Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Пост
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 15.12.2018, 07:36 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождественский пост
Рождественский пост
28 ноября - 6 января
Рождественский пост



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Как мы веруем

Пост

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Известно, что в разных религиях и у разных народов существует пост как воздержание от какой-либо пищи или полное воздержание от еды. Не является в этом отношении исключением и христианство.

Великий пост

Однако уже два тысячелетия своей земной истории Православная Церковь утверждает, что христианский пост отнюдь не является только воздержанием в пище. Еще за восемь столетий до Рождества Христова святой пророк Исаия писал: Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся... Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца... (Ис. 58, 6-7, 9-10). Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте (Ис. 58, 2-4).

В еврейском мировоззрении царил взгляд на исполнение воли Божией как на внешнее соблюдение религиозных предписаний и исполнение обрядов. Пророк Исаия разоблачает такое уродливое воззрение как ханжество и лицемерие: Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте (Ис. 58, 4). Неужели подобный образ жизни можно назвать угодным Богу и совершением поста перед Ним? Из этих слов Священного Писания совершенно ясно, что один телесный пост, даже если он сопровождается изнурением тела, совершенно недостаточен.

В своих обличительных словах пророк Исаия раскрывает внутреннюю сторону поста, его истинную природу, состоящую в делах любви, милосердия и правосудия. Основная задача такого поста - борьба с греховным эгоизмом и служение людям. Именно такой пост приносит подлинно спасительные плоды: Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" (Ис. 58, 8-9).

Таким образом, по мысли пророка, истинный пост связан с нравственным исправлением и духовным оздоровлением людей.

Удивительно, почти целая глава у пророка Исаии посвящена посту, однако в ней нет ни одного слова о еде, а только о самом главном - о посте, который Господу угоден, о днях усиленного труда над человеческой душой, о понуждении ее к смирению, исправлению своих грехов и усиленному творению добрых дел.

Невозможно искать Бога и милостей от Него, если в этом участвует только наш желудок. Пост не является временем диетического питания для разгрузки организма. От имени Бога пророк Исаия сказал о людях, которые совершали служение Богу внешней, телесной деятельностью: Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно... (Ис. 58, 2). Но не там они ищут Бога и не так, как это нужно. Иисус Христос, повторяя мысли пророка Исаии, возвестил: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15, 8-11).

Эти мысли Священного Писания звучат и в православном великопостном богослужении: Братья! Постясь телесно, будем поститься и духовно; нарушим всякое несправедливое обязательство; откажемся от вынужденных сделок; всякую неправильную расписку разорвем, дадим голодным хлеба, нищих, не имеющих крова, введем в свои дома, чтобы получить от Христа великую милость (Вечерняя стихира в среду первой недели Великого поста в русском переводе).

В понедельник первой недели Великого поста Церковь воспевает на своем богослужении: Будем поститься постом приятным и угодным Богу. Истинный же пост в том, чтобы удаляться от всякого зла, сдерживать язык свой, подавлять гнев, удерживаться от страстей, осуждения близких, лжи и нарушения клятвы. Воздержание от всего этого и есть истинный и принимаемый Богом пост (Стихира на стиховне вечерни понедельника первой седмицы Великого поста в русском переводе).

Мы искажены грехом, в наших отношениях много зла, взаимных обид, злопамятности и всего того, что оскверняет нашу жизнь и делает ее порой невыносимой, похожей на ад. Есть способ выбраться из этого состояния. Для этого нужно поставить в центр жизни не себя, а Бога и близких людей. Это путь самоотречения: человек уподобляется хорошей матери с ребенком. Для нее ребенок - в центре жизни, а весь окружающий мир воспринимается через мир ребенка. Что ребенку плохо - плохо и ей, что ребенку хорошо - и ей хорошо. Вот так же мир становится другим, когда человек в центр жизни своей ставит Бога и Жизнь Вечную. Все тогда приобретает иной смысл, иную ценность.

Пост - особое время в году, время, посвященное Богу, время особого духовного роста. К сожалению, у большинства людей слово "пост" связано исключительно с гастрономией, когда просто меняют меню и едят пищу поскромнее. Конечно, то, что мы едим, играет какую-то роль, потому что мы существа духовно-телесные. Но христианский пост - это изменение образа жизни, это работа над своей душой. Что толку, если человек постится внешне, а сердце - не с Богом, полно зла, самолюбия, своеволия, противления воле Божией! У такого поста нулевая ценность, Богу не угоден такой пост.

Если человек ограничивает себя ради того, чтобы навести порядок в душе, в отношениях с ближними, в отношениях с Богом, - это Богу угодно и нам на пользу. Во время поста нужно постараться простить обиды, примириться, испросить прощения у других людей. Выправить неправильные отношения с людьми и с Богом, которые установились в течение жизни. Если хочешь, чтобы простили тебя, сам прости других - своих детей, близких, других людей. Это трудно и дается только усилием воли, напряжением всех сил, чтобы доброе и вечное в нас победило временное и злое.

Пост - это время, когда человек смиряется, преодолевает свою гордыню, свое самолюбие и старается во всем следовать воле Божией. Этот подвиг, как и вся земная жизнь христианина, требует больших усилий, самоограничения, но он радостен. Это радость, которую дает большой труд, - радость выздоравливающего больного.

Радость поста - особая. Она не буйная, она глубоко внутри сердца, потому что пост ведет к Пасхе, а подвиг жизни - к воскресению нашему и Вечной Жизни в Царстве Небесном.

Православный пост можно назвать курсом христианского лечения души.

Пост телесный выражается в удалении от развлекательных зрелищ и праздничных мероприятий, воздержании в супружеской жизни, посильном воздержании в пище, в частности, в отказе от мясо-молочной, яиц, а во время строгого поста, каким является Великий пост, - и от рыбной пищи. Пост духовный выражается в усиленной устремленности души к Богу и к исполнению Его воли. Более частая, чем обычно, церковная молитва помогает лучше раскрыть сердце Богу и погрузиться в атмосферу благодатной покаянной настроенности. Более частое и углубленное чтение Священного Писания в сочетании с большей, чем обычно, домашней молитвой помогает лучше ощутить Божию любовь, в ее свете увидеть себя самих такими, как мы есть, а не такими, какими мы себя воображаем. Трезвое видение своих грехов и недостатков помогает вести постоянную духовную битву за победу в нашей душе Божиих мира и любви.

Великий пост - это духовный путь, которым идут православные христиане к Празднику праздников - Светлому Христову Воскресению, Пасхе. Суету греховной жизни очень трудно победить, а без помощи Божией - просто невозможно. Мир греха со всех сторон кричит нам: "Живите беспечно, берите от жизни все, что можно, идите широким путем". Иисус Христос же призывает нас идти трудным путем борьбы, не боясь лишений и страданий, потому что это единственный путь к подлинному счастью, начинающемуся на земле и в полноте раскрывающемуся в Жизни Вечной.

Смысл Великого поста состоит в покаянии и очищении, с которыми Церковь ежегодно начинает медленное восхождение к радости Светлого Христова Воскресения. По сути только одного ждет от нас Бог - чтобы заплакала наша душа. И эта скорбь души означает, что наше сердце тронуто светлой печалью о высшем и чистом, что достиг нашего сердца благодатный свет и воскресла наша совесть, чтобы нищета, зло и пустота жизни перестали быть для нас чем-то естественным и нормальным. А душа жаждет нового, вечного и настоящего. Это и есть то покаяние, которое необходимо как живительный бальзам нашему сердцу.

Так начинается наше возвращение к подлинной жизни. И не случайно Великий пост совпадает с весной, и Пасха есть праздник весны, то есть оживления и воскресения природы. И наступает эта весна не только в природе, ее жаждет и наша душа, которой так необходимо воскресение. И Великий пост призван не только внешним образом изменить нашу жизнь, но через скорбь и плач души о чистой совести начать весеннее и радостное возвращение к любящему нас Богу.

Фото: Геннадий Алексеев

Праздники, седмицы и особенности богослужения в Великий пост
О питании в Великий пост


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: pravklin (15.02.2010) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 4033
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск






Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2018 Яндекс.Метрика