Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

О православном отношении к трапезе
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 27.10.2021, 15:55 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

О православном отношении к трапезе

Автор: Ирина Филиппова

Наверное, каждому христианину известна молитва Господня "Отче наш". Ее дал нам Сам Спаситель. В этой молитве есть слова: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь". Так мы просим Бога не оставить нас без пищи, подразумевая здесь не только духовную пищу, но и материальную составляющую, без которой человек не может существовать.

Н.П. Богданов-Бельский. "Новые хозяева"

Христианство сформировало на Руси не только государственность и национальную культуру, но и множество бытовых традиций, связанных с православным мировоззрением, в том числе, конечно, и с трапезой. В русских семьях веками формировались не только национальная кухня, но и культура приема пищи, соответствующие правила поведения. В современном обществе, к сожалению, многие традиции "канули в лету". Люди привыкли есть "на ходу", в спешке. Семейные обеды стали, скорее, исключением, чем правилом. И в ближайших публикациях мы решили поговорить о том, как нужно правильно относиться к еде и насколько важно соблюдать традиции, заложенные нашими предками.

И. Филиппова

Беседа с настоятелем Успенского храма г. Клина протоиереем Александром Горовским

- За масленичной неделей идет Великий пост - в русском народе эти события традиционно связываются с особенностями трапезы. На Ваш взгляд, насколько важно соблюдать эти традиции, нужно ли возрождать те из них, которые были забыты?

- Я не открою Америки, если скажу, что образцом для жизни каждого православного христианина являются монастыри, а в пользу совместных трапез говорит и архитектура храмов, которые состоят из трех частей: алтаря, центральной части и трапезной. До сих пор в некоторых монастырях в трапезной части стоят столы и скамьи, и люди после богослужения принимают здесь пищу. Традиция общей трапезы после службы восходит к самым первым векам христианства. Точно так же и в семье домочадцы собираются за трапезой и обсуждают насущные вопросы, проблемы. И как во главе монастыря стоит игумен, так и во главе семьи стоит отец. Остальные (в идеале) находятся у него в послушании. Поэтому за столом центральное место занимает глава семьи, и к этому все относятся с уважением. И такое отношение должно быть не пустым обрядом, а духовной необходимостью: ну как я буду кушать, если отец, который трудится, обеспечивает семью, еще не ел. Или как я могу залезть в холодильник и съесть что-то вкусненькое, если мои мама, братья и сестры этого не ели? Разве это по-христиански? Здесь любовь диктует свои законы.

- В современном обществе стало принято перенимать чужие для нас традиции - с Запада приходят новые праздники, люди начинают увлекаться восточной культурой, в которой много внимания уделяется обрядам, в том числе и в еде. Насколько опасны такие увлечения?

- Все это ложь, чушь и бред. Возьмем, например, фэн-шуй. Ну как наша жизнь может зависеть от расстановки мебели? Мы обращаемся к Богу, а не к мебели, от Бога ищем помощи и благословения.

Сегодня наше общество настроено на быстрое, моментальное удовлетворение человеческих страстей. Посмотрите на западное протестантское общество. Там в церковь уже можно въехать на машине, помолиться, не выходя из нее, и ехать дальше по своим делам. В католических соборах стоят скамьи, на которых можно посидеть нога на ногу, "помедитировать". Так же и в еде - все ради удовольствия. Поэтому те, кто увлекается фаст-фудом, бегает из ресторана в ресторан, вредят чревоугодием не только своему здоровью, но и своей душе. То же самое можно сказать и о любителях китайских чайных церемоний с их благоговейным отношением к чаю. Нам все это чуждо, потому что православное понимание традиций основано не на каких-то внешних обстоятельствах, а на внутреннем движении души человека, которое опирается на такие понятия как любовь, семья, дружба, смирение, послушание.

- Каким тогда должно быть правильное отношение к еде и как нужно принимать пищу?

- В монастырях монахи, когда готовят пищу, всегда молятся. Недаром паломники говорят о том, как вкусна монастырская трапеза. Казалось бы, чего там вкусного - щи да каша? А все потому, что во время приготовления пищи идет молитва и Господь благословляет этот труд.

Так и в семье, когда готовишь, нужно молиться, а не болтать, браниться, осуждать и т.д. Перед приемом пищи мы все читаем молитву "Отче наш", в которой просим Господа не только дать нам пищу, но и благословить всю нашу жизнь. Церковь против любой страстности. Пищу следует принимать без суеты, но и не смакуя. В тоже время к ней нужно относиться как к Божьему дару. Помню, когда я служил в армии, для меня всегда было шоком отношение русских солдат к хлебу. Они могли просто выбросить его, и он валялся на земле. Но никогда ни один узбек, таджик, дагестанец или чеченец не пройдет мимо валяющегося куска хлеба. Он всегда поднимет его и положит на возвышение. И это правильное отношение к пище. А у нас сейчас зачастую еда тухнет в холодильниках, хлеб плесневеет, и мы выбрасываем испорченные продукты в мусор. Видимо, современному человеку нужно испытать голод, чтобы оценить Божию заботу о нас.

Беседовала И. Филиппова



Великий постПост
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Известно, что в разных религиях и у разных народов существует пост как воздержание от какой-либо пищи или полное воздержание от еды. Не является в этом отношении исключением и христианство. Однако уже два тысячелетия своей земной истории Православная Церковь утверждает, что христианский пост отнюдь не является только воздержанием в пище.



Весна души и время покаянияВесна души и время покаяния
Автор: Ирина Филиппова
О тех вопросах, которые встают перед каждым человеком, начинающим поститься и задумываться о духовной жизни своей души.
Беседа со священником Владимиром Калуцким, настоятелем храма Архангела Михаила с. Поджигородово.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (13.03.2015) | Автор: Ирина Филиппова
Просмотров: 4415
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика