Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Порфирий Петрович Мироносицкий: к 85-летию со дня смерти композитора
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 18.10.2017, 23:26 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Литература, искусство

Порфирий Петрович Мироносицкий: к 85-летию со дня смерти композитора

Автор: священник Анатолий Трушин

«Люди, которые в страшных застенках, сокрытые от глаз общественности, вне всякой связи со средствами массовой информации, в полном одиночестве лицом к лицу предстояли мучителям, действительно являют дивный пример стойкости и святости, и Церковь прославляет их имена».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Могила композитора на Новодевичьем кладбище

 

Имя Порфирия Петровича Мироносицкого известно православному певчему благодаря широко распространенному на клиросах церковному песнопению «Возведох очи мои в горы», написанному на 120 псалом царя Давида. Исследуя биографию и творчество Мироносицкого, можно с большой уверенностью говорить, что Порфирий Петрович входит в число тех людей, кто в условиях гонений на веру, начавшихся сто лет назад, остался верен Церкви.

* * *

Порфирий Петрович Мироносицкий родился 10 (22) января 1867 г. в селе Мордовском Качиме Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне Сосновоборский район Пензенской области) в семье священника. По наставлению своего отца, протоиерея Петра Мироносицкого, Порфирий поступил в Пензенскую духовную семинарию, которую окончил в 1887 г. В этом же году он поступил в Казанскую духовную академию, которую со степенью кандидата богословия окончил в 1891 г.  С 1891 г. Мироносикий начинает учительствовать в начальной школе села Русский Качим, где при содействии своего отца и младшего брата построил на старом кладбище новую школу, в которой использовал усовершенствованную методику преподавания и воспитания.

Будучи педагогом по призванию, он горячо полюбил крестьянских детей, наполнявших эту школу. «Церковная школа, по мнению Порфирия Петровича Мироносицкого, должна была соединить в себе добрые воспитательные начала древнерусской школы со строго научными данными современной педагогики2 ». Продолжая свое обучение, Порфирий 29 мая 1894 г. защитил ученую степень магистра богословия по теме диссертации «Афинагор – христианский апологет II века». С 27 декабря того же года причислен сверхштатным сотрудником к канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода и переведен в Санкт- Петербург. В это же время он начал преподавать в Свято-Владимирской церковно-учительской женской школе.

Занимаясь исследовательской и научной деятельностью, Мироносицкий 1 января 1896 г. стал помощником редактора журнала «Народное образование», в издании которого учавствовал вплоть до 1917 г. Осенью 1898 г. Порфирий Петрович женился на Елизавете Васильевне Шемякиной, которая была на десять лет младше его. Через год, в 1899 г., у них родился сын Роман, а в 1902 г. и второй сын – Василий. В январе 1913 г. Порфирий Мироносицкий был назначен постоянным членом Училищного совета при Священном Синоде, где участвовал в работе Комиссии по исправлению богослужебных книг3 . В период с 1914 по 1915 гг. совместно с Михаилом Андреевичем Остроумовым был редактором газеты «Приходской листок». С приходом революции 1917 г. Порфирий был вынужден оставить практически все занимаемые им должности. Не имея иной работы, был вынужден с 14 мая 1918 г. по ноябрь 1919 г. работать в Театральном отделе Наркомпроса. Но Мироносицкий стремился к педагогической деятельности: 2 января 1920 г. он был утвержден преподавателем церковного пения, с 27 июля того же года – профессором гимнологии и церковно-славянского языка в Петроградском богословском институте. Преподавал также церковное пение и церковно-славянский язык на богословских курсах второго благочиннического округа. С 22 апреля 1922 г. – преподаватель в классах пения на богословских курсах для взрослых при церкви святителя Андрея, архиепископа Критского. С 1925 г. – преподаватель греческого и церковно-славянского языков и церковного пения на Высших богословских курсах. С начала 1930-х гг. – преподаватель русского языка Ленинградского политехникума путей сообщения. Это было своеобразным ответом безбожной власти, ведь, по его мнению, «нельзя пассивно смотреть, как она воюет с Церковью. Нужно воспитывать в вере детей и укреплять в ней взрослых, в том числе и через преподавание». Мироносицкого арестовали по делу «Александро-Невского братства»4 в феврале 1932 г. вместе с десятками других церковных людей. В ходе следствия 1 марта 1932 г. Порфирий Петрович Мироносицкий умер от сердечного приступа в изоляторе. Его знакомым с большим трудом удалось забрать тело покойного и похоронить на Новодевичьем кладбище Ленинграда.

Источник: www.mepar.ru


 

1 К сожалению, точной даты смерти уточнить не удалось, так как у разных исследователей она разнится. Одни упоминают 1927 г., другие 1933 г. Архиепископ Иоанафан (Елецких) упоминает 1936 год. Лишь в одном все схожи – умер Порфирий Петрович 1 марта. Мы же для данной статьи использовали дату смерти, взятую из книги «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века», опубликованную на сайте ПСТГУ.

2 Методика преподавания молодого учителя подробно изложена в написанной им книге «Дневник учителя церковно-приходской школы». Публикация этой книги принесла ему общероссийскую известность. А его работа «Очерки развития грамотности в селе Мордовский Качим Городищенского уезда», опубликованная в журнале «Пензенские епархиальные ведомости» (1892. №№15, 16), не утратила своего значения и до настоящего времени.

3 Порфирий Петрович так увлекся переводом, что его даже пригласили в Комиссию по исправлению богослужебных переводов при Синоде, под начало архиепископа Сергия (Страгородского). Так он и проработал в этой комиссии до самой революции. Спорил о способах перевода с другим переводчиком, Николаем Нахимовым (псевдоним Н.Ч. Заиончковского). Их переписка стала самой известной дискуссией на тему богослужебных переводов в начале века. Надо было разобраться, как перевести, чтобы и на слух, и при чтении текст был понятен любому человеку. Порфирий Петрович отстаивал необходимость подходить к переводу не чисто филологически, а на богословских основаниях, опираясь на тексты Священного Писания и святых отцов.

4 В период с осени 1917 г. по зиму 1919 г. в Петрограде три раза появлялись объединения верующих право-славных людей, но они не получили серьезного развития. Первоначальный состав Александро-Невского братства включал в себя членов этих несостоявшихся церковных организаций. Датой создания братства является 1 февраля 1919 г., когда при Александро-Невской лавре был создан молодежный кружок, включавший в себя монахов и мирян.

Важным направлением деятельности братства являлось создание полулегальных монашеских общин в миру, а также монашеские постриги молодых людей (в том числе тайные) с целью сохранения института монашества в условиях массового закрытия монастырей. Братские отцы всегда считали одной из основных своих задач подготовку молодых образованных священнослужителей, что в условиях ограничения, а затем и полной ликвидации духовного образования позволило бы сохранить кадры духовенства, способного в будущем осуществить возрождение Церкви.

В результате политических репрессий органами ОГПУ в 1932 году деятельность Александро-Невского братства была прекращена. Все руководители братства, кроме будущего митрополита Ленинградского Гурия (Егорова), погибли в 1936–1938 гг., почти полностью было уничтожено и первое поколение молодых монахов, принявших постриг до 1932 г. Уцелели в основном те, кто на момент разгрома ещё являлись подростками. Именно из этого слоя вышли четыре будущих видных архиерея – митрополиты Иоанн (Вендланд), Леонид (Поляков), архиепископы Никон (Фомичёв), Михей (Хархаров), а также некоторые другие священнослужители.

Список использованной литературы:

1. Балашов  Н. На  пути  к  литургическому  возрождению. М., 2001.

2.  Древо.  Открытая  православная  энциклопедия. Электронный ресурс.

3. Мироносицкий  П.П. В  защиту  родной  письменности. Пг., 1917.

4. Мироносицкий П.П.Записки по теории музыки. СПб., 1904.

5.  Мироносицкий  П.П. Электронный  ресурс

http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/koi/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuAeC0ifOvVeCOee8YUXuvUt8XUe8YUXuLWs8uWeCQ*.

6. Пензенская энциклопедия. М., 2001.

7. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб., 2002.

8. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999


Композитор Петр Ильич Чайковский
Автор: диакон Анатолий Трушин
Вставал он между 7 и 8 часами и до девяти с половиной посвящал время серьезному чтению, сюда входили философские сочинения, а также занятия английским языком. Затем до часу дня он работал и отвечал на письма. После обеда композитор два часа гулял в одиночестве.

 


 

Композитор С.И. Танеев
Автор: Диакон Анатолий Трушин
Сергей Иванович Танеев –композитор, пианист, педагог, ученый и общественный деятель – самобытнейшее явление русской культуры, человек, без которого невозможно представить развитие русской национальной музыки конца XIX–начала XX веков.

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: jula (06.04.2017)
Просмотров: 315
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск



Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика