Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

О прейскурантах и пожертвованиях
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 26.03.2017, 19:53 | RSS
 
Форма входа


Великий пост
Великий пост
Великий пост


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Как мы веруем

О прейскурантах и пожертвованиях

Автор: Протоиерей Борис Балашов

"Нельзя служить двум богам - Господу и маммоне". Так почему в наших православных храмах берутся деньги за Таинства? Неужели Христос брал деньги у слепых, хромых, расслабленных за исцеления, а Иоанн Креститель за Таинство Крещения или апостолы за чудеса и исцеления? Христос гнал и бичевал продающих и покупающих в храме, а у нас в храмах уже прейскуранты висят, что и сколько стоит…

О прейскурантах и пожертвованиях

Знакомые упреки? Конечно. По этому поводу немало язвительных упреков приходится слышать и читать как от атеистов и сектантов, так и от тех, кто именует себя православными.

Давайте разбираться.

"Нельзя служить двум богам - Господу и маммоне". Да, это так, и об этом сказано в Евангелии Самим Господом Иисусом Христом.

В данном случае говорится, что нельзя с равным усердием служить Богу и исполнять Его волю и со столь же равным усердием стремиться к приобретению земных благ и ценностей. Но Иисус Христос никогда не говорил о том, что человеку не нужно честным трудом зарабатывать на жизнь себе и своей семье.

Далее перехожу к распространенному упреку: "Почему в наших православных храмах берутся деньги за Таинства? Неужели Христос брал деньги у слепых, хромых, расслабленных за исцеления?"

Начнем со второй части этого вопроса. Хорошо будет, если вопрошающий откроет Евангелие и внимательно прочитает хотя бы одно из четырех.

Мы нигде в Священном Писании не встретим, чтобы Иисус Христос брал деньги за проповедь, чудеса, исцеления и воскрешения мертвых. Да и денег личных у Него никогда не было с тех пор, как Он вышел на открытое служение спасению человеческого рода в тридцать лет после принятия Крещения от Иоанна. До этого Спаситель занимался ремеслом плотника, которому научился у Своего приемного отца Иосифа Обручника, и собственным трудом содержал Себя и Свою мать - Деву Марию. Но вот во время Своей проповеди Господь никаким ремеслом не занимался. Апостолы Петр, Андрей, Иаков и Иоанн прекратили свою рыбацкую работу, а Матфей оставил труд сборщика налогов. Так же и другие апостолы, ходя за Христом, занимаясь проповедью народу, перестали зарабатывать средства себе на пропитание. Однако и Христос, и апостолы были одеты, кушали, где-то ночевали. Эту пищу, одежду, ночлег им предоставляли люди, которые своей заботой о материальных нуждах Спасителя и Его учеников помогали им совершать то служение, на которое они были призваны.

Откроем Евангелие от Матфея и прочитаем наставление Иисуса Христа двенадцати апостолам перед отправлением их на проповедь: Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания (Мф. 10, 7-10).

Служитель Христов не должен торговать Божиими дарами, брать за это деньги. Однако обязанностью верующих является забота о материальных нуждах проповедников и служителей Христовых, что ясно вытекает из слов Господа: трудящийся достоин пропитания.

В нашей стране государство с 1918 года сняло с себя обязанности заботиться о Православной Церкви и содержать ее деятельность. И верующим пришлось на свои собственные средства содержать Церковь и ее тружеников.

Почему же у нас в Русской Православной Церкви не поощряется трудовая деятельность священнослужителей помимо своих приходов?

Отвлечемся на минуту от церковных проблем. Хорошо ли было бы для нас, если медицинские работники вынуждены были бы зарабатывать в других сферах деятельности, а медицинским трудом начинали бы заниматься после того, как рабочий день отработали на другой работе? У меня есть большие сомнения, что мы с удовольствием сели бы в зубоврачебное кресло, когда у дантиста руки трясутся от усталости, или радостно ложились бы на хирургический стол, когда у доктора перед операцией уже слипаются глаза после трудового дня "на стороне"?

Понятно, что это была бы абсурдная ситуация. Педагог свои силы должен отдавать детям, врач - больным, священник - тем, кто нуждается в церковной молитве или пастырском окормлении. Это должно быть их основным делом.

По этой причине содержание священнослужителей в нашей стране является обязанностью общины верующих - прихода. Приход же получает добровольные пожертвования от прихожан.

Здравомыслящий верующий, беря свечу в церковной лавке, понимает, что те деньги, которые он за нее оставляет в церкви, не являются стоимостью свечи, а формой его личной жертвы Богу на храм.

Русские протестанты нередко укоряют православных, что те приносят денежные пожертвования в храм, когда идут на молитву. Однако "по деликатности" умалчивают, что у них самих, помимо добровольных пожертвований, существует обязательная десятина - обязательные пожертвования на их общину в сумме 10% от их дохода. Это, впрочем, их дело. У нас никаких обязательных пожертвований на храм не существует, хотя обязанность содержать храмы Господь с верующих не снимал.

Вернемся далее к вопросу о "прейскурантах, которые уже висят в храмах". Абсолютно согласен, что это безобразие! Только вот в чем ошибка: не "уже", а "еще", и то далеко не везде.

Почему "еще"? Потому что в недавнем прошлом безбожная власть для контроля за деятельностью Церкви требовала от приходов четкой фиксации цен на все требы и обряды, совершаемые в храмах. В настоящее время церковная иерархия требует от приходов, чтобы такая практика советского времени была абсолютно прекращена, и наказывает тех, кто не хочет жить по церковным правилам. Поэтому, если в храмах есть "прейскуранты", - это своеволие местных работников и непослушание церковной власти и Патриарху.

Обращаемся снова к словам: "Христос гнал и бичевал продающих и покупающих в храме". Все верно, только давайте вспомним, что именно продавали и покупали в Иерусалимском храме.

В этом храме приносили в жертву животных. Евангелист Иоанн пишет: Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли (Ин. 2, 13-16).

Христос не запрещал евреям приносить таковые жертвы в храме. Но продаваться эти животные должны вне храма, как раньше и было. Первосвященники и их сотрудники делали свой незаконный бизнес. Они сдавали в аренду места во дворе храма, где продавцы устраивали загоны для скота, который был предназначен для продажи совершающим в храме свои жертвоприношения. Рев животных и их нечистоты оскверняли храм, как и денежные операции от этой торговли.

В Иерусалиме и Палестине во времена Иисуса Христа имели право пользоваться только римскими деньгами, так как Иудея вместе со всей Палестиной и Сирией входили в состав Римской империи. Но в самом Иерусалимском храме римские монеты с изображением императора, который считался живым богом, никак не могли употребляться. Поэтому было разрешено в храме для пожертвований и приобретения животных использовать традиционные еврейские деньги. По этой причине была необходимость в обменных пунктах, где бы римские деньги обменивались на еврейские. Ради собственной наживы храмовые начальники в самом храме за арендную плату разрешали работать денежным менялам, которые добавляли немалую часть криков, шума и ругани в духовную атмосферу храма.

В православных храмах верующим должны предлагать духовные книги, иконы и разную церковную утварь. Беря что-либо себе в храме, верующий оставляет свое пожертвование на церковную деятельность: ведь ни чайников, ни кастрюль, ни колбасы, ни компьютеров вы не увидите в церковных лавках, чтобы были основания говорить о торговле. И уж тем более волов и овец я, слава Богу, ни в одной церковной лавке не встречал. А если Вы увидите, что в храмах продают что-то совсем не относящееся к духовной жизни и Церкви, то это грубое нарушение самих основ церковной жизни.

Фото: Татьяна Каледина

Дом Мой есть дом молитвы
Трудно богатому войти в царство небесное


Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: pravklin (16.06.2011) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 6682
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск


Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика