умонастроения, т.е. направления деятельности ума, чувств и самой жизни.

Разве теперь может существовать бесконечная дистанция между Богом и человеком, когда Сам Бог стал Человеком, чтобы исцелить людей от последствий грехопадения и вернуть их в светлый мир вечной жизни?!

Поэтому Православная Церковь вновь и вновь зовет своих чад к борьбе с последствиями грехопадения человеческого рода за духовное оздоровление наших душ и всей жизни. Оно происходит в нашей церковной жизни, когда мы искренне стремимся совершать свое покаяние, преодолевать раздоры и обиды, общаться с Богом в чтении Священного Писания Нового Завета и вдумчивой молитве. В таинстве Святого Причастия Господь приходит в нашу жизнь, освящая нас Самим Собой и помогая идти по пути духовного выздоровления. Особенно это важно в подготовительное время к встрече Воскресения Христа – в дни Великого поста.



Начало Великого поста
Первые дни Великого поста. Канон Андрея Критского

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: pravklin (20.02.2018) | Автор: протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 368
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск






Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2018 Яндекс.Метрика