Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Победитель или побежденный?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 18.05.2022, 15:49 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Христос Воскресе!
Пасха
Христос Воскресе!


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Церковные праздники

Победитель или побежденный?

Автор: протоиерей Игорь Гагарин

"Горе побежденным!" - это древнее изречение, конечно же, верно.

С того момента, как мир отпал от Бога, в основе жизни и человека, и всей природы лежит борьба, и в этой борьбе побеждает сильнейший. Ему, победителю, - честь и слава, а побежденному - позор и горе.

Во времена Иисуса Христа в честь победителей устраивались так называемые триумфы. Победивший полководец возвращался в свой родной город с добычей и пленниками, а народ торжественно встречал его с цветами и славословиями за городской стеной. Триумф всегда был необыкновенно радостным и торжественным событием и для встречающих, и, конечно же, для самого победителя.

Об одном подобном триумфе мы ежегодно вспоминаем ровно за неделю до Пасхи, в праздник Входа Господня в Иерусалим, или, иначе, в Вербное воскресенье.

Победитель или побежденный?

Здесь, конечно, все было гораздо скромнее, чем в Риме. Во-первых, Иерусалим - не Рим, не столица гигантской империи; и победитель, Иисус Христос, ехал не на золотой колеснице, а на осле; и не было у Него ни богатых трофеев, ни тем более пленных рабов, ни тысяч воинов в красных плащах и блистающих доспехах, а только несколько учеников. Но зато было другое - ликование народа, вышедшего Его встречать с цветами, с пальмовыми ветвями.

Эти люди радовались не меньше, чем римляне, встречавшие цезарей, помпеев, августов. Ведь в глазах счастливых израильтян в этот день Иисус был не просто царем, а Мессией, Царем царей и всего мира, много веков назад обещанным Богом Израилю и наконец посланным. Ликующие толпы бросали к его ногам одежды, цветы, ветви финиковых пальм и верили: сбылась многовековая мечта, теперь наступит новое время. Вместо рабства и унижения Израиля - величие, слава и могущество. Всякая несправедливость будет наказана и уничтожена, а правда восторжествует навеки. Идет Царь, Которому Бог даст такую власть, какую не давал никому на земле, и Он употребит ее на то, чтобы добро восторжествовало над злом. Вот это действительно победа!

И было у этого шествия еще одно отличие от триумфа: обычно больше всех радовался сам виновник торжества. А здесь? В Евангелии от Луки читаем, что когда Иисус приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем... (Лк. 19, 41).

Ликуют все, кроме Того, Кто, казалось бы, должен был ликовать больше других. Иисус же плакал. Плакал о городе, о людях, которые так ничего и не поняли. Он знал, что не даст им ничего из того, что они от Него ожидают: не будет ни славы, ни величия, ни могущества, ни благоденствия. Глядя на ликующий город, Господь предсказывает ему: И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк. 19, 44).

Но люди не заметили этих слез. А если бы заметили, если бы услышали эти страшные пророчества, то, возможно, возразили бы: "Как же мы не узнали! Ведь весь город встречает тебя как Царя!"

Встречали, однако, не все. Первосвященники, законники, книжники и фарисеи отнюдь не ликовали. Эти люди, привыкшие к власти, всеобщему уважению и другим лестным привилегиям, чувствовали, что теряют всё. Еще немного, и весь народ пойдет за этим плотником из Назарета. Надо остановить Его во что бы то ни стало. Сегодня Он - победитель, сегодня - Его триумф, но законники знают: настроение толпы переменчиво; сегодняшняя слава может завтра обернуться позором и унижением, если повести дело с умом.

И, кажется, у них это получилось. Вслед за Вербным воскресеньем начинается Страстная седмица. В эти дни мы вспоминаем о самых скорбных и позорных страницах человеческой истории. Это дни предательства, неблагодарности, коварства, торжества зла над добром. Небесная Любовь пришла к людям, а люди надругались над ней и распяли на Кресте. Недолго же длилась победа!

И не так ли бывает в нашем сердце, которое в каком-то смысле тоже Иерусалим? Сколько раз мы принимали Христа с радостью и твердой решимостью: вот наш Царь, отныне вся жизнь - исключительно служение Ему! А потом - снова предаем, как Иуда, отрекаемся, как Петр, малодушествуем, как Пилат, и в конце концов - распинаем.

Там, на Голгофе, на Кресте Он просил Отца за Своих убийц: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Это Он и за нас с вами молился, хотя так ли уж мы не знаем, что творим?

В Великий Четверг вечером и особенно в Великую Пятницу христиане вспоминают о Христе предаваемом, мучимом, распинаемом и, как многим кажется, побежденном, униженном. Но впереди - Светлое Христово Воскресение. Вот тогда-то и станет ясно, кто же все-таки побежден, а Кто - Победитель.

Протоиерей Игорь Гагарин,
настоятель Иоанно-Предтеченского
храма с. Ивановское
Московской обл.

Фото: Татьяна Балашова

Вход Господень в Иерусалим
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Ликующий народ с ветвями финиковых пальм в руках приветствует Христа. Все ждут Его как царя-освободителя.
Все радуются. Не радуется только Богочеловек Иисус Христос. Он знает, что если люди не получат от Него земных благ, Его сочтут предателем национальных интересов и мечтаний о земном благополучии. И через несколько дней толпа этих же людей будет неистово кричать и требовать Его казни через распятие на Кресте.



Вход Господень в ИерусалимВоодушевление, равнодушие, предательство
Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
В канун Страстной седмицы хочется поразмышлять об этих трех вещах, которые попеременно могут посещать одну и ту же душу: о воодушевлении, о равнодушии и о предательстве. Страстная седмица предваряется праздником Входа Господня в Иерусалим. Вот одна из ярчайших картин воодушевления. Жители города вышли с цветами, с пальмовыми ветвями встречать Господа, в Котором они, наконец, признали Мессию. "Осанна!.." - восклицают они, и, наверное, трудно представить более полный и единодушный восторг. Люди счастливы, потому что сбылась многовековая мечта народа израильского. "Осанна Сыну Давидову!" Множество поколений отцов ждало этого дня. И вот он наступил.
Этот восторг был, без сомнения, искренним, но недолгим




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковные праздники | Добавил: Pravklin (28.04.2013) | Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Просмотров: 2471
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика