Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

О таинственно-благодатной жизни в старообрядчестве. Часть 1
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 03.05.2024, 01:16 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

О таинственно-благодатной жизни в старообрядчестве. Часть 1

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Протоиерей Борис Балашов (г. Клин)

Протоиерей Борис Балашов

Люди, которых мы обычно называем староверами или старообрядцами, являются потомками тех православных христиан, которые три с половиной столетия назад духовно отделились от Русской Православной Церкви. Их предки были ревнителями благочестия, только это благочестие носило характер чрезмерной привязанности к обрядовой стороне церковной жизни, к признанию абсолютной значимости разнообразных мелочных обычаев, к чрезмерной привязанности к каждой букве обряда. Конечно, эти явления жизни свойственны и нашей современной церковной жизни. И сейчас бытуют среди некоторых православных верующих взгляды, что самая главная задача Церкви - культурно-охранительная: сберечь те обычаи, традиции и обряды, которые веками сложились в обиходе церковной жизни. Но все наши традиции, обычаи и обряды имеют в Церкви не главную, а вспомогательную цель - помогать совершению спасения от греха и духовной смерти людей, открывать им врата Вечной Жизни и приводить их к личной встрече и соединению со Христом.

И сейчас находятся люди, которые, приняв православную веру, научившись выполнять бытовые традиции церковных людей, участвовать в богослужении Православной Церкви, стремятся фактически устроить для себя православное гетто или резервацию.

В советское время мы горько шутили, подходя к воротам Троице-Сергиевой Лавры (рядом с ними висела табличка, на которой было написано, что мы входим в "музей-заповедник"). Для верующих людей подобные слова как бы говорили, что они входят в "заповедник для православных", где священники и монахи могут свободно ходить в рясах, а православные люди - свободно креститься и молиться, и внутри ограды "заповедника" им ничего за это не будет.

Как нам хочется подчас уйти в такие резервации для благочестивых людей, отгородиться от "чужаков"! И как странно и тревожно звучат для нас слова Христа: Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?.. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 13-16).

Я не буду сейчас говорить о монашестве, которое играет важную и нужную роль в жизни Православной Церкви. Но быть "солью земли" можно только тогда, когда земли - людей - много, и небольшое количество соли делает все вокруг духовно незагнивающим, имеющим особый вкус и силу человеческой жизни.

И вот три с половиной века назад немалая часть православных русских людей постарались отгородиться от мира, в котором царствует грех. В основу их движения было положено не Евангелие, а стремление тщательно хранить "букву веры" и беречь обычаи, даже если они не очень правильные. Я не буду говорить об исторических событиях, связанных с расколом.

Если бы люди, протестующие против реформ патриарха Никона, были правы и действительно шли за Христом, они смогли бы объединиться на основе истинной веры в Спасителя мира и стали бы могучей и громадной духовной силой. Однако ими был избран другой путь, а где нет Христа, там царствует "иной товарищ" и происходят разделения. И это старообрядческое движение ни в какой момент реальной истории не стало способным объединиться вокруг Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь; эти люди только ссорились между собой из-за всяких мелочей, дробились, дробились и дробились так, что еще до революции старообрядчество превратилось в сотни враждующих между собой толков и групп.

Это трагическая история немалой части православного народа, которая положила в основу своей религиозной жизни сбережение милых сердцу обычаев и традиций, но при этом Сам Христос со Своей благодатной духовной жизнью оказался на периферии человеческого сознания.

Старообрядцы сделали много хорошего. Они сберегли и сохранили не только старинные православные иконы, но и традицию техники православного иконописания, сохранили традицию знаменного распева, множество древних книг, можно сказать, целый пласт русской культуры.

Русский зарубежный историк С.А. Зеньковский пишет о старообрядчестве: "Необходимо отметить их глубокую религиозность, преданность древним заветам и трезвое, осторожное отношение к канонам Церкви. Русское религиозное возрождение конца XIX - начала ХХ века многим было обязано этому консервативному старообрядческому направлению, сумевшему сохранить в повседневной жизни больше церковной и религиозной строгости, чем это сумела сделать сама Русская Синодальная Православная Церковь. Одной из особенностей церковной жизни старообрядчества было постоянное участие мирян и рядового приходского священства в религиозной жизни общин и в общецерковной организации. Даже после восстановления епископата в 1846 году прихожане и приходские иереи продолжали играть большую роль в организации и управлении Церкви, не оставляя ее всецело в руках епископата" (С. Зеньковский. Русское старообрядчество. Минск. Белорусский экзархат. 2007. с. 463).

К глубокому прискорбию, старообрядцы не сохранили, да и не могли сохранить вне Церкви, глубину благодатной духовной жизни, дух Христовой любви и непосредственное чистое восприятие Священного Писания Нового Завета. Все старообрядчество, несмотря на все те культурные ценности, которые оно сохранило, показывает тупиковый духовный путь развития в церковной жизни в стремлении не к единению во Христе, а в погоне за соблюдением "буквы" и всех мелочей сложившихся традиций. Когда в наше время задается вопрос: "Можно ли причащать ребенка, крещенного в старообрядческой церкви, ведь они тоже православные?" - на него можно ответить либо кратко, либо пространно. Я обычно иду по второму пути. Какой смысл мы вкладываем в понятие "старообрядческая церковь"? Нет никакой единой старообрядческой церкви. Есть два религиозных направления в среде христиан "старой веры": староверы и старообрядцы. Первое принято называть староверием. Это беспоповцы - верующие, считающие себя православными христианами, но отрицающие в принципе возможность благодатного священства после церковных реформ патриарха Никона и смерти священников, посвященных до раскола.

Коренное отличие беспоповцев от поповцев состоит в учении о том, что, по мнению беспоповцев, антихрист уже пришел и воцарился. Как пишут старообрядцы, "исторически это учение складывается постепенно, переходя от одной персонификации антихриста в лице ли императора Петра I или кого-то иного к более сложной концепции со своей системой доказательств. В своем законченном виде учение большинства беспоповских согласий велит принимать пришествие антихристово духовно в приточном смысле (от слова "притча" - прим. авт.)… Но какого бы понимания - духовного или чувственного - ни держались все беспоповцы, по их всеобщему убеждению, воцарившийся антихрист повсеместно истребил в церкви "жертву и жертвенники", а потому истинного священства на земле не может быть и лучше уж оставаться совсем без попов.

В связи с этим беспоповцы из церковных Таинств сохранили лишь Крещение и исповедь - то, что минимально необходимо для спасения, а во-вторых, то, что, по мнению беспоповцев, в исключительных случаях могут совершать простецы" (Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. Церковь. М., 1996. С. 48).

Я привел цитату из современного старообрядческого издания, в котором дана с их позиции характеристика учения староверов-беспоповцев.

В настоящее время, по моему мнению, элементы православного вероучения в некоторой степени сохраняются лишь в существующих в организованном виде староверческих общинах. В Москве сейчас есть только две такие общины на Преображенском кладбище: Поморского и Федосеевского согласий. Видимо, несколько сотен таких общин существуют в России и за ее пределами.

Большинство староверов имеют весьма смутные понятия о христианской вере и Евангелии Христовом. Вера их обычно выражается в сохранении двоеперстия и некоторых бытовых традициях.

Если человека окрестили в староверской часовне их наставники, то возможно признать действительным совершенное Крещение человека. Но оно однозначно нуждается в дополнении Таинством Миропомазания и участием в Таинстве Святого Причащения, каковых в принципе не может быть у староверов.

Если же Таинство Крещения совершено бабушкой-староверкой, которая сама понятия о Евангелии и Христовом учении не имеет, в благодатной жизни Церкви никогда не участвовала, то я не знаю, что стоит такое "крещение" и в чем его смысл? В подобном случае, по моему мнению, надо человека крестить, как положено в Православной Церкви.

Собственно старообрядцами называют таких православных людей "старой веры", которые в принципе признают возможность существования благодатного священства и церковные Таинства. В настоящее время мне известно три направления в церковной жизни старообрядчества, принимающего священство.

Сами старые традиции и обряды в дореформенном виде, какие они были до исправления богослужебных книг и церковных обычаев при патриархе Никоне, Русской Православной Церковью нисколько не отрицаются и признаются благодатными и приемлемыми для церковного употребления теми православными христианами, которые выросли в духовной традиции старообрядчества.

Первое, наименее многочисленное направление старообрядчества - это единоверцы, единственное направление среди всех старообрядцев, воссоединившееся с Православной Церковью и в полной мере обретшее благодатную жизнь при сохранении старых обычаев и обрядов. В этих приходах совершают свое служение священнослужители, рукоположенные православными епископами и находящиеся в их юрисдикции.

О принятии всех Таинств, в том числе Крещения и Миропомазания, совершенных единоверческими священниками по старым обычаям и обрядам, нет вообще никаких вопросов.

Второе направление старообрядчества - Русская православная старообрядческая церковь (Рогожского или Белокриницкого согласия). Она возглавляется старообрядческим митрополитом Московским и всея Руси и является наиболее многочисленной группой старообрядцев.

Эту церковную организацию в настоящее время возглавляет митрополит Московский и всея Руси (до празднования 1000-летия Крещения Руси он наименовался архиепископом Московский и всея Руси).

Священную иерархию они приобрели от заштатного и находящегося на покое митрополита Босно-сараевского Амвросия. В 1846 г. в Белокриницком монастыре на территории Австро-Венгрии состоялся старообрядческий собор. На нем было решено принять митрополита Амвросия в старообрядчество вторым чином через отречение от всех ересей и через Таинство Миропомазания.

Не знающий русского языка, "стоя пред царскими дверьми, начал велегласно русским языком проклинать все ереси…" (Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. Церковь. М., 1996. С. 45). Не понимая русского языка, но зная только сербский, он поисповедался своему новому духовнику священноиноку Иерониму, не знающего сербского языка.

В старообрядческую общину принят через Миропомазание, что по канонам Православной Церкви означает принятие в церковное общение в качестве мирянина и непризнание его священства. Однако при всем этом его приняли как архиерея.

Святым Миром старообрядцы могли пользоваться только тем, что оставалось от дораскольних времен, те есть освященным до 1666 г. Святое Миро могут освящать только епископы, каковых, признаваемых старообрядцами, уже почти 200 лет как не было. По словам самих старообрядцев, они "пользовались Святым Миром дораскольного освящения, которое оставалось у некоторых священников… По мере убывания Святого Мира его разбавляли оливковым маслом… Случаи, когда в старообрядчестве "мироварение" совершали не епископы, а священники, широко использовались официальной пропагандой господствующей церкви. Однако в тех случаях совершалось лишь простое варение масла с добавлением истинного мира и положенных для мироварения веществ, то есть по сути разрешенное уставом разбавление" (Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. Церковь. М., 1996. С. 171-172).

Абсурд на абсурде. Принятый по правилам через Миропомазание как мирянин, остается митрополитом. Святое Миро - уже давным-давно не миро; при многих миллионах крещенных за два столетия старообрядцев в этом так называемом святом мире уже, наверное, ни молекулы не осталось от нескольких пузырьков дораскольного Святого Мира через многократное разбавление маслом, да еще в больших масштабах. Поэтому и так называемое "миропомазание" митрополита Амвросия есть фактически неканоничное и бессмысленное, не имеющее никакого церковного и благодатного значения помазание маслом.

Митрополит Амвросий после этого остается в епископском сане и единолично рукополагает других епископов для старообрядцев. Но по церковным канонам для посвящения епископа необходимо обязательно никак не менее двух епископов. Один епископ не может в Православной Церкви рукоположить другого!

Так и появилась эта Белокриницкая иерархия у старообрядцев. Признана она законной только Римско-Католической Церковью. Нынешний митрополит Московский и всея Руси и другие старообрядческие епископы - преемники такого неканонического рукоположения, благодатность которого признать не предоставляется возможным.

Поэтому мы, конечно, принимаем Крещение совершенное старообрядческими священниками, которые могут совершать и миряне, но освящение Святого Мира без законно рукоположенного епископа совершить невозможно. Поэтому и благодатного Таинства Миропомазания у этих старообрядцев в принципе быть не может.

О таинственно-благодатной жизни в старообрядчестве. Часть 2

Фото: Геннадий Алексеев

Тайная Вечеря - вкушение плодов от Древа Жизни
Что такое покаяние и зачем нужна исповедь?


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (07.05.2012) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 5460
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика