Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

О стрельбе в Ивантеевке и информационной среде
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 23.11.2017, 17:48 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Церковь и общество

О стрельбе в Ивантеевке и информационной среде

Автор: Юрий Пущаев

Вопрос информационной безопасности – это сегодня вопрос №1

Татьяна Шишова, психолог, арт-терапевт, сопредседатель Международного общества арт-терапевтов и арт-педагогов:

– Конечно, человеческая психика может расшататься или повредиться под влиянием неблагоприятной информационной среды. С другой стороны, человек с изначально не очень крепким психическим здоровьем особенно быстро может подсесть на всякие компьютерные игры-стрелялки, агрессивные фильмы и клипы и т.д. Насколько я знаю, этот подросток действовал не спонтанно. Он давно говорил и писал в блогах о своей ненависти к школе, о желании что-то с ней сделать. Все это достаточно долго в нем копилось и подпитывалось. Поэтому, я думаю, надо поинтересоваться, каким был круг его интересов, в каких группах в социальных сетях он сидел, какие музыкальные группы слушал и т.д.

Здесь должен быть комплексный подход. Во-первых, должно быть кардинальное, не косметическое, а именно кардинальное, оздоровление информационной среды. Законы, которые сейчас есть, например, «закон о маркировке», – это, конечно, хорошо, но этого совершенно недостаточно. Сегодня подросток может достаточно легко набраться впечатлений, которые расшатывают психику (группы в соцсетях, клипы, фильмы), и напитаться этими идеями, потому что существует масса ресурсов, сайтов, где буквально накачивают такими депрессивно-агрессивными настроениями. Также они подают идеи, как расправляться с обидчиками и т.д. Все это пропаганда ненависти. Поэтому, я считаю, конечно, должны быть фильтры и цензура. Есть государства, которые относятся к этому более серьезно, и у людей уже больше нет возможности посещать подобные ресурсы. Вопросы информационной безопасности и создания здоровой информационной среды – это сегодня вопрос №1, который пока решается очень медленно.

Второй аспект произошедшего – это, конечно, роль семьи. Скорее всего, этот ребенок очень много времени проводил за сидением в компьютере, в гаджетах, и вряд ли родители за ним достаточно присматривали. Я, конечно, не знаю ситуацию в семье, но тем не менее получается, что родители покупают ребенку всякие компьютерные игры и гаджеты, считают, что без них жить невозможно, а в итоге пожинают проблемы.

Важна также и роль школы. Я знаю, что этот парень наблюдался у психиатра, а к таким детям все-таки надо относиться с повышенным вниманием и стараться находить подход, помогать как-то гармонизировать их психику.

И, конечно, тут также встает просто животрепещущий вопрос о том, что за эти годы, на фоне разрушения психики детей путем информационного воздействия, у нас практически разрушена психиатрическая помощь подросткам. Реальную психиатрическую помощь сегодня подросткам получить неоткуда. В Москве даже закрыли отделение в больнице, где оказывали психиатрическую помощь подросткам, куда клали детей в психически нездоровом состоянии. Упразднена и такая специальность, как «детская психиатрия». То есть на фоне разрушения психического здоровья детей, по сути, произошло разрушение психиатрической службы для детей и подростков.

Можно сказать, что этот случай – плоды такой политики. Если она будет продолжаться, подобных плодов будет еще больше.

Мы забываем, что информация меняет нас

Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной Семинарии:

– Случившееся в Ивантеевке – это, прежде всего, душевный сбой. Пятнадцатилетний юноша действовал в состоянии аффекта, он перестал контролировать себя. Поэтому после печального события он выражал раскаяние и испрашивал прощения у тех, кто пострадал. Но этот сбой наверняка был продиктован той информационной средой, в которую себя юноша поместил.

Мы всё время забываем, что информация меняет нас. Информация – это как пища, которая может и пользу нести, но может и отравить, если она сама несет в себе яд. Обилие жестокостей, убийств в интернете, в соцсетях, в компьютерных играх привело к тому, что уже в раннем возрасте идут на такие шаги, которые раньше нормальный человек и помыслить не мог.

Есть еще один важный момент. По сведениям, юношу подвергали преследованиям и унижениям одноклассники. Он мог почувствовать себя изгоем, спрятаться где-то внутри себя, а потом выплеснуть свое негодование в виде такого экстраординарного поступка.

В юношеском возрасте присутствует героика, желание подвигов, подчеркивание своей личности. Это психология юношеского возраста. Но проявиться это может и через негатив, если ты заранее напитал себя негативом.

Весь инцидент, на мой взгляд, случился не от желания юноши кого-то убить, сколько от желания продемонстрировать себя как некоего супергероя. Это демонстрация того, что ты чего-то значишь и можешь, что к тебе тоже надо прислушиваться. Жаль, что желание заявить о себе выразилось не в творчестве, не в спортивном или интеллектуальном достижении, а в самом плачевном, уголовном поступке. Юноша добился своего: его испугались все – даже те, кто раньше над ним издевался. Только вот сильнее он сам от этого не стал. Он не другим, он, прежде всего, себе повредил своим печальным поступком.

Так и открываются окна Овертона

Михаил Хасьминский, руководитель Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье в храме Воскресения Христова на Семёновской:

Сейчас, в огромной степени под воздействием СМИ, принимает американизированные формы очередная деструктивная форма. Этот подросток из Ивантеевки сейчас получает в средствах массовой информации огромную известность – таким вот парадоксальным способом. СМИ это гиперболизируется и возводится в степень, обсуждается.

А говорить в связи с этим о каких-то тонких душевных переживаниях, о том, что его не понимали и т.д., просто абсурдно. Человек пришел с оружием в школу, пусть и пневматическим! И не никаких оправданий этому поступку быть не может. Это абсолютное табу, это нельзя – никогда и никому! Обсуждение, как он мог такое сделать – это уже во многом попытка оправдать его. Понять логику убийцы? А зачем ее вообще понимать? Так и открываются окна Овертона. Кое-кто начинает уже жалеть его и чуть ли не сочувствовать. Напоминает известный анекдот, как адвокат, обращаясь к присяжным, говорит: «Граждане присяжные заседатели, ну сами подумайте, кто бы после этого не выкинул тещу с балкона?».

Через многие современные средства информации и соцсети сегодня идет просто-напросто пропаганда различной дряни. И такая транслируемая модель поведения конечно влечет за собой увеличение разных форм деструктивного поведения – от насилия в школе вплоть до каннибализма.

По причинам трудно судить об этом, не зная деталей происшествия. А детали, я думаю, сейчас знают только следователи. Поэтому однозначно сказать, «что это», мне очень сложно. Возможно, этот парень просто душевнобольной, появились сообщения, что он наблюдался у психиатра. Возможно, это было подражательное поведение. Сюжеты такие не редкость как в тех же голливудских фильмах, так и в их реалиях. Возможно, эти действия совершены в результате какого-то аффекта.

Общая, главная причина та, что отсутствует понятная стратегия воспитания молодежи на уровне государства. А если нет понимания, каких детей мы хотим вырастить, то часть из них выросли сорняками – потребителями. Среди них множество агрессивных, не признающих авторитетов (символом которого является учитель) молодых людей. И дальше таких случаев, я думаю, будет, к сожалению, становиться больше — по одной простой причине. Ведь необходимо нравственное системное воспитание молодежи, чтобы дети могли отличать добро от зла. Французский философ Э. Дюркгейм говорил, что «нравственность – это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить». Табу не может существовать, если нет понятия зла, если нет системного воспитательного процесса, системного духовно-нравственного воспитания на общегосударственном уровне. Если нет очеловечивания, то на смену ему приходит расчеловечивание, и тогда, увы, еще и не такое может случиться.

Подготовил Юрий Пущаев

Источник: pravoslavie.ru
 


Время Хлестаковых. Мысли о сегодняшнем родительстве и воспитании
Автор: Андрей Рогозянский
Боязнь отстать во всеобщем забеге пересиливает доводы духовного разума. На всякое отступление изобретено оправдание. Быть христианином старательным, не сетующим, собранным – непопулярно

 


Чего хотят и к чему стремятся в православных школах?
Автор: диакон Иоанн Иванов
До 2000-х годов в образовательные учреждения с православным компонентом шли "свои" люди - зачастую без необходимого образования (я уж молчу про педагогическое). Таким "учителям" среди "православных" было хорошо и комфортно, и это понятно: общее, единое понимание православия со стороны школы-родителей-детей, т.к. все мы - семья.
И вроде бы Церковь отделена от государства, и в православных школах свой устав и порядки, однако за последнее десятилетие профессиональная ситуация круто изменилась: любому выпускнику 9-го и 11-го классов для вхождения во взрослую жизнь необходимо сдать ГИА или ЕГЭ. Даже православному.


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Церковь и общество | Добавил: pravklin (09.09.2017) | Автор: Юрий Пущаев
Просмотров: 178
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск




Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика