Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Претерпевший до конца спасется
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 16.04.2021, 03:02 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Великий пост
Великий пост
Великий пост


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Претерпевший до конца спасется

Автор: диакон Иоанн Иванов

Архиерейский собор, который проходил в августе 2000 г., принял решение о канонизации последнего российского императора Николая II и его семьи. Они были прославлены в чине страстотерпчества, принятом в Русской Православной Церкви. В этом чине традиционно канонизуют русских князей и государей, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания или смерть от рук политических противников.

Однако и сегодня серьезные недоумения и опасения вызывает утрированное, часто фанатичное почитание царской семьи или резкое неприятие решения о канонизации.

Российский император Николай II и его семья

Восприятие канонизации всё чаще, к сожалению, имеет политическую окраску. Некоторые до сих пор с доверием принимают созданный советской пропагандой образ "Николая Кровавого", иные же склонны противопоставлять ему диаметрально противоположный, но столь же далекий от исторической реальности мифологизированный образ "ритуально умученного жидами-сатанистами царя-искупителя". Церковь никогда не называла императора Николая II искупителем грехов русского народа, ибо для христианина существует лишь один Искупитель - Сам Христос. Подобные же представления, равно как и идея о необходимости принесения всенародного покаяния за убийство царской семьи, не раз осуждались Церковью, поскольку это представляет собой весьма характерный пример дополнения христианского понимания святости какими-то новыми смыслами философско-политического происхождения.

Действительно, сами по себе аспекты деятельности императора Николая II, видимо, не давали достаточных оснований как для его канонизации, так и для канонизации членов его семьи. Все это можно было обнаружить в фактах, связанных с его государственной и церковной политикой: трагедия на Ходынском поле 18 мая 1896 г., "кровавое воскресенье" 9 января 1905 г., проблема отношения государя и государыни к Распутину, проблема отречения императора от Российского престола и др.

Сегодня мы ищем виновных в трагических событиях периода правления последнего Романова. Например, давка на "Ходынке" в праздник коронации императора Николая Александровича. Мы перебираем разные исторические версии, чтобы найти виновного и осудить. Однако не задаем себе вопрос: а можно ли было предотвратить "ходынскую" трагедию? Вероятно, да, при условии согласованных и продуманных действий со стороны правительства, полиции и организаторов. Если рассматривать события 9 января, то надо учитывать, что мы опять имеем дело с массовыми беспорядками, происходившими в городе. Это массовое противозаконное выступление было подавлено непрофессионально. Однако император никаких преступных приказов в тот день не отдавал, так как находился в Царском Селе и был дезинформирован, а ответственность за случившееся с себя не снял. Отношения с Г. Е. Распутиным были сложными и противоречивыми, однако в целом в этих отношениях присутствовал элемент человеческой немощи, связанный с глубокими переживаниями за сына, тяжело страдающего от неизлечимой болезни.

Оценивая деятельность императора Николая II, можно вспомнить то, что Россия в то время была на первом месте в мире по темпам роста производства, входила в пятерку крупнейших и могущественных государств, была на первом месте в мире по экспорту зерна.

Сегодня мы почему-то забываем, что очень важна, например, оценка личной религиозности государя и членов его семьи. Религиозность Николая II и его супруги была чем-то бесспорно большим, чем простое следование традициям. Личное благочестие императора проявилось и в том, что за годы его царствования было канонизировано святых больше, чем за два предшествующих столетия, когда было прославлено лишь пять святых угодников. За время последнего царствования к лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский (1896 г.), преподобный Серафим Саровский (1903 г.), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 г.), святитель Иоасаф Белгородский (1911 г.), святитель Ермоген Московский (1913 г.), святитель Питирим Тамбовский (1914 г.), святитель Иоанн Тобольский (1916 г.). При этом император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Император Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. В начале XX века в России и Русской Православной Церкви все более усиливалось стремление к восстановлению патриаршего правления. Этому способствовали и религиозные настроения Николая II, придававшего большое значение возрождению православной веры в умах и сердцах своих подданных.

Все это позволяет несколько иначе взглянуть на фигуру последнего царя. Канонизированный святой - не безгрешный. Драма страстотерпчества, "непротивления смерти" заключается как раз в том, что именно немощные люди, часто немало грешившие, находят в себе силы превозмочь слабую человеческую природу и умереть с именем Христа на устах и в сердце. Подвиг непротивления в тех условиях был единственной возможностью спасти тысячи, если не миллионы жизней, которые неминуемо бы погибли в результате столкновения противников и сторонников Николая II. И это при том, что императору по его должности вручается меч, чтобы он силой этого государственного меча защищал свой народ и свою веру. Безусловно, русская монархия, пойди государь в тех условиях на силовое сохранение самодержавия, превратилась бы в нечто абсолютно на себя не похожее, а может быть, и антихристианское по своему существу. В ту минуту, очевидно, воля Божия была в том, чтобы Россия прошла тем крестным путем, которым должна была пройти.

С верой в промысел Божий император Николай II взял на себя и на свою семью полноту ответственности за все действия царской власти за два столетия. Они всей семьей могли эмигрировать и спасти свою жизнь, как сделали многие. Но капитан тонущего корабля должен покинуть судно последним, когда все уже спаслись.

Император понимал, в какую губительную пучину толкнули страну враги России и сколько будет пролито крови. Чувство ответственности за народ Российской империи не позволяло государю спасать жизнь свою и своей семье, когда громадному количеству людей предстояло терпеть лютые испытания, а многим и мучительную смерть от безбожной власти. И всю тяжесть страшного креста император Николай II и его семья приняли до последнего вздоха.


В каком случае человека можно канонизировать как мученика?
Великая княгиня Елизавета Федоровна и Марфо-Мариинская обитель милосердия


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (17.07.2011) | Автор: Диакон Иоанн Иванов
Просмотров: 2193
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика