Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Отечество Небесное и Родина земная
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 18.09.2021, 16:51 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Отечество Небесное и Родина земная

Автор: протоиерей Аркадий Штейнберг

Протоиерей Аркадий Штейнберг причащает прихожан

Может ли православный быть космополитом? Насколько правильно суждение, что у христианина одно Отечество – Небесное, а земная родина – понятие маловажное?

Попытаемся найти место и степень важности каждой из этих реальностей и их соотношение. «Человека, не считающего себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, но признающим весь мир своим отечеством, называют космополитом» (см. Толковый словарь русского языка). Делая поправку на светский характер этого понятия, приходим к тому же противопоставлению земного (национального) и небесного (всеобщего).

Господь наш Иисус Христос благовествовал людям приблизившееся Царство Небесное и возможность, войдя в Него через покаяние и исполнение заповедей Христовых, достичь вечной жизни и блаженства в соединении с Богом. Об этом как о самоважнейшем свидетельствует учение Христа. Для христианина есть один Отец – Отец Небесный – Бог: и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах (Мф. 23, 9); и соответственно – одно Отечество, Небесное, которого мы ищем, если идем верою по путям святых. Так они и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества, и стремились к лучшему, то есть к небесному (Евр. 11, 13–16), а не к земному. Господь заповедует нам – ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33), то есть Отечества Небесного, так и апостол указывает: наше же жительство – на небесах (Флп. 3, 20).

Итак, вроде, все ясно: главное – неземное, гражданам неба – Небесное. Ну, а мы-то с вами – какие? Не в будущем веке, а сейчас и здесь, на самом деле, а не в воображении. Где мы живем? С кем общаемся? Откуда берем хлеб, который едим, электричество, которым пользуемся? Куда обращаемся в случае болезни, при необходимости защиты от злых людей? И кто наши ближние, которых мы должны любить, как самих себя, и более того – как Христос нас возлюбил (см. Ин. 13, 34)? Мы уже достигли Царствия Божия и Отечества Небесного, которое есть Царство Любви, поскольку Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 16)? А вообще – мы умеем любить?

Задумаемся, наше земное Отечество – страна, в которой мы живем, наш народ с его культурой, языком, Поместной Православной Церковью с её традицией. Всё это мы восприняли и в этом живем и существуем, а вне этого мы – абстрактные тени, наличествующие только в воображении. И это земное наше Отечество – пространство нашего возрастания в любви и деятельного поиска Отечества Небесного, и второе невозможно без первого. Поэтому тот, кто исповедует себя исключительно гражданином мира, а земное Отечество почитает чем-то маловажным, на самом деле отрекается своего Отечества и исповедует царство собственного эгоизма, в котором вообще нет места Христовой любви. Тогда как правильный путь – возрастание в любви в этой конкретной земной жизни, в этом народе, в котором мы живем и который состоит из наших ближних; в этом государстве и в этой стране, частичками которых являемся и мы. Да, они по земному несовершенны, и ближние наши – грешники. Такие же, как и мы. Но мы должны, отвергая грех, не гнушаться грешниками, а учиться принимать их, помогать им и любить. Как Христос. И только так можно возрастать до Небесного Отечества, не отвергая и не забывая Отечества земного, как являет нам опыт святых.

Нужно увидеть, что земное Отечество – наша большая семья, в которой существует и наша собственная маленькая семья, даже если она многодетная. И вот что апостол говорит нам об этой реальности: Если же кто о своих (выделено ред.), и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать… А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим (Мф. 15, 4–6). Видим, что называет родителей отцом и матерью, а не ищет каких-либо других именований. Этому дерзновенно следует и апостол Павел, говоря о духовном родстве: Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1 Кор. 4, 14–15).

И Господь Иисус плакал об Иерусалиме, средоточии земного Отечества Своего и народа Своего (см. Лк. 19, 41); и почитал Матерь Свою; и будучи распятым на Кресте, поручил заботу о Ней возлюбленному ученику Своему (см. Ин. 19, 26–27).

Итак, видим, что подобает христианину возрастать от земного к небесному, не отсекая, но одухотворяя и преображая чувства первого, чтобы достичь второго. Ибо кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20). Таковой есть лицемер. И если не покается, таковому – горе (см. Мф. 23).

Протоиерей Аркадий Штейнберг,
настоятель Преображенского храма пос. Нудоль

Фото: Галина Акулова

Святой князь Владимир - Креститель Руси
Автор: свт. Николай Сербский (Велимирович)
Язычник, сын своего отца, прозванного «диким вепрем», Владимир должен был решиться на совершенно новый для себя путь. Он, никогда не отказывавший себе ни в одном земном удовольствии, доходивший до предела разврата, необузданной кровожадности, грабежа и мести, – должен был умереть старой душой и начать жить новой. Принимая христианскую веру, Владимир знал, что принимает и самую трудную из трех предложенных ему вер.



Духовный выбор князя Владимира и его воздействие на классическую и современную русскую культуру
Автор: священник Илия Ничипоров
В ХVIII веке, когда происходило далеко не безболезненное размежевание духовной и светской культур, рождались пронизанные истинным религиозным чувством поэтические миры М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина. Глубокое духовное содержание заложено в "натурфилософских" одах Ломоносова, где в раздумьях о месте человека во Вселенной взгляд ученого-естествоиспытателя обогащается религиозными и творческими прозрениями.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (27.08.2015) | Автор: протоиерей Аркадий Штейнберг
Просмотров: 2673
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика