Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Первосвятительский подвиг Патриарха Тихона
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Понедельник, 16.12.2019, 16:24 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождественский пост
Рождественский пост
28 ноября - 6 января
Рождественский пост



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

 
Главная » Статьи » Церковь и общество

Первосвятительский подвиг Патриарха Тихона

Автор: священник Александр Ионов, преподаватель КДС

«Мы живем в радостное время, мы видим осуществление идей соборности».

(Cлова святого Патриарха Тихона, сказанные в начале гонений на веру и Церковь в России в 1918 г.)

 

Святитель Московский Тихон был первым из праведников, живших в эпоху гонений ХХ века, причисленных Русской Православной Церковью к лику святых. Лишь спустя 3 года после канонизации этого святителя-исповедника были прославлены первые новомученики. И это имеет глубокий смысл, поскольку именно он первым на самой заре гонений возвысил свой голос в защиту веры и поругаемых святынь, опубликовав в январе 1918 г. послание, в котором анафематствовал гонителей. Ныне святитель Тихон возглавляет Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, как можно видеть, в том числе, на соответствующих иконах данного Собора.

Подготовка канонизации на Архиерейском Соборе 1989 г., приуроченном к 400-летию учреждения Патриаршества в Русской Церкви, Святейших Патриархов Иова и Тихона стала первым деянием учрежденной Священным Синодом 11 апреля 1989 г. постоянной Синодальной комиссии по канонизации святых под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

Родившись в 1865 г. в семье провинциального священника Торопецкого уезда Псковской губернии, будущий Патриарх Тихон, в миру Василий Иванович Белавин, сначала прошел обычную для тогдашних поповичей школу: сначала он окончил Торопецкое духовное училище и Псковскую духовную семинарию, но этим не ограничил свое образование, увенчав его в 1888 г. окончанием высшей школы – Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия и правом соискания степени магистра без повторных устных испытаний. Святитель с юности привык полагаться исключительно на волю Божию, поэтому по окончании академического курса он не вдруг определяется с выбором жизненного пути, в течение трех лет подвизаясь в качестве преподавателя родной Псковской семинарии.

Лишь в конце 1891 г. он принимает монашество и пресвитерский сан, а уже в марте 1892 г. начинается его церковно-административное служение, сначала в качестве инспектора семинарии г. Холма на территории Царства Польского, бывшего тогда частью Российской империи. В июле того же года он становится уже ректором данной духовной школы, а в октябре 1897 г. – епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии. Здесь Владыке Тихону удалось снискать любовь не только православной паствы, но и инославных (униатов и католиков): год спустя прощание с ним жителей Холма в связи с переводом на служение в Северную Америку было поистине всенародным и чуть ли не парализовало железнодорожное сообщение, так местные жители не хотели отпускать архипастыря.

В сентябре 1898 г. открывается новая веха в жизни святителя – служение на Алеутской и Аляскинской кафедре. Здесь ему удалось не только снискать любовь пасомых, но и способствовать объединению под своим омофором разных эмигрантских церковных общин США, не только православных (арабов-сирийцев, сербов), но даже униатов. В данном случае, конечно, сыграл опыт общения с представителями унии, приобретенный архипастырем на Холмщине. Во время служения на Североамериканском континенте святитель закладывает здесь основы духовного образования и монастырской жизни, значительно увеличивается число приходов и храмов, епархия преобразуется в «Алеутскую и Северо-Американскую» и даже приобретает двух викариев (в том числе одного араба), заканчивается перевод богослужения на английский язык и утверждается языковое многообразие в богослужении отдельных приходов. Венцом служения архипастыря в Америке становится созыв в 1907 г. епархиального Собора с участием епископов, клириков и мирян для обсуждения церковных дел – за 10 лет до возрождения соборного устройства в самой России и созыва Всероссийского Поместного Собора в 1917 г.

С 1907 по 1913 г. служение архиепископа Тихона проходило в Ярославской епархии, в 1913 г. его переводят на Виленскую и Литовскую кафедру. В 1914 г. началась Первая мировая война, и святителю пришлось нести тяготы военного времени вместе со своей паствой, а после оккупации территории епархии немцами – эвакуироваться вместе с органами епархиального управления в Москву. Сюда же были перевезены святыни епархии, в том числе мощи Виленских мучеников, которые были помещены на хранение в Покровском соборе на Красной площади. Вынужденное пребывание в Москве способствовало знакомству будущего Патриарха с местной паствой, которая не могла не полюбить его. В июне революционного 1917 г. архиепископ Тихон на епархиальном съезде духовенства и мирян, представлявшем всю Московскую епархию, был избран на кафедру Московских святителей.

В августе он был возведен в сан митрополита, и ему выпадает честь принимать в своем новом кафедральном городе первый после более чем двухсотлетнего перерыва Поместный Собор Русской Церкви, который сначала избирает его своим председателем, а 18 ноября 1917 г. – Патриархом Московским и всея России.

Окончательное избрание состоялось посредством жребия из 3-х кандидатов, которых избрал Собор. Как тогда говорили, кандидатами в Первосвятители были избраны «самый умный» (архиепископ Харьковский, а в будущем первый Предстоятель Русской Православной Церкви за границей Антоний (Храповицкий)), «самый строгий» (архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий)) и «самый добрый» (митрополит Тихон). Господь судил поставить во главе Русской Церкви «самого доброго», ибо в ту тяжелую годину, когда многие чада церковные соблазнялись и отпадали, нужен был именно такой добрый пастырь, готовый милостиво собрать «расточенных чад Божиих воедино». Избрание состоялось в Храме Христа Спасителя, а интронизация (в праздник Введения Пресвятой Богородицы во Храм) – в Успенском соборе Московского Кремля, пострадавшем во время октябрьских боев 1917 г. между большевиками и сторонниками Временного правительства.

Предстоятельство святителя Тихона с самого начала было ознаменовано развернутыми представителями новой безбожной власти беспрецедентными гонениями на веру и Церковь. Русский народ был ввергнут в братоубийственную Гражданскую войну. Ставший одним из итогов этой войны голод, охвативший многие районы нашей страны, стал поводом для развертывания новой волны гонений со стороны безбожников, которые на этот раз, помимо прочего, инспирировали внутри церковного общества т.н. обновленческий раскол. Наступила самая тяжелая пора в служении Патриарха, который более чем на год был изолирован от своей паствы, претерпевая домашний арест в Донском монастыре, допросы в ГПУ и даже тюремное заключение. Господь избавил своего избранника от унизительного публичного суда и казни, хотя святителю пришлось пережить в этот период мученическую кончину многих своих соработников на ниве церковной, в т. ч. священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Вернувшись в июне 1923 г. к церковному управлению, Патриарх Тихон уврачёвывает раны, нанесённые Русской Церкви обновленческим расколом. И хотя на том этапе раскол полностью преодолеть не удалось, тем не менее, он в значительной мере не потерял поддержку широких масс: многие заблудшие, в том числе ушедшие в раскол архипастыри и пастыри, внимая голосу Патриарха, возвращались в лоно канонической Церкви.

Святитель Тихон любил совершать богослужения. За 7 лет патриаршества им было отслужено 777 Литургий и около 400 вечерних богослужений, т. е. в среднем он служил каждые 2–3 дня, а если учитывать, что в эти 7 лет были периоды арестов и заключений, то может получиться, что и чаще.

Заботой последних месяцев жизни святителя Тихона было восстановление нормального течения церковной жизни, деятельности органов церковного управления, которая была дестабилизирована в годы гонений. Это было немыслимо без стабилизации отношений с советским государством. Труды, связанные с этим, окончательно подкосили здоровье Святейшего, и 7 апреля 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, он отошел ко Господу.

Погребение Святейшего Патриарха 12 апреля 1925 г. в Донском монастыре стало, по воспоминаниям современников, последней массовой манифестацией в советском государстве, неинспирированной властями: около миллиона людей пришли проститься со своим Предстоятелем. В отпевании приняли участие 56 архиереев и до 500 священников.

Тогда же было оглашено «Завещание Патриарха», согласно которому Патриаршим Местоблюстителем стал единственный находившийся на тот момент на свободе (из упомянутых в данном документе) митрополит Крутицкий Петр (Полянский). Назначить кандидатов на Местоблюстительство Патриарх Тихон был уполномочен еще в январе 1918 г. Поместным Собором. Это исключительное полномочие, которое противоречит церковным канонам, запрещающим епископам назначать себе преемников, было обусловлено исключительным положением Церкви в условиях гонений.

Тело святителя Тихона было погребено в специально устроенном склепе под полом Малого собора Донского монастыря. Внутрь храма были допущены только епископы, точное место погребения хранилось в тайне во избежание осквернения могилы безбожниками. Поскольку большинство духовенства и верующих в советской время не знали об особой маскировке места погребения в подвале собора (для этого была разобрана и вновь сложена расположенная под полом система калориферного отопления храма), ходили слухи об эксгумации тела Патриарха по указанию властей и даже его кремации в печи Донского крематория.

Данные слухи подпитывались тем, что лидер обновленцев лжемитрополит Александр Введенский через некоторое время после кончины Святейшего Патриарха стал совершать богослужения в облачении аналогичном тому, в котором был погребен святитель. Впоследствии по указанию Святейшего Патриарха Алексия I данное облачение Введенского даже было выкуплено и помещено в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Однако удалось установить, что таких патриарших облачений было заказано сразу три комплекта, и к Введенскому попал один из них, но не тот, в котором был погребен святитель Тихон.

В феврале 1992 г. совершилось обретение мощей святого Патриарха Тихона, которые ныне почивают в Большом соборе Донского монастыря.

Духовное наследие Святейшего Патриарха Тихона – это заповедь о любви и мире, которые так востребованы и сегодня, в XXI веке. Поэтому призывно и наставительно звучат сегодня слова святителя: «Все чада моей Церкви, кто-то верный, кто-то заблудший. Я могу молиться только о примирении народа».

 

Император Николай Александровича в сопровождении
архиепископа Тихона и директора археологического
института професора А.И.Успенского следуют в
Крестовую церковь Архиерейского дома. РГАКФД

 

Архиепископ Тихон в окопах на фронте 70-го Ряжского
полка. Штаб Северного фронта. МПТ ДМ

 

Молебен на Красной площади по случаю начала работы
Поместного Собора Русской Православной Церкви.
Фото 1917 г.

 

Святейший Патриарх Тихон на Красной площади
в окружении верующих и духовенства. ГИМ

 

Реконструкция облачения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России,
в день его интронизации в Успенском соборе Московского Кремля

 

Патриарх Тихон с духовенством
во время трапезы в Богородске

 

Святейший Патрарх Тихон, архиепископ Коломенский Иоасав (Каллистов), протопресвитер Николай Любимов
с прихожанами храма с. Троицкого-Голенищево. ПСТГУ

 

Патрарх Тихон, митрополит Петроградский Вениамин (Казанский)
и епископ Нарвский Геннадий (Туберозов). ЦГАКФД

 

Святейший Патриарх Тихон, митрополит Крутицкий
Петр (Полянский) и епископ Алексий (Готовцев)
во время пребывания в Серпухове. Фото 1924 г.

 

Патриарх Тихон с Преосвященными архипастырями
в гостях у митрополита Макария в Угрешском
монастыре. ЦАК МДА

 

Похороны Святейшего Патриарха Тихона. ПСТГУ

 

Поднятие крышки гроба святителя Тихона,
Патриарха Московского. ИС РПЦ

 

В статье использованы иллюстрации из книги: Архимандрит Тихон (Затёкин) «Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Жизнь и подвиг». – Нижний Новгород: Издательский отдел Нижегородской епархии. Вознесенский Печёрский монастырь, 2018. – 1024 с., ил.

 

Источник: mepar.ru


 

Жизнь в Церкви исчерпать нельзя (к столетнему юбилею храма святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси)

22 февраля – день обретения мощей свт. Тихона патриарха Всероссийского

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковь и общество | Добавил: jula (18.11.2019)
Просмотров: 146
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2019 Яндекс.Метрика