Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Порфирий Петрович Мироносицкий: к 85-летию со дня смерти композитора
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 29.03.2024, 07:59 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Литература, искусство

Порфирий Петрович Мироносицкий: к 85-летию со дня смерти композитора

Автор: священник Анатолий Трушин

«Люди, которые в страшных застенках, сокрытые от глаз общественности, вне всякой связи со средствами массовой информации, в полном одиночестве лицом к лицу предстояли мучителям, действительно являют дивный пример стойкости и святости, и Церковь прославляет их имена».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Могила композитора на Новодевичьем кладбище

 

Имя Порфирия Петровича Мироносицкого известно православному певчему благодаря широко распространенному на клиросах церковному песнопению «Возведох очи мои в горы», написанному на 120 псалом царя Давида. Исследуя биографию и творчество Мироносицкого, можно с большой уверенностью говорить, что Порфирий Петрович входит в число тех людей, кто в условиях гонений на веру, начавшихся сто лет назад, остался верен Церкви.

* * *

Порфирий Петрович Мироносицкий родился 10 (22) января 1867 г. в селе Мордовском Качиме Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне Сосновоборский район Пензенской области) в семье священника. По наставлению своего отца, протоиерея Петра Мироносицкого, Порфирий поступил в Пензенскую духовную семинарию, которую окончил в 1887 г. В этом же году он поступил в Казанскую духовную академию, которую со степенью кандидата богословия окончил в 1891 г.  С 1891 г. Мироносикий начинает учительствовать в начальной школе села Русский Качим, где при содействии своего отца и младшего брата построил на старом кладбище новую школу, в которой использовал усовершенствованную методику преподавания и воспитания.

Будучи педагогом по призванию, он горячо полюбил крестьянских детей, наполнявших эту школу. «Церковная школа, по мнению Порфирия Петровича Мироносицкого, должна была соединить в себе добрые воспитательные начала древнерусской школы со строго научными данными современной педагогики2 ». Продолжая свое обучение, Порфирий 29 мая 1894 г. защитил ученую степень магистра богословия по теме диссертации «Афинагор – христианский апологет II века». С 27 декабря того же года причислен сверхштатным сотрудником к канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода и переведен в Санкт- Петербург. В это же время он начал преподавать в Свято-Владимирской церковно-учительской женской школе.

Занимаясь исследовательской и научной деятельностью, Мироносицкий 1 января 1896 г. стал помощником редактора журнала «Народное образование», в издании которого учавствовал вплоть до 1917 г. Осенью 1898 г. Порфирий Петрович женился на Елизавете Васильевне Шемякиной, которая была на десять лет младше его. Через год, в 1899 г., у них родился сын Роман, а в 1902 г. и второй сын – Василий. В январе 1913 г. Порфирий Мироносицкий был назначен постоянным членом Училищного совета при Священном Синоде, где участвовал в работе Комиссии по исправлению богослужебных книг3 . В период с 1914 по 1915 гг. совместно с Михаилом Андреевичем Остроумовым был редактором газеты «Приходской листок». С приходом революции 1917 г. Порфирий был вынужден оставить практически все занимаемые им должности. Не имея иной работы, был вынужден с 14 мая 1918 г. по ноябрь 1919 г. работать в Театральном отделе Наркомпроса. Но Мироносицкий стремился к педагогической деятельности: 2 января 1920 г. он был утвержден преподавателем церковного пения, с 27 июля того же года – профессором гимнологии и церковно-славянского языка в Петроградском богословском институте. Преподавал также церковное пение и церковно-славянский язык на богословских курсах второго благочиннического округа. С 22 апреля 1922 г. – преподаватель в классах пения на богословских курсах для взрослых при церкви святителя Андрея, архиепископа Критского. С 1925 г. – преподаватель греческого и церковно-славянского языков и церковного пения на Высших богословских курсах. С начала 1930-х гг. – преподаватель русского языка Ленинградского политехникума путей сообщения. Это было своеобразным ответом безбожной власти, ведь, по его мнению, «нельзя пассивно смотреть, как она воюет с Церковью. Нужно воспитывать в вере детей и укреплять в ней взрослых, в том числе и через преподавание». Мироносицкого арестовали по делу «Александро-Невского братства»4 в феврале 1932 г. вместе с десятками других церковных людей. В ходе следствия 1 марта 1932 г. Порфирий Петрович Мироносицкий умер от сердечного приступа в изоляторе. Его знакомым с большим трудом удалось забрать тело покойного и похоронить на Новодевичьем кладбище Ленинграда.

Источник: www.mepar.ru


 

1 К сожалению, точной даты смерти уточнить не удалось, так как у разных исследователей она разнится. Одни упоминают 1927 г., другие 1933 г. Архиепископ Иоанафан (Елецких) упоминает 1936 год. Лишь в одном все схожи – умер Порфирий Петрович 1 марта. Мы же для данной статьи использовали дату смерти, взятую из книги «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века», опубликованную на сайте ПСТГУ.

2 Методика преподавания молодого учителя подробно изложена в написанной им книге «Дневник учителя церковно-приходской школы». Публикация этой книги принесла ему общероссийскую известность. А его работа «Очерки развития грамотности в селе Мордовский Качим Городищенского уезда», опубликованная в журнале «Пензенские епархиальные ведомости» (1892. №№15, 16), не утратила своего значения и до настоящего времени.

3 Порфирий Петрович так увлекся переводом, что его даже пригласили в Комиссию по исправлению богослужебных переводов при Синоде, под начало архиепископа Сергия (Страгородского). Так он и проработал в этой комиссии до самой революции. Спорил о способах перевода с другим переводчиком, Николаем Нахимовым (псевдоним Н.Ч. Заиончковского). Их переписка стала самой известной дискуссией на тему богослужебных переводов в начале века. Надо было разобраться, как перевести, чтобы и на слух, и при чтении текст был понятен любому человеку. Порфирий Петрович отстаивал необходимость подходить к переводу не чисто филологически, а на богословских основаниях, опираясь на тексты Священного Писания и святых отцов.

4 В период с осени 1917 г. по зиму 1919 г. в Петрограде три раза появлялись объединения верующих право-славных людей, но они не получили серьезного развития. Первоначальный состав Александро-Невского братства включал в себя членов этих несостоявшихся церковных организаций. Датой создания братства является 1 февраля 1919 г., когда при Александро-Невской лавре был создан молодежный кружок, включавший в себя монахов и мирян.

Важным направлением деятельности братства являлось создание полулегальных монашеских общин в миру, а также монашеские постриги молодых людей (в том числе тайные) с целью сохранения института монашества в условиях массового закрытия монастырей. Братские отцы всегда считали одной из основных своих задач подготовку молодых образованных священнослужителей, что в условиях ограничения, а затем и полной ликвидации духовного образования позволило бы сохранить кадры духовенства, способного в будущем осуществить возрождение Церкви.

В результате политических репрессий органами ОГПУ в 1932 году деятельность Александро-Невского братства была прекращена. Все руководители братства, кроме будущего митрополита Ленинградского Гурия (Егорова), погибли в 1936–1938 гг., почти полностью было уничтожено и первое поколение молодых монахов, принявших постриг до 1932 г. Уцелели в основном те, кто на момент разгрома ещё являлись подростками. Именно из этого слоя вышли четыре будущих видных архиерея – митрополиты Иоанн (Вендланд), Леонид (Поляков), архиепископы Никон (Фомичёв), Михей (Хархаров), а также некоторые другие священнослужители.

Список использованной литературы:

1. Балашов  Н. На  пути  к  литургическому  возрождению. М., 2001.

2.  Древо.  Открытая  православная  энциклопедия. Электронный ресурс.

3. Мироносицкий  П.П. В  защиту  родной  письменности. Пг., 1917.

4. Мироносицкий П.П.Записки по теории музыки. СПб., 1904.

5.  Мироносицкий  П.П. Электронный  ресурс

http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/koi/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuAeC0ifOvVeCOee8YUXuvUt8XUe8YUXuLWs8uWeCQ*.

6. Пензенская энциклопедия. М., 2001.

7. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб., 2002.

8. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999


Композитор Петр Ильич Чайковский
Автор: диакон Анатолий Трушин
Вставал он между 7 и 8 часами и до девяти с половиной посвящал время серьезному чтению, сюда входили философские сочинения, а также занятия английским языком. Затем до часу дня он работал и отвечал на письма. После обеда композитор два часа гулял в одиночестве.

 


 

Композитор С.И. Танеев
Автор: Диакон Анатолий Трушин
Сергей Иванович Танеев –композитор, пианист, педагог, ученый и общественный деятель – самобытнейшее явление русской культуры, человек, без которого невозможно представить развитие русской национальной музыки конца XIX–начала XX веков.

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: jula (06.04.2017)
Просмотров: 2066
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика