Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

О церковном суде
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 01.07.2022, 01:05 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события
Пеший поход
«Дорога в Лавру»


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

О церковном суде

Автор: Протоиерей Алексий Тюков

Церковный суд

Протоиерей Алексий Тюков

Сегодня мы поговорим о том, что, судя по частым вопросам, интересует многих: есть ли в современной Церкви орган, отвечающий за "собственную безопасность", то есть люди, уполномоченные рассматривать особо важные обвинения (жалобы), поступающие от мирян или священников на других священников?

Вначале я хотел бы подкорректировать формулировку. Фактически речь идет о церковном суде.

Церковный суд - это орган, который, в первую очередь, отвечает не за безопасность Церкви, а призван пресекать в Церкви зло, которое возникает в связи с каноническими нарушениями священнослужителей или мирян, и эти канонические правонарушения могут привести к нестроению в Церкви, нанести зло другим членам Церкви и самому согрешающему.

Судебная система в Русской Православной Церкви устанавливается священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви и Положением о церковном суде.

Суд в нашей Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами трех инстанций:

а) епархиальными судами, имеющими юрисдикцию в пределах своей епархии;

б) общецерковным судом, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви;

в) высшим судом, судом архиерейского собора с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви.

Вообще судебная власть в Церкви принадлежит исключительно епископам. На разных уровнях это Патриарх, Священный собор или епархиальный епископ той области, в которой вы живете. Это вытекает из церковно-литургического понимания роли епископа, которую предельно четко выразил древний святой священномученик Игнатий Богоносец: "Где епископ, там и Церковь, где Церковь, там и епископ".

Церковный суд - это всего лишь один из служебных компонентов судебной системы Церкви, которому епископ делегирует право экспертного рассмотрения дел, требующих дополнительного исследования, установления фактов и канонической их оценки. В таком суде в епархии рассматриваются дела по обвинению клириков и мирян. Если речь идет о жалобах на священников, то, видимо, целесообразно говорить только об епархиальном суде.

Правящий архиерей решает, рассматривать ли дело единолично или передать его для рассмотрения церковному суду. Как правило, он сам рассматривает дело, когда оно предельно ясно. Например, если священнослужитель вступил во второй брак, здесь не требуется исследований церковного суда, чтобы лишить такого клирика сана. Если же все-таки требуется выяснение факта совершения церковного преступления, то дело рассматривается в судебном порядке епархиальным судом.

Епархиальный церковный суд не выносит приговора по делу, он устанавливает факт совершения церковного преступления и лицо, совершившее это преступление, а также дает каноническую справку по рассматриваемому делу. На основании принятого епархиальным судом постановления решение принимает сам правящий архиерей. Иногда окончательное решение по делу принимает Святейший Патриарх, но только в тех случаях, когда речь идет об отлучении мирянина от Церкви или пожизненном запрещении клирика в служении или извержении его из сана. Поэтому если есть веские основания для обращения к правящему епископу в отношении каких-то серьезных проступков наших собратий по вере, то есть смысл обратиться к правящему епископу области, аргументированно изложив ему свое видение ситуации.

При этом очень важно не озлобляться на тех людей, которые, как нам кажется, подлежат церковному суду; необходимо усердно за них молиться Богу, чтобы Господь помог им избавиться от греховной жизни, помог им обратиться на путь покаяния. И будем помнить, что если мы неправедно кого-то обличаем, осуждаем, то Господь может и нам попустить в нашей жизни впасть в эти же грехи. Помогай нам Господь избавиться от путей, ведущих ко греху, и найти тот путь, который ведет нас к радости!

Фото: Василий Кузьмин

Со страхом Божиим
Что значит: быть христианином?


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (29.03.2012) | Автор: Протоиерей Алексий Тюков
Просмотров: 2392 | Комментарии: 6
Всего комментариев: 6
0
4 Натали2058   [Материал]
Я со своей стороны закрываю эту тему и предлагаю другую /так как добровольцев нет/.Принятие нового закона об оскорблении чувств верующих само по себе уже в некотором образе затрагивает всех ,потому что и этот закон не будет работать .И не найдутся добровольцы в помощь оскорбленному в своих религиозных чувствах .А что Вы думаете по этому поводу?

0
5 tbmanager   [Материал]
Боюсь, что эта "палка о двух концах" в умелых руках и при соответствующей накачке деньгами может превратиться в дубинку, направление ударов которой непредсказуемо...

0
6 Натали2058   [Материал]
Спасибо за ответ!

0
2 Натали2058   [Материал]
А моментов ,так сказать ,море.Я предлагаю разработать возможность юридической консультации от человека .не болеющего корыстолюбием, с христианским мировозрением на все ЭТО безобразие правильно реагирующим.Есть-же православные люди в полиции ,различных структурах МВД и судебных инстанциях,которые могли бы поделиться опытом ,а может -быть конкретно помочь своему брату или сестре по приходу.Не верю ,что кругом равнодушие и деньги!Можно было-бы продумать составление ходатайств,прошений от лица Настоятелей и Благочинного.Следующие моменты напишу потом.

0
3 tbmanager   [Материал]
Если б были добровольцы, обладающие достаточной квалификацией, желанием и свободным временем...

3
1 Наталия Пасынкова   [Материал]
Как было-бы совсем неплохо для мирян ощущать и юридическую поддержку на своих приходах,как живое взаимодействие внутри Церкви.Мне кажется такая возможность вполне реальна при внешней отделенности от государства.Наши бедные люди несут свои деньги ,чтобы получить элементарные услуги по своим правам , в итоге они узнают ,что они больше должны и обязаны ответчикам.Конечно это хорошая практика на смирение,терпение,прощение и даже больше того.Как же тяжело наверное приходиться принимать решения на Церковных судах и точно знать ,что и за это нужно будет держать ответ у Главного Судии?Ведь Понтий Пилат всячески не хотел сам решать ТО,ЧТО произошло!
Дай Бог здоровья всем людям ,ждущим Божьего вмешательства в их земные суды ! И хорошо -бы при этом понять ,когда, как и где пора действовать.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика