Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Почему в животном мире царит такая жестокость?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 01.07.2022, 01:16 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события
Пеший поход
«Дорога в Лавру»


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Почему в животном мире царит такая жестокость?

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Ответ на вопрос, пришедший к нам на сайт, мы решили разместить в каталоге статей, так как на схожие вопросы священникам приходится отвечать довольно часто.

- Почему все так происходит в животном мире? Плоть животных устроена таким образом, что они вынуждены страдать и причинять большие страдания друг другу. Так, например, олени во время омертвения верхнего слоя кожи их ветвистых рогов (по завершению их роста) вынуждены чесаться обо все подходящие поверхности из-за сильного зуда. На рогах образуются кровавые раны, которые привлекают множество кровососущих насекомых. Кроме того, сами рога имеют такую красноречивую форму, что становится понятна их сила, применяемая при кровавых боях с соплеменниками. Или еще пример: моржи, которые точно знают (природный инстинкт), как именно отстаивать свой авторитет среди конкурентов - острые клыки в ближнем бою беспощадно кромсают плоть "противника", образуя множественные раны, а то и увечья. И не счесть числа примерам такого устройства природы, когда животным иначе не выжить, если не поступать жестоко. Среди птиц - та же кукушка, чадо которой по заложенной программе инстинкта, еще будучи незрячим и неоперившимся, уже выталкивает своих "сводных" братьев и сестер из гнезда, чтобы потом проявлять себя как требовательный тунеядец, заставляя своих миниатюрных родителей наполнять его ненасытное чрево...

Ужасаешься, когда вникаешь в суть природы, - а не просто относишься к ней созерцательно.

Что же это значит?

В животном мире царит жестокость

Отвечает протоиерей Борис Балашов.

- Жестокая борьба за жизнь ведется не только между животными, страдающими от лап и когтей друг друга. Гораздо в большей степени живые существа мучаются и погибают от действий человека, его деятельности по освоению природных ресурсов, а также от "издержек" развития современной цивилизации. Сбываются слова Господа о последствиях грехопадения наших прародителей: Проклята земля в делех твоих (Быт. 3, 17, слав. перевод). Именно дела людей сделали зараженными, негодными землю и воду, породили "Чернобыли" и "Хиросимы", именно они стали причиной происходящего изменения климата нашей планеты.

В райском мире люди были благословлены владычествовать над животным миром и мудро владеть им (см. Быт. 1, 28), то есть быть царями для природы, как Бог является царем для людей. Однако после поражения грехом человеческой природы этот "царь" превратился для всего живого мира в жестокого деспота и тирана, сам страдая от душевных мук, болезней и смерти. И вот Сын Божий стал Сыном Человеческим, открыл людям Свое спасительное Евангелие, Крестной смертью и Воскресением победил адские силы греха и саму смерть. Действием Духа Святого в День Пятидесятницы родилась Святая Православная Церковь - семья Христова, в которой по своей вере Господу духовно обновляются люди, усыновившиеся Богу через Иисуса Христа. Итогом жизни Церкви будет преображение мира, и будет новое небо и новая земля (см. Откр. 21, 1).

А как же мир животный и растительный? Святой апостол Павел говорит: Тварь (творения - прим. авт.) покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 19-21).

Все живые Божии творения были сотворены прекрасными и добрыми. После грехопадения прародителей греховное болезненное изменение произошло во всем том мире, добрым и мудрым царем которого должен был быть человек - образ Божий. Весь животный и растительный мир стонет от собственного бессилия восстановить свое первоначальное состояние.

Ибо знаем, - продолжает апостол Павел, - что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде (Рим. 8, 22-24).

Благодатно обновленные, уверовавшие во Христа люди, вошедшие в живую связь с Богом, тоже ожидают воскресения своих тел для мира Небесной славы. В нем не только их души будут пребывать в Божией славе и радости, но весь преображенный человек со своей душой и телом войдет в новый мир. В этом мире отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21, 4).

Древнейший пророк Исайя за восемь веков до Рождества Иисуса Христа в удивительных образах возвещал о славном будущем Царстве Мессии, о Царстве вечной любви: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи (Ис. 11, 6-8).

В своем пророческом созерцании Исайя видит далекое от него по времени явление потомка царя Давида - Мессии Христа. Будущее Царство Мессии во всей полноте откроется тогда, когда Он духом уст Своих убьет нечестивого (Ис. 11, 4). Эту мысль древнего пророка объясняет апостол Павел: И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2 Фес. 2, 8).

Изображая характер этого будущего всемирного Царства Мессии, Исайя, в первую очередь останавливает свое внимание "на той метаморфозе, какая совершится в мире животном. Мир будет царить тогда во всей природе; самые жестокие и опасные животные утратят свою жестокость и кровожадные инстинкты и, довольствуясь растительною пищею, будут жить в мире с более слабыми животными" (Толковая Библия. Издание преемников А.П. Лопухина. Т. 5, СПб., 1908. С. 301).

Конечно, слова Исайи аллегоричны, и не стоит их понимать строго буквально. Но речь идет о том, что в вечном Царстве Христа прекратится борьба за существование во внешней природе. "Животные должны встретить нового человека, уже сами будучи наперед обновлены, как встретили они первозданного Адама. И все изображение этого мира между животными у пророка находится в полном согласии со сказанием книги Бытия и состоянием первозданного мира. В самом деле, животные до грехопадения человеческого питались только растительною пищею (Быт. 1, 30), человек был над ними господином (Быт. 1, 26; 28 и 2, 19)" (Там же. С. 301).

Священное Писание Нового Завета, как уже было сказано, подтверждает ту мысль, что пророк вполне мог иметь в виду настоящих животных, когда говорил о будущем преображении мира после Второго Пришествия Христа.

Заранее слышу возражения, что все приведенные мною мысли противоречат данным современных наук, и в первую очередь палеонтологии. Наука не знает тигров и львов, которые питались растительной пищей. И в глубокой древности на земле жили хищные звери, ведь раскопки дают тому подтверждения. Я с этим не спорю. Но какова же тогда ценность всего того, что мною сказано?

Во-первых, многие вещи и явления нашего земного мира можно объяснять с разных позиций. Первая - научная, которая объясняет что-либо, отвечая на вопрос: "почему так?" Вторая позиция - религиозная. В этом случае разные явления осмысляются с поставленными к ним вопросами: "зачем?" и "с какой целью?"

Библия, как Слово Бога, объясняет явления этого мира с позиции той цели, с какой они происходят, а не с позиций конкретных причин, которые эти явления вызвали.

Во-вторых, говоря о райском мире, мы должны помнить, что, по сути, мы не имеем никакого понятия о том, где этот Рай - Эдем - находился. Подробнее об этом можно прочитать в книге протоиерея Николая Иванова "И сказал Бог", выпущенной клинским издательством "Христианская жизнь".

Все останки древних животных, какие только доступны научному изучению, относятся исключительно к миру, находящемуся в состоянии греховного падения, поэтому хоть что-нибудь с научной позиции сказать о жизни в раю просто не представляется возможным.

Объективно оценивая все то, что происходит на земле, нельзя не согласиться со словами апостола любви Иоанна Богослова: Весь мир лежит во зле (1 Ин. 5, 19). Причина этого в том, что люди на заре своей истории предали Божию любовь и Его заповеди, решив по совету искусителя, что именно человек должен быть мерою всех вещей: что человеку представляется хорошо, то и нравственно, и никакие Божии заповеди, которые предупреждают о грозящей опасности, не нужны! В общем, как в прошлом столетии выразился вождь мирового пролетариата, "нравственно все то, что не мешает делу мировой революции"…

Святой апостол Павел говорит о преступлении Адама: Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. 5, 12). По этой причине Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1 Тим. 1, 15). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его… Последний же враг истребится - смерть (1 Кор. 15, 21-23, 26).

Мы видим и красоту мира, и ту жестокость и смерть, которые в нем царят. Почему же нас это смущает и даже возмущает? Если человек является исключительно продуктом земного мира и фактически бесхвостой обезьяной, то какие вообще могут возникать вопросы нравственного характера? Но вот именно потому, что люди являются образами Божиими, справедливо выражение древнего христианского писателя Тертуллиана: "душа человеческая по природе - христианка".

Когда человек впервые читает Евангелие, ищущая смысла жизни душа узнает как свое собственное и родное то, что возвещает Господь. Сама возможность ощущать зло и несправедливость в человеке присутствует именно потому, что потребность в Боге и Его любви глубоко заложена во внутреннем духовном мире Богом созданных людей.

Осознание того, что зло и смерть присутствуют и господствуют в земном мире, обоснованно представляется несправедливым и неестественным. Ведь скорбь об утраченном рае и подсознательная память о нем глубоко заложены в человеческую душу, чтобы люди стремились к построению рая в своей душе и собственной жизни. Именно тогда этот Рай станет для нас в итоге жизни полноценной реальностью.

Фото: www.animalpicture.ru, STEVE BLOOM / BARCROFT MEDIA

В чем суть грехопадения человека?
Если бы каждый из нас был совершенен, вокруг был бы другой мир


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (07.03.2012) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 4845
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика