Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

О Евхаристии
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 17.01.2019, 04:13 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождество Христово
Рождество Христово
7 января -
Рождество Христово



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события




Главная » Статьи » Церковные Таинства

О Евхаристии

Автор: митрополит Сурожский Антоний

Когда на Тайной Вечере Господь установил Таинство нашей веры, которое мы называем Божественной литургией или Евхаристией, Он собрал вокруг Себя Своих учеников: и тех, которые позже стали верными Ему так, что умерли за Него, и того, который уже решился предать своего Учителя; вместе с остальными Господь поставил его перед лицом несказанной любви Божией; потому что быть принятыми за чей-то стол означает, что он, наш хозяин, считает нас равными себе, своими сотоварищами, которые имеют право преломить хлеб вместе с ним, разделить с ним сущность жизни; и здесь Господь делает учеников равными в любви Божией, равными Богу через Его любовь к нам. Это - одна сторона необычайных событий, которые мы называем Тайной Вечерей.

Евхаристия

Причастие на Страстной седмице

Но мы называем эти события еще другим именем: мы называем это Евхаристией, от греческого слова, которое означает одновременно дар и благодарение. И действительно, это причастие Телу и Крови Христовым, это невероятное при-общение, в которое Он нас принимает, является самым большим даром, который Господь может нам дать: Он делает нас собратьями и равными Себе, со-трудниками Богу, и через невероятное, непостижимое действие и силу Духа (ибо этот Хлеб - больше не хлеб только, и это Вино - не только вино, они стали Телом и Кровью Дающего) мы становимся зачаточно, а постепенно все больше, участниками Божественной природы, богами по приобщению, так, что вместе с Тем, Кто есть воплощенный Сын Божий, мы становимся единым откровением Божиего присутствия, "всецелым Христом", о Котором говорил святой Игнатий Антиохийский. И даже больше этого, выше и глубже этого: в этом приобщении к природе и жизни Единородного Сына Божия, по слову святого Иринея Лионского, действительно мы становимся - по отношению к Самому Богу - единородными сынами Божиими.

Это - дар; но в чем благодарение? Что мы можем принести Господу? Хлеб и вино? Они и так принадлежат Ему. Самих себя? Но не Господни ли мы? Он призвал нас из небытия и одарил нас жизнью; Он наделил нас всем, что мы есть и что у нас есть. Что же мы можем принести, что было бы действительно наше? Святой Максим Исповедник говорит, что Бог может сделать все, кроме одной вещи: самую малую из Своих тварей Он не может принудить полюбить Его, потому что любовь - наивысшее проявление свободы. Единственный дар, который мы можем принести Богу, это любовь доверчивого, верного сердца.

Но почему благодарением называется именно эта таинственная евхаристическая трапеза скорее, чем любое другое богослужение или любое другое наше действие? Что можем мы подарить Богу? За столетия до того, как пришел на землю Христос и открыл нам Свою Божественную любовь, этот вопрос ставил себе псалмопевец Давид, и ответ, который он дает, такой неожиданный, такой подлинный, верный. Он говорит: Что я воздам Господу за все Его благодеяния ко мне? - Чашу спасения приму, и имя Господне призову, и молитвы мои воздам Господу... Наивысшее выражение благодарности не в том, чтобы отдарить человеку обратно, потому что если кто получит дар и отдарит за него, то он как бы расквитался и тем упразднил дар: дающий и получающий сравнялись, оба стали дарителями, но ответный дар в каком-то смысле разрушил радость обоих.

Если же мы способны принять дар всем сердцем, мы этим выражаем наше полное доверие, нашу уверенность, что любовь дающего совершенна, и принимая дар всем сердцем и во всей простоте сердца, мы приносим радость и тому, кто дал от всего сердца. Это верно и в наших человеческих взаимоотношениях: мы стремимся отплатить за дар, чтобы только избавиться от благодарности и как бы порабощения, когда получаем дар от кого-то, кто нас недостаточно любит, чтобы одарить нас от всего сердца, и кого мы сами любим недостаточно, чтобы принять от всего сердца.

Вот почему Евхаристия - величайшее благодарение Церкви и величайшее благодарение всей земли. Люди, которые верят любви Божией открытым сердцем и безо всякой мысли "расквитаться" за дар, а только радуясь той любви, которую дар выражает, получают от Бога не только то, что Он может дать, но также и то, чем Он Сам является, и участие в Его жизни, в Его природе, Его вечности, Его Божественной любви. Только если мы способны принять дар с совершенной благодарностью и совершенной радостью, наше участие в Евхаристии будет подлинным; только тогда Евхаристия становится наивысшим выражением нашей благодарности.

Но благодарность трудна, потому что она от нас требует надежды, любящего сердца, способного радоваться дару, и совершенного доверия к дающему и веры в его любовь, в то, что этот дар не унизит нас и не поработит. Вот почему изо дня в день мы должны врастать в эту способность любить и быть любимым, способность быть благодарным и радоваться; и только тогда Тайная Вечеря Господня станет совершенным даром Божиим и совершенным ответом на нее всей земли. Аминь.

1969 г.
Из книги митр. Антония Сурожского "Во имя Отца и Сына и Святого Духа"
Клин, "Христианская жизнь", 2010

Фото: Галина Акулова

Развитие чинопоследования ЕвхаристииО развитии чинопоследования Евхаристии
Автор: протоиерей Алексий Тюков
В течение веков может меняться форма каких-то действий. Например, в первые века христианской истории христиане, жившие в тогдашней Римской империи, были вне закона и поэтому собирались по домам или, как римские христиане, в катакомбах и там совершали Божественную Евхаристию. Впоследствии, когда христиане могли открыто исповедовать свою веру, вполне естественно появилась возможность большего литургического творчества, как, скажем, Чаши Евхаристии, на которых могли выгравировываться изображения Иисуса Христа, Креста, священные надписи, напоминающие нам об установлении Таинства Причащения, или другие символы, возводящие ум человека к словам Христовым. Появилась возможность строить храмы как особые молитвенные места.



Протоиерей Алексий Тюков о посте перед Причастием в сплошные неделиНужно ли поститься перед Причастием в сплошные недели?
Автор: Протоиерей Алексий Тюков
Редкое Причащение - не норма для жизни христианина. Человек-христианин опытно понимает и осознает необходимость как можно чаще подходить к Чаше Христовой, черпая те духовные и телесные силы, которые необходимы в борьбе с греховными устремлениями нашей падшей природы. Относительно подготовки к Причащению, я могу предложить Вам ту практику, которую я воспринял и руководствуюсь ей в своей пастырской деятельности.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковные Таинства | Добавил: pravklin (17.04.2014) | Автор: Митрополит Сурожский Антоний
Просмотров: 1249
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск






Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2019 Яндекс.Метрика