Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Несколько методик преподавания для взрослых воскресных школ
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 04.10.2022, 14:14 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

Несколько методик преподавания для взрослых воскресных школ

Автор: Протоиерей Борис Балашов

В православном Символе Веры сказано: "Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Таким образом, сама Православная Церковь именует себя "Апостольской", указывая этим на свое происхождение. Апостольство означает "посланничество". Это апостольское служение Православная Церковь осуществляет разными путями. И один из них - церковно-приходские школы для взрослых.

В настоящее время абсолютное большинство прихожан не имеет религиозного воспитания. Они из мира неверия приходят в мир веры. Но вот какими они станут прихожанами - то ли поверхностно воспринявшими ритуально-обрядовую жизнь Церкви, то ли сознательными и активными членами Церкви - зависит от того, чему мы научим их в наших приходах.

Протоиерей Борис Балашов о воскресных школах

Протоиерей Борис Балашов

Мне приходилось беседовать с верующими людьми, которые обучались во взрослых группах воскресных школ. Они прошли курсы по изучению догматики, церковной истории, литургики, но совершенно не понимали самого важного - Христова учения, Евангелия, поскольку в этих воскресных школах о Евангелии говорили мало и неглубоко.

По моему мнению, лекционная форма работы во взрослых воскресных школах может существовать в очень небольших размерах: иногда, если только требуется, провести какую-то большую обобщающую беседу.

В период моего десятилетнего преподавания "Основ христианства" в старших классах светской средней школы у меня был такой печальный опыт. Я пришел работать в класс, в котором в предыдущем учебном году занятия проводил другой священник - умный и образованный человек. Он мне сообщил, что в течение учебного года в лекционной форме объяснил все самое важное в христианском учении. Но на первом же уроке выяснилось, что школьники абсолютно ничего не знают и даже никакого понятия о христианстве не имеют. Объяснить это можно было только тем, что все занятия предшествующим преподавателем проводились в такой форме, что учащиеся воспринимали все пассивно и сами не принимали активного участия в процессе обучения.

Конечно, могут существовать самые разные подходы к обучению взрослых основам христианского вероучения. Но цель должна быть одна - глубокое принятие Христова Евангелия умом и сердцем и, вследствие этого, искреннее и глубокое воцерковление. Хотелось бы остановиться подробнее на возможных подходах к преподаванию.

1. Коснусь опыта работы нашей взрослой воскресной церковно-приходской школы. Когда двадцать три года назад она только появилась, перед нами сразу же встал вопрос: что изучать и по какой программе? Я обратился за советом к священнику Глебу Каледе и получил от него такой ответ: "Изучай с прихожанами Символ веры".

Мы так и сделали. С самого начала была исключена лекционная форма работы. Занятия, скорее, напоминали семинар. У всех присутствующих был в руках Новый Завет. Я готовился к каждому занятию и составлял краткий конспект изучаемой темы. Выписывал в тетрадь указанные цитаты из Священного Писания, которые будут использованы на ближайшем занятии. Продумывал, что нужно обсудить и к каким выводам прийти на занятии вместе с прихожанами. Никаких книг, кроме Священного Писания, у нас на столах не было. Если было необходимо, то отдельные цитаты из творений святых отцов я зачитывал по конспекту.

Мы изучали темы по Новому Завету. Тексты читали на русском языке. При необходимости сравнивали славянский и русский переводы. Книги Священного Писания были приготовлены на столах. Учащиеся читали по кругу по 2-3 стиха Нового Завета, которые я указывал. По ходу чтения я, когда считал нужным, останавливал читающего, давал свои объяснения. Вопросы по теме просил задавать сразу же, и мы их вместе разбирали. Если попадался вопрос, на который я сходу не мог нормально ответить, я его записывал, прорабатывал и возвращался к нему через неделю на следующих занятиях.

Что нам давали эти занятия? Во-первых, мы все начинали четко понимать, что истины нашей веры основаны на Откровении Божием. Во-вторых, читая так отрывки из Нового Завета, люди учились узнавать Священное Писание, пользоваться им и с помощью Евангелия решать разные вопросы.

На этих занятиях не ставилась цель изучения Катехизиса в полном объеме, необходимо было лишь понять те истины, о которых сказано в Символе веры.

Первый цикл изучения Символа веры в нашей группе занял два с половиной года. Конечно, мы при этом говорили и о Таинствах, как это предусмотрено катехизисом, а по ходу занятий беседовали и о текущих праздниках.

2. Постепенно мы стали работать по другой методике. Когда она оформилась, получилась четкая логическая последовательная система. Она изложена в книге "Христос и мы".

Если мы хотим решить какую-нибудь задачу, то сначала необходимо четко сформулировать ее условия, чтобы было ясно, какие проблемы мы хотим решить. Для того чтобы понять цель Пришествия в мир Божиего Сына, надо предварительно осмыслить, в чем суть трагедии, произошедшей с высшим созданием Божиим - человеком. Для того чтобы найти потерянное, надо хорошо знать, что потеряли.

При занятиях по этой методике, приступая к изучению Евангелия, мы сначала подробно анализируем содержание первых трех глав Бытия: Творение мира и человека, создание женщины и, самое главное, грехопадение. Ведь именно из различного прочтения третьей главы Бытия вытекает разное понимание грехопадения: с одной стороны - католики и протестанты, а с другой - православные. Соответственно с различным пониманием грехопадения строится и разное понимание Евангельской вести и спасения: тут происходит резкое разделение между католиками, протестантами и православными.

Если, как два тысячелетия считают православные, человек в грехопадении заболел грехом и болезненно исказился, значит, человека надо всего исцелить через Крест и Воскресение Иисуса Христа.

После этого, поговорив о Рождестве Богородицы и Введении во храм, рассматриваем Евангельское повествование в последовательном изложении. При этом прихожане также читают текст из Нового Завета, а священник или преподаватель тщательно анализирует его вместе с учащимися. Этот курс у нас проходят за два учебных года.

Где представляется возможным, следует привлекать богослужебные тексты, которые помогают понять и осмыслить события Священной истории.

Определенный период обучения при этом еще следует посвятить осмыслению Таинств Православной Церкви.

При наличии возможности, третий и четвертый годы можно посвятить изучению Апостола - второй части Нового Завета. Особенно важно внимательно таким же образом проработать и все апостольские послания.

Для подготовки к этим занятиям хорошо пользоваться Толковой Библией с комментариями Лопухина и Толковым Апостолом издательства "Правило веры" (Москва, 2008, 2009, 2010 гг.) Вышли четыре тома. Пятый должен быть по Апокалипсису, я еще его не видел.

Полезно прочитать и проанализировать Откровение святого апостола Иоанна Богослова, но строго в соответствии с церковной традицией и святоотеческими комментариями. Такими пособиями могут являться: "Апокалипсис святого Иоанна Богослова" - сборник святоотеческих и богословских истолкований, составленный М. Барсовым; "Толкование на Апокалипсис" св. Андрея, архиепископа Кесарийского; но особенно подходящим для подготовки к занятиям считаю "Апокалипсис в учении древнего христианства" архиепископа Аверкия (Таушева) и иеромонаха Серафима (Роуза).

Параллельно с занятиями по изучению Нового Завета, вечером в другие дни священник ведет группу занятий по Литургике, достаточно подробно говоря о богослужении в Православной Церкви.

3. Опробован и еще один вариант изучения основ Христианского вероучения: изучение смысла и значения церковных праздников в их исторической и логической связи. Для этого используются новозаветные тексты, связанные с великими событиями христианской истории, богослужебные тексты из Октоиха, Миней, Триоди постной и цветной. И самое главное - репродукции традиционных, написанных темперой, русских или греческих икон.

В этом варианте преподавания отсчет ведется с праздника Рождества Пресвятой Богородицы и далее в хронологическом порядке освещаются сами события, включая Тайную Вечерю и Воскрешение Лазаря, до Успения Пресвятой Богородицы. Можно добавить и беседы о Воздвижении Креста Господня и Покрове Пресвятой Богородицы.

В центре внимания - праздничная икона со всеми изображенными на ней деталями, Евангельское повествование и праздничные тропари и стихиры. Относительно последних: преподавателю предварительно необходимо с помощью словаря церковно-славянского языка и возможных русских переводов богослужебных текстов подготовить материалы, помогающие осмыслить и проанализировать изучаемое.

При таком построении занятий постижение Основ православного вероучения осуществляется не только на основе Священного Писания, но и с помощью богослужебных текстов Православной Церкви, в которых также звучит голос Священного Писания.

Такое изучение православного вероучения позволяет не только осмыслить важнейшие вопросы веры, но и, можно сказать, разложить все по полочкам, выстраивая в стройную систему православного миропонимания.

4. И, наконец, я хочу рассказать еще об одной системе изучения православного вероучения, очень интересной и эффективной, но практически никем не используемой. Это изучение Христианства исключительно по богослужебным книгам. По такой системе мне удалось три года подряд заниматься с одной группой, ни разу не повторяясь.

Тут могут использоваться, буквально, чуть ли ни все богослужебные книги, и при этом не играет существенной роли порядок праздничных событий.

Великим Постом мы изучаем богослужебные тексты из Триоди постной, перед Пасхой и после нее - из Триоди цветной. Очень много интереснейшего материала содержится в воскресных службах Октоиха. И, конечно, глубоко осмысляются темы праздников в Минеях. Кроме того, можно изучать тексты по Служебнику и Требнику, так же используя наличные русские переводы для объяснения смысла используемых молитвословий. Причем мы касаемся не только вопросов вероучительных, но также и нравоучения и аскетики.

Приведу один только пример. Для чего рождается Иисус Христос? Какова цель Воплощения?

Читаем тропарь предпразднства Рождества Христова: "Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение. Наста же время рождества, и место ни единоже бе обиталищу, но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается прежде падший воскресити образ".

Дадим конспективное объяснение: Божия Матерь имеет во чреве бессеменно зачатого Сына. То есть сбывается Первоевангелие, открытое людям после грехопадения в третьей главе Бытия: именно Семя жены поразит главу змия, то есть нанесет сокрушительное поражение диаволу. Тот, кто будет зачат во чреве без соединения мужской и женской клетки, победит змия - диавола.

Когда Христос родился, люди не захотели потесниться и дать Ему место, лишь бессловесная скотина подвинулась в хлеву. И эта пещера, бывшая сараем для скота, стала для Богоматери и для нас с вами "Красной палатой", то есть дивным храмом и дворцом. Куда приходит Бог, там все преображается. Где присутствует Бог, там сияет вечная духовная красота. И по сей день это место является великой христианской святыней - мы говорим о храме Рождества Христова в Вифлееме.

Человек является образом Божиим, но грехопадением этот образ в людях изуродован, человечество больно грехом. Цель Христова Воплощения - "прежде падший воскресити образ". Не простить человека, не забыть о его греховном состоянии, а обновить его. Что и совершает Господь Крестом, Воскресением и основанием Церкви Христовой. Именно в ней в таинственном соединении со Христом и обновляются - духовно воскресают - верующие люди. Таким образом, суть спасения состоит в духовном преображении человека, в победе над греховным искажением человеческой природы.

Итак, я сказал о тех системах катехизации взрослых, с которыми сам знаком.

Просветительская работа со взрослыми в церковно-приходских школах интересна, необходима, востребована и очень эффективна.

Результатом обобщения многолетнего преподавательского опыта в детских и взрослых группах воскресной школы стало создание серии учебных пособий по изучению "Основ православной веры": "Великие праздники", "Десять заповедей", "Христос и мы", "На камне или на песке?" и "Иконы. Пособие по изучению "Основ Православной культуры" и Закона Божия" (автор - протоиерей Борис Балашов). Данные пособия могут использоваться не только в воскресных школах, но и в светских учебных заведениях для изучения "Основ православной культуры". Книги выпущены издательством "Христианская жизнь", все они получили одобрение Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви или Издательского Совета Русской Православной Церкви.

Фото: Геннадий Алексеев

Обучение дошкольников основам православного вероучения с помощью репродукций икон
Вышла новая книга протоиерея Бориса Балашова "О нашей вере. Вопросы и ответы"


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (23.02.2012) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 4612
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика